1.2. Меры поддержки, которые могут быть предоставлены на муниципальном уровне негосударственным организациям, предоставляющим услуги в социальной сфере
Следует начать с того, что муниципальные образования могут оказывать поддержку двум видам негосударственных организаций, работающим в социальной сфере: СОНКО и МСП, осуществляющих деятельность в социальной сфере, в том числе социальным предприятиям.
Федеральное законодательство разграничивает порядок оказания поддержки указанным видам организаций.
В части оказания государственной поддержки СОНКО, указанная деятельность отнесена к вопросам местного значения в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) <1>.
--------------------------------
<1> См. пункт 34 статьи 14, пункт 25 статьи 15, пункт 33 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ.
Также возможность поддержки СОНКО на муниципальном уровне определена статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ).
Статья 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ устанавливает, в частности, перечень видов деятельности, при условии осуществления которых органы местного самоуправления могут оказывать СОНКО поддержку, а также формы оказания этой поддержки (Рис. 1). <2>
--------------------------------
<2> Пунктом 4 статьи 31 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что муниципальные образования вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Рисунок 1. Формы поддержки СОНКО (в том числе органами местного самоуправления) в соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ
Стоит отметить особую ценность предоставления муниципалитетами имущественной поддержки, поскольку подавляющая часть имущества, которое потенциально может быть предоставлено на льготной основе СОНКО, сосредоточена в муниципальных образованиях.
В то же время статья 31.3 Федерального закона N 7-ФЗ определяет полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки СОНКО, в том числе формирование инфраструктуры поддержки СОНКО. Важную роль в формировании инфраструктуры поддержки некоммерческого сектора играют муниципальные ресурсные центры, поскольку большинство СОНКО ведут деятельность на "низовом" уровне, "по месту жительства".
В части оказания поддержки МСП, осуществляющих деятельность в социальной сфере, следует отметить, что данный вопрос также относится к вопросам местного значения, поскольку в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ <3> к полномочиям муниципальных образований относится содействие развитию МСП.
--------------------------------
<3> См. пункт 28 статьи 14, пункт 25 статьи 15, пункт 33 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ.
МСП, осуществляющие деятельность в социальной сфере, могут претендовать на муниципальные меры поддержки, предусмотренные статьей 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), включая финансовую, в том числе гарантийную, имущественную, информационную, консультационную поддержку, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников.
При этом статьей 24.1 Федерального закона N 209-ФЗ отдельно выделены меры поддержки для МСП, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства, а также виды такой поддержки (Рис. 2) <4>.
--------------------------------
<4> Также статьей 24.1 Федерального закона N 209-ФЗ предусмотрена реализация иных мер (мероприятий) по поддержке социальных предприятий, которые предусмотрены федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Важно отметить, что формирование объекта оценки рейтинга не носит универсальный характер, поскольку принципы построения инфраструктуры поддержки негосударственных организаций на муниципальном уровне могут отличаться в зависимости от субъекта Российской Федерации. Один регион может делегировать полномочия по оказанию поддержки СОНКО и (или) социальных предпринимателей на уровень муниципалитетов. Например, оказание финансовой поддержки определенным видам негосударственных организаций, работающих в социальной сфере, или развитие инфраструктуры СОНКО и МСП, осуществляющих деятельность в социальной сфере, посредством предоставления на конкурсной основе субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации на соответствующие цели реализации муниципальных программ поддержки СОНКО и МСП, осуществляющих деятельность в социальной сфере, социального предпринимательства. Другой регион может частично или полностью централизовать указанные функции на региональном уровне.
Рисунок 2. Формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства (в том числе органами местного самоуправления) в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей