Для корректного сравнения муниципалитетов между собой важно стремиться, чтобы показатели рейтинга были относительными. Относительные показатели имеют следующий вид: "доля... в общем количестве...", "удельный вес... в общем количестве...", "количество... на n чел. (населения)" и т.д.
Относительный подход в оценке позволяет учитывать размер муниципального образования (муниципалитеты отличаются между собой по количеству населения и размером выделенного бюджета), а также размер государственного сектора, оказывающего населению услуги в социальной сфере ("конкурента" негосударственных поставщиков).
Рассмотрим несколько примеров, как это реализовано в рейтингах муниципалитетов субъектов Российской Федерации.
Например, в рейтинге Тюменской области <6> для измерения объема финансовой поддержки негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, используются абсолютные показатели, а в рейтинге Ханты-Мансийского автономного округа - Югры <7> (далее - ХМАО) - относительные (Таблица 1). В первом случае сравнение между собой муниципалитетов происходит без учета "потенциала" муниципального образования - финансовых возможностей, количества населения, а во втором случае - с учетом указанных факторов, что делает сравнение более объективным.
--------------------------------
<6> Распоряжение Правительства Тюменской области от 21 февраля 2019 г. N 97-рп "О порядке формирования ежегодного областного рейтинга муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) Тюменской области в части их деятельности по реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций".
<7> Распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 19 мая 2017 г. N 292-рп "О формировании рейтинга муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных (немуниципальных) организаций к предоставлению услуг (работ) в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания муниципальных услуг (работ) в социальной сфере".
Одновременно не рекомендуется использовать показатели, измеряющие темп роста, так как при расчете таких показателей может проявиться эффект базы (стартовое значение показателя настолько мало, что даже его незначительное увеличение оказывает значительное влияние на темп роста, или наоборот, изначально значение показателя настолько велико, что даже при значительном его увеличении темп роста минимален).
Таблица 1. Сравнение формулировки показателей в ХМАО и Тюменской области в региональных рейтингах муниципальных образований по доступу негосударственных (немуниципальных) организаций к предоставлению услуг (работ) в социальной сфере
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей