С 2018 года реализуется концепция налоговых расходов.
Под налоговыми расходами понимаются выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично-правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам <1>. Таким образом, налоговый расход должен способствовать достижению целей государственных программ Российской Федерации (далее - государственная программа) и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации (далее - социально-экономическая политика).
--------------------------------
<1> Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Льготы, которые не связаны с достижением целей государственных программ и (или) целей социально-экономической политики и которые более объективно и справедливо определяют (уточняют) основные элементы налогообложения, структуру налогового или таможенного платежа (объект, ставку, базу, порядок исчисления), не относятся к налоговым расходам и являются базовым элементом налогообложения.
Льготы, принятые в качестве симметричных мер в рамках договоров с иностранными государствами либо действующих не только в границах территории Российской Федерации (являются международной распространенной практикой), к налоговым расходам не относятся и являются стандартным освобождением.
Исходя из характера цели налогового расхода, определяется его целевая категория. Пунктом 2 Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439, предусмотрено три целевые категории налоговых расходов:
- социальные, включающие налоговые расходы, напрямую способствующие снижению налогового бремени населения (по налогам, взимаемым исключительно с физических лиц), или направлены на создание благоприятных условий для оказания услуг в социальной сфере, повышения их качества и доступности;
- стимулирующие, которые направлены на развитие предпринимательской, инвестиционной, инновационной деятельности, и способствуют дальнейшему росту поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- технические, сущность которых заключается в устранении встречных потоков средств федерального бюджета.
Сведения о целевых категориях должны быть отражены в методике оценки эффективности налоговых расходов (далее - Методика).
Система оценки налоговых расходов включает в себя учет налоговых расходов, оценку объемов налоговых расходов, формирование Перечня налоговых расходов Российской Федерации (далее - Перечень) и оценку эффективности налоговых расходов. Правила формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации определены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 (далее соответственно - Правила, Постановление N 439).
Бюджетным кодексом Российской Федерации (статьи 6 и 174.3) и Постановлением N 439 предусмотрено обязательное проведение оценки налоговых расходов.
Такая оценка проводится куратором налогового расхода - федеральным органом исполнительной власти (иным федеральным государственным органом, организацией), ответственным за достижение соответствующих налоговому расходу целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики.
Состав налоговых расходов, в отношении которых требуется проведение ежегодной оценки их эффективности, определяется Перечнем. Проект Перечня формируется Минфином России и подлежит согласованию с кураторами налоговых расходов. Неурегулированные в ходе согласования проекта Перечня разногласия рассматриваются Правительственной комиссией по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов.
В соответствии с Положением о системе управления государственными программами Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786, в паспорте государственной программы (комплексной программы) следует отражать общий объем налоговых расходов, предусмотренных в рамках этой государственной программы (комплексной программы).
Под оценкой эффективности налоговых расходов понимается комплекс мероприятий, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам льгот исходя из целевых характеристик налоговых расходов. На основании результатов оценки куратором налоговых расходов должно приниматься решение о пролонгации, корректировке или отмене льготы.
Итоги оценки эффективности налоговых расходов рассматриваются Правительственной комиссией по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов, а результаты рассмотрения оценки налоговых расходов учитываются при формировании основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации и при проведении оценки эффективности реализации государственных программ.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей