Документ утрачивает силу с 1 марта 2025 года в связи с изданием Приказа Минтруда России от 26.07.2024 N 374н, утвердившего новые классификации и критерии.

5 Психические расстройства и расстройства поведения (класс V)

5

Психические расстройства и расстройства поведения (класс V)

F00 - F99

Примечание к пункту 5.

Количественная оценка степени выраженности нарушений психических функций ребенка в возрасте до 18 лет, обусловленных психическими расстройствами и расстройствами поведения, основывается на типологии, степени выраженности, прогредиентности патопсихологической, психопатологической и личностной симптоматики в различные возрастные периоды с учетом возрастной динамики данных расстройств. Независимо от нозологической формы психического расстройства при оценке степени выраженности психических функций учитывается уровень реабилитационного потенциала организма ребенка (фактор наследственности, половозрастные особенности, состояние иных органов и систем организма), реабилитационного потенциала личности ребенка (интеллектуальный, мотивационный и эмоционально-волевой компонент в зависимости от возраста), а также состояние его ближайшей социальной группы (семьи), характер получения образования (обучение по основным общеобразовательным стандартам или по адаптированной программе), профессиональный маршрут (в возрасте старше 14 лет). Необходимой составляющей является уровень адаптации в основных сферах жизнедеятельности ребенка (семейной, бытовой, социально-средовой, в ситуации обучения, профессиональной сфере и прочих).

5.1

Нарушения психологического развития

F80 - F89

5.1.1

Специфические расстройства речи и языка

F80

Специфические расстройства развития учебных навыков

F81

Смешанные специфические расстройства психологического развития (стойкая задержка развития)

F83

Заикание

F98.5

Симптомы, признаки, относящиеся к речи и голосу

R47 - R49

Примечание к подпункту 5.1.1.

Количественная оценка степени выраженности нарушений языковых и речевых функций у детей в возрасте 3 года и старше зависит от уровня (степени) общего или системного недоразвития речи (ОНР и СНР соответственно), от вида речевого синдрома и степени выраженности нарушений устной речи (ринолалия, дизартрия, дислалия, заикание, алалия, афазия) и/или письменной речи (дисграфия, дислексия, дискалькулия); нарушений голосообразования. Также имеет значение возраст начала проведения мероприятий по комплексной реабилитации и абилитации (хирургическая коррекция, медикаментозная терапия, логопедическая, дефектологическая и психологическая коррекция) и их эффективность. Заключение с указанием степени (уровня) общего или системного недоразвития речи, конкретного вида речевого синдрома и степени его выраженности предоставляет специалист-логопед медицинской организации.

При определении количественной оценки степени выраженности языковых и речевых нарушений в возрасте до 3 лет необходимо учитывать темповую задержку формирования речевых навыков, которая рассматривается как нестойкое нарушение языковых и речевых функций. Нарушения языковых и речевых функций в этом возрастном периоде не бывают изолированными, как правило, входят в структуру различных клинических синдромов, обусловленных патологией ЦНС, психической и/или соматической сферы. На формирование речевых функций в данный возрастной период оказывают влияние объем и качество проводимого восстановительного лечения, в том числе педагогической и психологической коррекции.

5.1.1.1

Нарушения психических, языковых и речевых функций, сенсорных функций;

МКФ: B 110 - 139, B 140 - 189, B 198, B 199, B 310 - 340, B 398, B 399, B 210 - 299

Для детей в возрасте 3 - 17 лет:

ОНР 3 и 4 уровня речевого развития, СНР легкой степени, незначительные проявления речевых синдромов устной и письменной речи; незначительные нарушения психических и/или сенсорных функций

10 - 30

5.1.1.2

Нарушения психических, языковых и речевых функций, сенсорных функций;

МКФ: B 110 - 139, B 140 - 189, B 198, B 199, B 310 - 340, B 398, B 399, B 210 - 299

Для детей в возрасте 3 - 17 лет:

ОНР 2 уровня речевого развития, СНР средней степени, умеренные проявления речевых синдромов устной и письменной речи;

нарушения психических и/или сенсорных функций (незначительные/умеренные)

40 - 60

5.1.1.3

Нарушения психических, языковых и речевых функций, сенсорных функций;

МКФ: B 110 - 139, B 140 - 189, B 198, B 199, B 310 - 340, B 398, B 399, B 210 - 299

Для детей в возрасте 3 - 17 лет:

ОНР 1 уровня речевого развития, СНР выраженной степени, выраженные проявления речевых синдромов устной и письменной речи; нарушения психических и/или сенсорных функций (незначительные/умеренные/выраженные)

70 - 80

5.1.2

Общие расстройства психологического развития

F84

Примечание к подпункту 5.1.2.

Количественная оценка степени выраженности нарушений функций организма ребенка в возрасте до 18 лет при расстройствах аутистического спектра основывается на оценке степени дефицита социальной коммуникации и социального взаимодействия; оценке "поведенческого сценария" (фобии и аффективные методы защиты - моторные и речевые стереотипии, поведенческие ритуалы, сверхценные увлечения, патологические фантазии, "феномен тождества" или требование неизменности, повышенная или неадекватная реакция на сенсорные стимулы, постоянства). Дополнительными критериями оценки является отсутствие или наличие специфических речевых нарушений, интеллектуальной недостаточности, психопатологических проявлений (кататонический синдром, пароксизмальные нарушения в структуре аутизма).

В возрастном периоде от 0 до 3 лет количественная оценка степени выраженности функций организма должна учитывать степень нарушения коммуникативных навыков, темп психомоторного развития ребенка и формирования социальных и поведенческих навыков.

5.1.2.1

Детский аутизм

F84.0

Атипичный аутизм

F84.1

Синдром Ретта

F84.2

Синдром Геллера

F84.3

5.1.2.1.1

Нарушения психических, языковых и речевых функций;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399.

Для детей в возрасте 0 - 17 лет:

ребенок самостоятельно устанавливает контакт, но испытывает трудности в организации общения (нервозность, робость, быстрое истощение, двигательная расторможенность).

Нет активного избегания взгляда. "Поведенческий сценарий": сохранение постоянства среды за счет формирования штампов - образцов правильного социального поведения; защитные образования (стереотипии, ритуалы) минимальны, носят адекватный, компенсаторный характер и появляются в ситуации тревоги.

0 - 3 года: навыки формируются соответственно возрасту либо имеется незначительная задержка (регресс) психомоторного, речевого развития и социальных навыков.

4 - 17 лет: функции речи не нарушены либо имеются незначительные специфические нарушения речи (ОНР 3 или 4 уровня речевого развития/СНР легкой степени).

Интеллект не снижен либо снижен незначительно:

4 - 15 лет: IQ = 70 - 79 баллов; 16 - 17 лет: IQ = 65 - 69 баллов

10 - 30

5.1.2.1.2

Нарушения психических, языковых и речевых функций;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399

Для детей в возрасте 0 - 17 лет:

ребенок самостоятельно устанавливает минимальный контакт с окружающими, требуется постоянное побуждение. Во время контакта - повышенный уровень нервозности и боязни. Наличие кратковременного фиксированного визуального контакта.

"Поведенческий сценарий": допускаются минимальные нарушения стереотипа общения, формируя сложные виды аффективной защиты (патологические увлечения, компенсаторные фантазии, лишенные социальной направленности).

0 - 3 года: не сформирована познавательная и коммуникативная функция речи, имеет место нарушение (регресс) психического, речевого развития и задержка формирования поведенческих и социальных навыков;

4 - 17 лет: нарушена коммуникативная функция речи, имеются умеренные специфические нарушения речи (ОНР 2/СНР легкой или средней степени).

Интеллект не снижен либо снижен от незначительной до умеренной степени (4 - 15 лет: IQ = 50 - 69 баллов; 16 - 17 лет: IQ = 50 - 64 баллов)

40 - 60

5.1.2.1.3

Нарушения психических, языковых и речевых функций, функций пищеварительной системы, мочевыделительной функции;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399, B 510 - 539, B 610 - 639

Для детей в возрасте 0 - 17 лет:

ребенок самостоятельно не устанавливает контакт с окружающими, возможно лишь кратковременное привлечение внимания после побуждения. Избегание визуального контакта. "Поведенческий сценарий": не допускаются нарушения стереотипа окружающей среды, формируются множественные стереотипии, поведенческие ритуалы; характерны выраженные фобии, обсессивно-компульсивные нарушения, регресс ранее сформированных социальных, учебных и речевых навыков.

Возможно сочетание с различными вариантами кататонического синдрома.

0 - 3 года: стойкая выраженная задержка (регресс) психического, речевого развития и социальных навыков.

4 - 17 лет: выраженные специфические нарушения речи (ОНР 1 уровня/СНР тяжелой степени).

Интеллект - выраженное снижение: IQ = 35 - 49 баллов

70 - 80

5.1.2.1.4

Нарушения психических, языковых и речевых функций, функций пищеварительной системы, мочевыделительной функции;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399, B 510 - 539, B 610 - 639

Для детей в возрасте 0 - 17 лет:

контакт с ребенком невозможен, привлечь внимание не удается.

Отсутствие визуального контакта.

Полное отсутствие вербального контакта. "Поведенческий сценарий": при малейшем изменении постоянства окружающей среды - неуправляемое хаотичное двигательное возбуждение либо полное отрешение от окружающего; многочисленные страхи, стереотипии, проявления кататонического синдрома.

Методы аффективной защиты (ритуалы) не развиты. Возможно наличие эпилептических припадков.

0 - 3 года: значительно выраженное нарушение психического, речевого развития и отсутствие элементарных социальных и поведенческих навыков.

Интеллект: значительно выраженное снижение (IQ < 34 баллов)

90 - 100

5.2

Умственная отсталость (интеллектуальная недостаточность)

F70 - F79

Примечание к подпункту 5.2.

Количественная оценка степени выраженности нарушений психических функций ребенка в возрасте до 18 лет при умственной отсталости у ребенка старше 3 лет основывается на степени выраженности синдрома интеллектуальной недостаточности, наличии, клиническом варианте и степени выраженности поведенческих нарушений, соматоневрологической патологии (пароксизмальные нарушения, параличи, парезы, патология зрения и слуха и другие нарушения) и клиническом и социальном прогнозе на уровне адаптации ребенка в основных сферах жизнедеятельности.

В случае отсутствия в структуре умственной отсталости клинически значимых поведенческих нарушений, соматоневрологической патологии количественная оценка степени нарушенных психических функций производится по степени интеллектуальной недостаточности.

У детей в возрасте 3 года и старше степень интеллектуальной недостаточности оценивается по клиническим проявлениям и данным адаптированных методик - теста Векслера: дети от 4 до 7 лет - тест WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence); тест WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children), у детей с нарушениями речи или слуха, с выраженной социально-педагогической запущенностью, с задержками навыков чтения и письма для тестирования детей с 5 лет предпочтительнее использовать детский вариант теста Равена, для тестирования детей и подростков (от 7 до 15 лет 11 месяцев) и тест WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale), предназначенный для тестирования взрослых (от 16 лет и старше). При невозможности оценки степени интеллектуального дефекта методикой Векслера в связи с особенностями клинической симптоматики и возраста ребенка оценка производится только клинически по результатам динамического наблюдения (заключение ВК ПНД).

При наличии в структуре умственной отсталости системного недоразвития речи различной степени количественно оцениваются и нарушения языковых и речевых функций.

5.2.1

Легкая умственная отсталость

F70

5.2.1.1

Нарушения психических, языковых и речевых функций;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399.

Для детей в возрасте 3 - 17 лет:

легкая умственная отсталость при отсутствии сопутствующей симптоматики, либо в сочетании с нарушениями поведения, соматоневрологической патологией, достигающими незначительной степени, что не приводит к существенным нарушениям адаптации

3 - 7: IQ = 70 - 79 баллов (детский WPPSI или WISC)

8 - 15: IQ = 70 - 79 баллов (детский WISC);

16 - 17 лет: IQ = 65 - 69 баллов (взрослый WAIS)

10 - 30

5.2.1.2

Нарушения психических, языковых и речевых функций;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399

Для детей в возрасте 3 - 17 лет:

легкая умственная отсталость в сочетании с нарушениями поведения, соматоневрологической патологией, достигающими умеренной степени, существенно затрудняющими адаптацию в основных сферах жизнедеятельности.

3 - 7 лет: IQ = 50 - 79 баллов (детский, WPPSI или WISC);

8 - 15 лет: IQ = 50 - 79 баллов (детский WISC);

16 - 17 лет: IQ = 50 - 69 баллов (взрослый WAIS)

40 - 60

5.2.1.3

Нарушения психических, языковых и речевых функций, функций пищеварительной системы, нарушения мочевыделительной функции;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399, B 510 - 539, B 610 - 639

Для детей в возрасте 3 - 17 лет:

легкая умственная отсталость в сочетании с нарушениями поведения, соматоневрологической патологией, достигающими выраженной степени, что приводит к частичной дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности.

3 - 7 лет: IQ = 50 - 79 баллов (детский, WPPSI или WISC).

8 - 15 лет: IQ = 50 - 79 баллов (детский WISC);

16 - 17 лет: IQ = 50 - 69 баллов (взрослый WAIS).

Нарушение контроля функции тазовых органов

70 - 80

5.2.2

Умеренная умственная отсталость

F71

5.2.2.1

Нарушения психических, языковых и речевых функций, функций пищеварительной системы, нарушения мочевыделительной функции;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399, B 510 - 539, B 610 - 639

Для детей в возрасте 3 - 17 лет:

умеренная умственная отсталость (IQ = 35 - 49 баллов) при отсутствии или в сочетании с нарушениями поведения, соматоневрологической патологией, достигающими выраженной степени, что приводит к выраженной дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности, требующей частичного ухода и надзора.

Нарушение контроля функции тазовых органов

70 - 80

5.2.2.2

Нарушения психических, языковых и речевых функций, функций пищеварительной системы, нарушения мочевыделительной функции;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399, B 510 - 539, B 610 - 639

Для детей в возрасте 3 - 17 лет:

умеренная умственная отсталость (IQ = 35 - 49 баллов) в сочетании со значительно выраженными психопатологическими состояниями в структуре дефекта (некоррегируемые нарушения аффективной сферы, поведения, влечения, грубая соматоневрологическая симптоматика, значительно выраженные пароксизмальные расстройства и прочие расстройства), приводящие к полной дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности с необходимостью постоянного ухода и надзора.

Нарушение или отсутствие контроля функции тазовых органов

90 - 100

5.2.3

Тяжелая умственная отсталость

F72

5.2.3.1

Нарушения психических, языковых и речевых функций, нарушения функций пищеварительной системы, нарушения мочевыделительной функции;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399, B 510 - 539, B 610 - 639

Для детей в возрасте 3 - 17 лет:

тяжелая умственная отсталость (IQ = 20 - 34 балла), приводящая к полной дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности с необходимостью постоянного ухода и надзора.

Нарушение или отсутствие контроля функции тазовых органов

90 - 100

5.2.4

Глубокая умственная отсталость

F73

5.2.4.1

Нарушения психических, языковых и речевых функций, функций пищеварительной системы, нарушения мочевыделительной функции;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399, B 510 - 539, B 610 - 639

Для детей в возрасте 3 - 17 лет:

глубокая умственная отсталость (IQ < 20 баллов), приводящая к полной дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности с необходимостью постоянного ухода и надзора.

Отсутствие контроля функции тазовых органов

90 - 100

5.3

Шизофрения, шизотипические состояния и бредовые расстройства

F20 - F29

Примечание к подпункту 5.3.

Количественная оценка нарушений психических функций ребенка в возрасте до 18 лет при периодическом (рекуррентном) типе шизофрении зависит от возраста начала заболевания, темпа течения и стадии процесса, выраженности и стойкости основного синдрома (синдромов) в приступе, длительности и частоты приступов, характера, динамики и степени выраженности дефицитарной симптоматики; выраженности аффективных нарушений, выраженности регресса, а также от этапа формирования, стойкости, выраженности и качества ремиссии (дефекта), наличия критики к своему состоянию и окружающей действительности, клинического прогноза, уровня социальной адаптации в основных сферах жизнедеятельности (семейной, бытовой, социально-средовой, в ситуации обучения).

5.3.1

Шизофрения, эпизодический ремиттирующий тип течения

F20

параноидная

F20.0

гебефреническая

F20.1

кататоническая

F20.2

недифференцированная

F20.3

постшизофреническая депрессия

F20.4

простой тип

F20.6

другой тип

F20.8

неуточненная

F20.9

шизоаффективное расстройство

F25

5.3.1.1

Нарушения психических, языковых и речевых функций;

МКФ: B 110 - 139, B 140 - 189, B 198, B 199, B 310 - 340, B 398, B 399

Для детей в возрасте 4 - 17 лет:

обострения общей продолжительностью до 2 месяцев в год; стойкая ремиссия, наличие незначительной дефицитарной симптоматики без существенного влияния на социальную адаптацию и обучение ребенка

10 - 30

5.3.1.2

Нарушения психических, языковых и речевых функций;

МКФ: B 110 - 139, B 140 - 189, B 198, B 199, B 310 - 340, B 398, B 399

Для детей в возрасте 4 - 17 лет:

обострения общей продолжительностью от 2 до 4 месяцев в год; неполная ремиссия с резидуальной симптоматикой; наличие умеренной дефицитарной симптоматики, существенно затрудняющие адаптацию в основных сферах жизнедеятельности

40 - 60

5.3.1.3

Нарушения психических, языковых и речевых функций;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399

Для детей в возрасте 4 - 17 лет:

затяжные или частые обострения общей продолжительностью от 4 и более месяцев в год; неполная ремиссия с резидуальной симптоматикой, резистентной к терапии; наличие выраженной дефицитарной симптоматики, приводящие к дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности

70 - 80

5.3.2

Шизофрения: эпизодический тип течения со стабильным дефектом,

F20.1

эпизодический тип течения с нарастающим дефектом:

F20.2

параноидная

F20.0

гебефреническая

F20.1

кататоническая

F20.2

недифференцированная

F20.3

постшизофреническая

F20.4

депрессия, остаточная (резидуальная)

F20.5

простой тип

F20.6

другой тип

F20.8

неуточненная

F20.9

Примечание к подпункту 5.3.2.

Количественная оценка нарушений психических функций ребенка в возрасте до 18 лет при приступообразно-прогредиентной шизофрении зависит от возраста начала заболевания, темпа течения и стадии процесса, выраженности и стойкости основного синдрома (синдромов), длительности и частоты приступа, характера, динамики и степени выраженности дефицитарной (негативной) симптоматики, от выраженности регрессивных расстройств, этапа формирования, стойкости, выраженности и качества ремиссии (дефекта), от наличия интеллектуального снижения, степени выраженности процессуальных изменений личности и других синдромов, от наличия критики к своему состоянию и окружающей действительности; клинического прогноза; уровня социальной адаптации в основных сферах жизнедеятельности (семейной, бытовой социально-средовой в ситуации обучения).

5.3.2.1

Нарушения психических, языковых и речевых функций;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399

Для детей в возрасте 4 - 17 лет:

обострения общей продолжительностью от 4 до 6 месяцев в год; неполная ремиссия с умеренной дефицитарной симптоматикой; умеренными эндогенными изменениями личности; незначительное/умеренное снижение интеллекта:

4 - 15 лет: IQ = 50 - 69 баллов - детский WISC;

16 - 17 лет: IQ = 50 - 64 (взрослый WAIS)

40 - 60

5.3.2.2

Нарушения психических, языковых и речевых функций, функций пищеварительной системы, нарушения мочевыделительной функции;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399, B 510 - 539, B 610 - 639

Для детей в возрасте 4 - 17 лет:

обострения продолжительностью о 6 до 8 месяцев в год; неполная ремиссия с резидуальной симптоматикой, резистентной к терапии, выраженная дефицитарная симптоматика; выраженные эндогенные изменения личности; умеренное или выраженное (IQ 35 - 49 баллов) снижение интеллекта; нарушение контроля функции тазовых органов

70 - 80

5.3.2.3

Нарушения психических, языковых и речевых функций, функций пищеварительной системы, нарушения мочевыделительной функции;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399, B 510 - 539, B 610 - 639

Для детей в возрасте 4 - 17 лет:

обострения продолжительностью более 8 месяцев в год, частые обострения с продуктивной симптоматикой (аффективной, кататонической, гебефренной, гебоидной, галлюцинаторно-бредовой, с помрачением сознания); значительно выраженная дефицитарная симптоматика; эндогенные изменения личности; значительно выраженное снижение интеллекта (IQ < 34 баллов); отсутствие контроля функции тазовых органов

90 - 100

5.3.3

Шизофрения, непрерывный тип течения:

F20

параноидная

F20.0

гебефреническая

F20.1

кататоническая

F20.2

недифференцированная

F20.3

остаточная

F20.5

простая

F20.6

другой тип

F20.8

неуточненная

F20.9

Примечание к подпункту 5.3.3.

Количественная оценка нарушений психических функций граждан в возрасте до 18 лет при непрерывно-прогредиентном типе течения зависит от возраста начала процесса, темпа течения шизофрении (медленно-, средне-, быстро-прогредиентного), ее формы, стадии процесса, выраженности и стойкости основного синдрома (синдромов) "позитивного" спектра, синдромов непсихотического регистра, характера, динамики и степени выраженности дефицитарной симптоматики, выраженности регрессивных расстройств, этапа формирования, стойкости, выраженности и качества ремиссии (дефекта) при шизофрении, наличия и степени интеллектуального снижения, степени выраженности эндогенных изменений личности (синдрома аутизма), наличия критики к своему состоянию и окружающей действительности; прогноза заболевания, уровня социальной адаптации в основных сферах жизнедеятельности (семейной, бытовой, социально-средовой, в ситуации обучения).

5.3.3.1

Нарушения психических, языковых и речевых функций;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399

Для детей в возрасте 4 - 17 лет:

незначительная продуктивная и/или дефицитарная симптоматика, незначительные эндогенные изменения личности (синдром аутизма и другие синдромы); отсутствие снижения или незначительное снижение интеллекта: 4 - 15 лет: IQ = 70 - 79 баллов (детский, WISC); 16 - 17 лет: IQ = 65 - 69 баллов (взрослый WAIS) с сохранением критики к ситуации в целом, не оказывающие существенного влияния на социальную адаптацию и обучение

10 - 30

5.3.3.2

Нарушения психических, языковых и речевых функций;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399

Для детей в возрасте 4 - 17 лет:

умеренная продуктивная и/или дефицитарная симптоматика, умеренные эндогенные изменения личности (синдром аутизма и другие синдромы);

незначительное или умеренное снижение интеллекта:

4 - 15 лет: IQ = 50 - 69 баллов (детский WISC); 16 - 17 лет: IQ = 50 - 64 (взрослый WAIS),

существенно затрудняющие адаптацию в основных сферах жизнедеятельности

40 - 60

5.3.3.3

Нарушения психических, языковых и речевых функций, функций пищеварительной системы, нарушения мочевыделительной функции;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399, B 510 - 539, B 610 - 639

Для детей в возрасте 4 - 17 лет:

выраженная продуктивная и/или дефицитарная симптоматика; выраженные эндогенные изменения личности (синдром аутизма и другие синдромы); умеренное или выраженное (IQ = 35 - 49 баллов) снижение интеллекта; нарушение контроля функции тазовых органов, приводящие к дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности

70 - 80

5.3.3.4

Нарушения психических, языковых и речевых функций, функций пищеварительной системы, мочевыделительной функции;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399, B 510 - 539, B 610 - 639

Для детей в возрасте 4 - 17 лет:

значительно выраженная продуктивная симптоматика и/или дефицитарная симптоматика; значительно выраженные эндогенные изменения личности (синдром аутизма и другие синдромы); значительно выраженное снижение интеллекта: IQ < 34 баллов; нарушение или отсутствие контроля функции тазовых органов, приводящие к полной дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности с необходимостью постоянного ухода и надзора

90 - 100

Примечание к подпунктам 5.3.3.1 - 5.3.3.4.

Указанные стойкие нарушения функций организма характерны для непрерывно-прогредиентного типа течения шизофрении, средне-прогредиентного по темпу.

5.3.3.5

Нарушения психических, языковых и речевых функций, функций пищеварительной системы, мочевыделительной функции;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399, B 510 - 539, B 610 - 639

Для детей в возрасте 4 - 17 лет:

выраженная продуктивная симптоматика (кататоническая, кататоно-гебефренная, галлюцинаторная, бредовая и прочие виды сиптоматики), плохо поддающаяся терапии, выраженная симптоматика непсихотического регистра (неврозоподобные, психопатоподобные, аффективные расстройства); выраженная дефицитарная симптоматика; выраженные проявления синдрома аутизма; выраженное снижение интеллекта (IQ = 35 - 49 баллов); нарушение контроля функции тазовых органов с быстрым формированием стойкого выраженного исходного состояния (дефекта) и социальной дезадаптации

70 - 80

5.3.3.6

Нарушения психических, языковых и речевых функций, функций пищеварительной системы, мочевыделительной функции;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399, B 510 - 539, B 610 - 639

Для детей в возрасте 4 - 17 лет:

выраженная продуктивная симптоматика (гебоидная, кататоническая, кататоно-гебефренная, кататоно-галлюцинаторная, бредовая и так далее), резистентная к терапии, значительно выраженная дефицитарная симптоматика; значительно выраженные проявления синдрома аутизма; значительно выраженное снижение интеллекта (IQ < 34 баллов); нарушение или отсутствие контроля функции тазовых органов с быстрым формированием стойкого значительно выраженного исходного состояния (шизофренического слабоумия)

90 - 100

Примечание к подпунктам 5.3.3.5 - 5.3.3.6.

Указанные стойкие нарушения функций организма характерны для непрерывно-прогредиентного типа течения шизофрении, быстро прогредиентного по темпу (злокачественного).

5.3.4

Шизофрения, шизотипические состояния и бредовые расстройства

F21

5.3.4.1

Нарушения психических, языковых и речевых функций;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399

Для детей в возрасте 4 - 17 лет:

медленно прогредиентное течение со стойкой незначительной симптоматикой непсихотического регистра, с незначительной дефицитарной симптоматикой, незначительными эндогенными изменениями личности, отсутствие снижения или незначительное снижение интеллекта: 4 - 15 лет: IQ = 70 - 79 баллов (детский, WPPSI или WISC); 16 - 17 лет: IQ = 65 - 69 баллов (взрослый WAIS), не оказывающие существенного влияния на социальную адаптацию и обучение ребенка

10 - 30

5.3.4.2

Нарушения психических, языковых и речевых функций;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399

Для детей в возрасте 4 - 17 лет:

медленно прогредиентное течение со стойкой умеренной симптоматикой непсихотического регистра, умеренной дефицитарной симптоматикой, умеренными эндогенными изменениями личности; незначительное или умеренное снижение интеллекта: 4 - 15 лет: IQ = 50 - 69 баллов (детский WPPSI или WISC); 16 - 17 лет: IQ = 50 - 64 (взрослый WAIS), существенно затрудняющими адаптацию в основных сферах жизнедеятельности

40 - 60

5.3.4.3

Нарушения психических, языковых и речевых функций, функций пищеварительной системы, мочевыделительной функции;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399, B 510 - 539, B 610 - 639

Для детей в возрасте 4 - 17 лет:

медленно прогредиентное течение со стойкой выраженной симптоматикой непсихотического регистра, выраженной дефицитарной симптоматикой, выраженными эндогенными изменениями личности; умеренное или выраженное (IQ = 35 - 49 балла) снижение интеллекта; нарушение контроля функции тазовых органов, приводящие к дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности

70 - 80

5.3.4.4

Нарушения психических, языковых и речевых функций, функций пищеварительной системы, мочевыделительной функции;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399, B 510 - 539, B 610 - 639

Для детей в возрасте 4 - 17 лет:

значительно выраженные психопатоподобные расстройства, сочетание психопатоподобных расстройств с гебоидным синдромом, значительно выраженная истеро-конверсионная симптоматика (истерический амавроз, истерический псевдопаралич нижних конечностей и прочие) с ситуативно-неадекватным поведением, отсутствием критики и некорректируемыми нарушениями патологических влечений; нарушение или отсутствие контроля функции тазовых органов, приводящие к полной дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности с необходимостью постоянного ухода и надзора

90 - 100

Примечание к подпунктам 5.3.4.1 - 5.3.4.4.

Указанные стойкие нарушения функций организма характерны для непрерывно-прогредиентного типа течения шизофрении, медленно прогредиентного по темпу (вялотекущая шизофрения).

5.4

Расстройства настроения (аффективные расстройства)

F30 - F39

Примечание к подпункту 5.4.

Количественная оценка нарушений психических функций ребенка в возрасте до 18 лет при аффективных расстройствах (маниакальных, депрессивных, смешанных) зависит от вида симптоматики и интенсивности ее проявлений, частоты и длительности эпизодов, эффективности проводимого лечения, полноты, стойкости и длительности ремиссий, наличия критики к своему состоянию и окружающей действительности, клинической и социальной компенсации болезненного состояния, уровня социальной адаптации в основных сферах жизни ребенка (семейной, бытовой, социально-средовой, в ситуации обучения).

5.4.1

Нарушения психических, языковых и речевых функций;

МКФ: B 110 - 139, B 140 - 189, B 198, B 199, B 310 - 340, B 398, B 399

Для детей в возрасте 0 - 17 лет:

аффективные расстройства незначительные, купирующиеся фармакотерапией, со стойкой ремиссией, существенно не сказывающиеся на адаптации основных сфер жизнедеятельности

10 - 30

5.4.2

Нарушения психических, языковых и речевых функций;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399

Для детей в возрасте 0 - 17 лет:

стойкие затяжные или частые аффективные расстройства, умеренные, общей продолжительностью более 6 месяцев в год, затрудняющие адаптацию в основных сферах жизнедеятельности

40 - 60

5.4.3

Нарушения психических, языковых и речевых функций;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399

Для детей в возрасте 0 - 17 лет:

выраженные аффективные расстройства, затяжные или частые, общей продолжительностью более 10 месяцев в год, приводящие к дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности

70 - 80

5.4.4

Нарушения психических, языковых и речевых функций;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399

Для детей в возрасте 0 - 17 лет:

стойкие затяжные или частые значительно выраженные аффективные расстройства общей продолжительностью более 10 месяцев в год, с нуждаемостью в постоянном уходе и надзоре

90 - 100

5.5.

Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства

F40 - F48

Примечание к подпункту 5.5.

Количественная оценка нарушений психических функций ребенка в возрасте до 18 лет при различных формах неврозов детского и подросткового возраста зависит от вида, длительности и динамики невротических расстройств (реакция, состояние, затяжное состояние, невротическое или патохарактерологическое развитие личности), вида и выраженности невротического синдрома (в том числе синдромов регресса - мутизм, регресс навыков опрятности, моторных навыков), эффективности проводимой терапии, наличия критики к своему состоянию и ситуации; клинической и социальной компенсации болезненного состояния (наличие защитных ритуалов, других методов аффективной защиты), а также уровня социальной адаптации в основных сферах жизнедеятельности (семейной, бытовой, социально-средовой, в ситуации обучение).

К незначительным нарушениям психических функций относятся кратковременные невротические состояния (длительность до 1 года) либо стойкий невротический синдром длительностью свыше 1 года с незначительной клинической симптоматикой; к умеренным нарушениям - затяжное невротическое состояние (от 1 года до 5 - 6 лет) при наличии стойких умеренных клинических проявлений (неврастенической, фобической, тревожной, обсессивно-компульсивной, депрессивной, ипохондрической, регрессивной (задержка формирования экспрессивной речи, социальных навыков, навыков опрятности) симптоматики).

5.5.1

Нарушения психических, языковых и речевых функций;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399

Для детей в возрасте 4 - 7 лет:

незначительные соматовегетативные расстройства, обсессии (фобии, идеаторные, моторные обсессии) с элементами чуждости, с формированием простых компенсаторных ритуалов, аффективные нарушения (адинамическая, тревожная депрессия и прочие), синдромы дереализации - деперсонализации, симптомы регресса

10 - 30

5.5.2

Нарушения психических, языковых и речевых функций;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399

Для детей в возрасте 8 - 17 лет:

незначительные невротические состояния (истерические, неврастенические, фобо-обсессивные и прочие), возможно присоединение ипохондрического синдрома без склонности к затяжному течению

10 - 30

5.5.3

Нарушения психических, языковых и речевых функций;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399

Для детей в возрасте 4 - 7 лет:

сложные обсессии с элементами навязчивости, чуждости, с формированием защитных формирований (ритуалов), афффективные нарушения (депрессия), синдромы дереализации - деперсонализации, синдромы регресса

40 - 60

5.5.4

Нарушения психических, языковых и речевых функций;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399

Для детей в возрасте 8 - 17 лет:

стойкие умеренные невротические состояния (истерические, неврастенические, фобо-обсессивные, и прочие), возможно присоединение ипохондрического синдрома со склонностью к затяжному течению.

40 - 60

5.5.5

Нарушения психических, языковых и речевых функций;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399

Для детей в возрасте 4 - 17 лет:

затяжное течение стойких выраженных невротических состояний (истерические, неврастенические, фобо-обсессивные, сенесто-ипохондрические и прочие состояния) с возможным переходом в патологическое развитие личности

70 - 80

5.5.6

Нарушения психических, языковых и речевых функций;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399

Для детей в возрасте 8 - 17 лет:

стойкое невротическое или патохарактерологическое развитие личности с формированием сверхценной идеи со значительно выраженной истероконверсионной симптоматикой (истерический амавроз, истерический псевдопаралич нижних конечностей и прочие виды симптоматики)

90 - 100

5.6

Органические, включая симптоматические, психические расстройства

F04 - F09

Эмоциональные расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

F90 - F98

Примечание к подпункту 5.6

Количественная оценка нарушений психических функций ребенка в возрасте до 18 лет при церебрально-органической патологии зависит от нозологической принадлежности, стадии заболевания; вида и степени выраженности нарушений психических процессов (по органическому или астеническому типам - психоорганический и астенический синдромы соответственно), наличия и степени выраженности синдромов личностного регистра (неврозоподобных, психопатоподобных расстройств) и сопутствующей симптоматики (психотической, аффективной, пароксизмальной и иных видов симптоматики); наличия и степени снижения интеллекта, нарушений языковых и речевых функций, а также уровня социальной адаптации в основных сферах жизнедеятельности (семейно-бытовой, социально-средовой, в ситуации обучения).

5.6.1

Нарушения психических, языковых и речевых функций;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399

Для детей в возрасте 0 - 17 лет:

незначительные когнитивные нарушения, незначительная или умеренная астеническая симптоматика, незначительный гипердинамический синдром, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, незначительный психоорганический синдром, незначительные расстройства личностного регистра (неврозоподобные, психопатоподобные и прочие), незначительные аффективные и другие стойкие незначительные расстройства непсихотического регистра, не затрудняющие адаптацию в основных сферах жизнедеятельности.

Отсутствие нарушения или незначительное нарушение языковых и речевых функций.

Отсутствие снижения или незначительное снижение интеллекта: 3 - 15 лет: IQ = 70 - 79 баллов (детский WISC, WPPSI); 16 - 17 лет: IQ = 65 - 69 баллов (взрослый WAIS)

10 - 30

5.6.2

Нарушения психических, языковых и речевых функций;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399

Для детей в возрасте 0 - 17 лет:

умеренное снижение когнитивных процессов, выраженная астеническая симптоматика, умеренный гипердинамический синдром, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, умеренный психоорганический синдром, умеренные расстройства личностного регистра (неврозоподобные, психопатоподобные и прочие), умеренные аффективные и другие стойкие умеренные расстройства непсихотического регистра, стойкие умеренные синдромы психотического регистра (синдром галлюциноза, бредовые расстройства), затрудняющие адаптацию в основных сферах жизнедеятельности.

Возможно сочетание с незначительными/умеренными нарушениями языковых и речевых функций и/или с незначительным/умеренным снижением интеллекта: 3 - 15 лет: IQ = 50 - 69 баллов (детский WPPSI или WISC); 16 - 17 лет: IQ = 50 - 64 (взрослый WAIS)

40 - 60

5.6.3

Нарушения психических, языковых и речевых функций, функций пищеварительной системы, мочевыделительной функции;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399, B 510 - 539, B 610 - 639

Для детей в возрасте 0 - 17 лет:

выраженное снижение когнитивных процессов, выраженный гипердинамический синдром, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, выраженный психоорганический синдром, выраженные расстройства личностного регистра (неврозоподобные, психопатоподобные), стойкие выраженные аффективные и другие выраженные расстройства непсихотического регистра, стойкие выраженные синдромы психотического регистра (синдром галлюциноза, бредовые расстройства), приводящие к дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности.

Возможно сочетание с умеренными/выраженными нарушениями языковых и речевых функций и/или с умеренным/выраженным (IQ = 35 - 49 баллов) снижением интеллекта.

Нарушение контроля функции тазовых органов

70 - 80

5.6.4

Нарушения психических, языковых и речевых функций, функций пищеварительной системы, мочевыделительной функции;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399, B 510 - 539, B 610 - 639

Для детей в возрасте 0 - 17 лет:

значительно выраженное снижение когнитивных процессов и интеллекта (IQ < 34);

отсутствие контроля функции тазовых органов, необходимость в постоянном уходе и надзоре.

90 - 100

5.7

Эпизодические и пароксизмальные расстройства

G40 - G47

Другие виды генерализованной эпилепсии и эпилептических синдромов

G40.4

Синдром Ландау-Клеффнера

F80.3

Примечание к подпункту 5.7.

Количественная оценка выраженности нарушений психических функций ребенка в возрасте до 18 лет при эпилепсии и эпилептических синдромах зависит от возраста, в котором началось заболевание, причины возникновения патологии (идиопатический или симптоматический генез приступов), локализации эпилептического очага, вида, частоты и тяжести эпилептических припадков; типа течения заболевания (прогредиентный, доброкачественный, ремиттирующий и прочие), объема и эффективности проводимой противоэпилептической терапии, наличия резистентности к ней, длительности межприступного периода. Частота эпилептических приступов оценивается на протяжении календарного года, обязательным условием является наличие противоэпилептической терапии. Необходимо также учитывать наличие, структуру и степень выраженности симптоматики патопсихологического уровня реагирования, интеллектуального и когнитивного снижения, расстройств устной и письменной речи; наличие и степень выраженности нарушений развития психомоторных, речевых, социальных навыков.

Маркером неблагоприятного клинического и реабилитационного прогноза при эпилепсии и эпилептических синдромах детского возраста являются злокачественные формы группы так называемых "эпилептических энцефалопатий" с ранним дебютом (на первом году жизни), включающих синдромы Веста, Отахара, Драве, Айкарди, раннюю миоклоническую энцефалопатию, синдром Леннокса-Гасто, эпилептическую энцефалопатию с продолженной спайк-волновой активностью во сне. Для данной группы энцефалопатий характерно злокачественное прогредиентное течение, резистентность к противосудорожной терапии; отсутствие прогресса психического, речевого и моторного развития ребенка на первом году жизни, формирование тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточности

5.7.1.

Нарушения психических, языковых и речевых функций;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399

Для детей в возрасте 0 - 3 года:

незначительные пароксизмальные расстройства: легкие припадки до 3 в день, тяжелые - 1 раз в месяц и реже, сумеречное расстройство сознания, особые состояния сознания, амбулаторный автоматизм - 1 раз и реже в 2 месяца; и/или незначительная стойкая задержка психомоторного, речевого развития и социальных навыков в структуре основного заболевания

10 - 30

5.7.2

Нарушения психических, языковых и речевых функций;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399

Для детей в возрасте 4 - 17 лет:

незначительные пароксизмальные расстройства: легкие припадки до 3 в день, тяжелые - 1 раз в месяц и реже, сумеречное расстройство сознания, особые состояния сознания, амбулаторный автоматизм - 1 раз и реже в 2 месяца; и/или наличие незначительной патопсихологической симптоматики, незначительного нарушения устной и/или письменной речи; отсутствие снижения или незначительное снижение интеллекта:

4 - 17 лет: IQ = 70 - 79 баллов (детский, WISC);

16 - 17 лет: IQ = 65 - 69 баллов (взрослый WAIS)

10 - 30

5.7.3

Нарушения психических, языковых и речевых функций;

МКФ: B 110 - 199, B 310 - 399

Для детей в возрасте 0 - 3 года:

легкие припадки (3 - 4 в день) в сочетании со стойкой умеренной задержкой психомоторного, речевого развития и социальных навыков;

тяжелые припадки - 2 раза в месяц;

выраженные дисфории - 1 раз и реже в месяц; сумеречные расстройства сознания или особые состояния сознания - 1 раз и реже в 1,5 месяца; амбулаторный автоматизм 2 - 3 раза в месяц, дисфории 1 раз и реже в месяц, эпилептический статус, серийные припадки - 1 раз в 3 месяца и/или проявления стойкой умеренной задержки психомоторного, речевого развития и социальных навыков в структуре основного заболевания

40 - 60

Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.