приказом Министерства
цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 09.12.2021 N 1322
1. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым Федеральным законом "Об электронной подписи" ценностям - это системно организованная деятельность Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по комплексной реализации мер организационного, информационного, правового, социального и иного характера, направленных на достижение следующих основных целей:
повышение прозрачности системы государственного контроля и надзора за соблюдением требований Федерального закона "Об электронной подписи";
снижение административных и финансовых издержек контрольно-надзорного органа и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;
предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований Федерального закона "Об электронной подписи".
2. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной среды:
текущее состояние подконтрольной среды характеризуется снижением количества подконтрольных субъектов. Вместе с тем наблюдается наличие недобросовестных подконтрольных субъектов, сознательно нарушающих действующее законодательство в сфере электронной подписи в целях получения финансовых выгод. Такие нарушения приводят к рискам причинения убытков физическим и юридическим лицам. В связи с этим профилактика нарушений действующего законодательства в сфере электронной подписи выстраивается на регулярной основе и проводится в тех регионах Российской Федерации, где осуществляют свою деятельность подконтрольные субъекты.
3. Проведение профилактических мероприятий по предупреждению рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым Федеральным законом "Об электронной подписи" ценностям (далее - профилактические мероприятия) позволит:
сформировать единое понимание обязательных требований Федерального закона "Об электронной подписи" у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
инвентаризировать состав и особенности подконтрольных субъектов;
выявить причины, факторы и условия, способствующие нарушению обязательных требований Федерального закона "Об электронной подписи", определить способы устранения или снижения рисков их возникновения.
4. В рамках Программы рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым Федеральным законом "Об электронной подписи" ценностям на 2022 год (далее - Программа):
под контрольно-надзорным органом, осуществляющим государственные функции контроля и надзора за соблюдением требований Федерального закона "Об электронной подписи", понимается Минцифры России;
под подконтрольными субъектами понимаются юридические лица, являющиеся удостоверяющими центрами, аккредитованными в соответствии с Федеральным законом "Об электронной подписи";
под профилактическими мероприятиями понимаются меры правового, организационного, информационного и иного характера, проводимые Минцифры России в целях предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, направленных на снижение рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения указаны в плане-графике профилактических мероприятий по предупреждению рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым Федеральным законом "Об электронной подписи" ценностям на 2022 год.
5. Профилактические мероприятия осуществляются на основе следующих принципов:
понятности - представление информации об обязательных требованиях Федерального закона "Об электронной подписи" в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов, их содержащих, и административных последствий за нарушение обязательных требований;
информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);
вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия с контрольно-надзорным органом по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
полноты охвата - включение в Программу максимального числа подконтрольных субъектов;
обязательности - обязательное проведение профилактических мероприятий контрольно-надзорным органом;
актуальности - регулярный анализ и обновление Программы, использование актуальных достижений науки и технологий при проведении профилактических мероприятий;
релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов (специфика вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации);
периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
6. В целях профилактики нарушений обязательных требований Минцифры России:
обеспечивает размещение на официальных сайтах в сети Интернет перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
осуществляет информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований посредством проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, о сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
обеспечивает регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления государственного контроля (надзора) и размещение на официальном сайте в сети Интернет соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами в целях недопущения таких нарушений.
7. Под показателями качества профилактических мероприятий (и их сравнением с прошлым годом) понимаются:
улучшение состояния подконтрольной среды (повышение уровня законопослушности, повышение качества поступающей информации);
снижение количества нарушений обязательных требований.
8. По результатам работы по проведению профилактических мероприятий на основании пункта 6 Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990, Минцифры России готовит доклад о правоприменительной практике за год (далее - Доклад).
9. В качестве источников сведений для анализа состояния контрольно-надзорной деятельности Минцифры России в рамках подготовки Доклада могут использоваться в том числе:
результаты проверок и иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами;
результаты обжалований действий и решений должностных лиц Минцифры России в административном порядке;
результаты обжалований действий и решений должностных лиц Минцифры России в судебном порядке и иные материалы судебной практики;
результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам деятельности Минцифры России;
результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан, в том числе содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям;
результаты составления и рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, административных расследований, постановлений о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении;
разъяснения, даваемые Минцифры России по вопросам применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), соблюдения обязательных требований Федерального закона "Об электронной подписи";
разъяснения, полученные Минцифры России от органов прокуратуры, иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением контрольно-надзорной деятельности.
10. В рамках Программы административные действия осуществляются федеральными государственными гражданскими служащими Минцифры России в соответствии с установленным распределением должностных обязанностей.
11. Официальный сайт Минцифры России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором содержится информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, а также размещается Программа, находится по адресу: https://digital.gov.ru/ru/.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей