III.2.1. Порядок проведения оценки вклада налоговой льготы в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики

Под показателем достижения целей государственных программ и (или) целей социально-экономической политики (далее - целевой показатель) понимается показатель, количественно характеризующий достижение цели (целей) государственной программы и (или) социально-экономической политики, которому (которым) соответствует налоговый расход.

Целевой показатель должен, во-первых, отражать специфику налогового расхода, и, во-вторых, соответствовать показателю или ожидаемому результату государственной программы или иного документа стратегического планирования, содержащего цель социально-экономической политики, которой должен соответствовать налоговый расход.

При этом допускается использование показателя, не содержащегося в документах стратегического планирования. Это применимо только в том случае, когда налоговый расход не оказывает существенное влияние на изменение показателя, имеющегося в документе стратегического планирования, а иной показатель является индикатором действия налоговой льготы. В этом случае куратор вправе определить иной показатель, отраженный в Федеральном плане статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, или используемый в составе отраслевой статистики ФОИВ, соответствующий документам стратегического планирования. В отдельных случаях куратором в качестве целевого показателя может быть установлен расчетный показатель, по которому, в свою очередь, в Методике требуется отразить порядок его расчета.

Оценке подлежит вклад предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения целевого показателя, который рассчитывается как разница между фактическим значением указанного показателя с учетом льготы и расчетным значением указанного показателя в случае отсутствия льготы.

В Методике следует отразить порядок расчета значения целевого показателя без учета льготы, который должен детализировать механизм расчета значения в случае отсутствия льготы с учетом текущего значения этого же показателя (в условиях действия льготы) и имеющихся данных статистических расчетов. При этом не рекомендуется применение методов экспертных оценок. Также при расчете значений целевых показателей следует учитывать, что, как правило, на достижение выбранного показателя также влияют иные факторы, в связи с чем наличие льгот не является единственным фактором его достижения.

При расчете значений целевых показателей без учета льгот могут быть использованы, в частности, следующие методы расчета таких значений:

1) построение модели (в том числе уравнения регрессии) на основании ретроспективных данных о динамике объема оказанных услуг (реализованных товаров) и темпах роста стоимости одной единицы услуги (товара), посредством которого возможно рассчитать объем оказанных услуг (реализованных товаров) в случае увеличения стоимости одной единицы услуги (товара) в результате отмены льгот.

Для социальных налоговых расходов в модель должны закладываться критерии адресной поддержки и нуждаемости, а расчет влияния на показатель следует производить с учетом точечного влияния отмены фронтальной льготы только для граждан, соответствующих установленным критериям адресной поддержки населения и (или) факторам нуждаемости;

2) построение финансовой модели для проектов, предполагающей расчет влияния отмены льготы на финансово-хозяйственную деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей - участников проектов (в случаях, когда целью налогового расхода является запуск и реализация инвестиционных проектов при ограниченном числе получателей);

3) сопоставление рассматриваемого показателя по исследуемой выборке с динамикой данного показателя по общей совокупности (аналогичному или схожему по характеристикам объекту). Например, сопоставление темпов роста объема инвестиций в Российской Федерации с динамикой инвестиций в регионе предоставления льготы;

4) сопоставление среднего показателя по исследуемой выборке с этим же показателем для отдельных льготополучателей (например, сопоставление отраслевой рентабельности с рентабельностью по кругу льготополучателей).