III.2.3. Порядок проведения оценки совокупного бюджетного эффекта налогового расхода

Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов проводится в отношении стимулирующих налоговых расходов. Оценка совокупного бюджетного эффекта направлена на определение окупаемости налоговых расходов посредством увеличения налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от лиц, применивших налоговые льготы, обуславливающие налоговые расходы.

Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов определяется отдельно по каждому налоговому расходу. В случае если для отдельных категорий плательщиков, имеющих право на льготы, предоставлены льготы по нескольким видам налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов, оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов определяется в целом в отношении соответствующей категории плательщиков, имеющих льготы.

Основные положения по проведению оценки совокупного бюджетного эффекта налогового расхода определены пунктами 20 - 21 Правил.

Порядок проведения оценки совокупного бюджетного эффекта налогового расхода:

1) Определение базового года

Под базовым годом понимается год, предшествующий году начала получения j-м плательщиком льготы, либо 6-й год, предшествующий отчетному году, если льготы предоставляются плательщику более 6 лет.

При проведении оценки в 2022 году отчетным годом является 2021 год, соответственно если льгота действует более шести лет, то базовым годом является 2016 год.

В случае если льгота введена в 2017 году и позднее, то для расчета бюджетного эффекта используются прогнозные значения кураторов налоговых расходов и Минфина России.

2) Определение налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, задекларированных для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации j-м плательщиком в i-м году (Nij)

Суммирование объемов налогов без учета пени и штрафных санкций в консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов, задекларированных плательщиками - получателями налоговых льгот.

3) Определение базового объема налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, задекларированных для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации j-м плательщиком в базовом году (B0j)

Базовый объем налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование включает в себя:

- объем налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, задекларированных для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации j-м плательщиком в базовом году (N0j);

- объем льгот, предоставленных j-му плательщику в базовом году (L0j).

4) Осуществление расчета совокупного бюджетного эффекта по формуле:

00000002.wmz, где

i порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5;

mi количество плательщиков, воспользовавшихся льготой в i-м году;

j порядковый номер плательщика, имеющий значение от 1 до m;

gi номинальный темп прироста доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в i-м году по отношению к базовому году;

r расчетная стоимость среднесрочных рыночных заимствований Российской Федерации, принимаемая на уровне 7,5%.

В Методике допускается как подробное описание порядка оценки совокупного бюджетного эффекта, так и указание ссылки на пункты 20-21 Правил, которыми регламентирован указанный порядок.

Оценка совокупного бюджетного эффекта отдельных налоговых расходов может проводиться агрегированно. Такой подход применим, в частности, в случае предоставления пакета льгот в рамках преференциального режима (особые экономические зоны, территории опережающего социально-экономического развития и т.д.), предоставления льгот идентичным получателям (многодетные семьи, сельскохозяйственные товаропроизводители и т.д.), предоставление льгот по идентичным объектам налогообложения (реализация и ввоз продовольственных товаров, добыча полезных ископаемых в определенной категории месторождений и т.д.). При этом формирование агрегированной информации для проведения такой оценки осуществляется не куратором налоговых расходов, а ФНС России совместно с ФТС России. При этом в целях обеспечения возможности предоставления кураторам агрегированных сведений в срок до 15 ноября ежегодно, куратору налоговых расходов не позднее 15 августа надлежит направить в Минфин России соответствующее уведомление с указанием перечня налоговых расходов, в отношении которых оценка совокупного бюджетного эффекта проводится агрегированно.