1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция по охране труда для машиниста и помощника машиниста снегоуборочного самоходного поезда ПСС-1К ИОТ РЖД-4100612-ЦДИ-200-2020 (далее - Инструкция) разработана в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов ОАО "РЖД" по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда при работе на снегоуборочном самоходном поезде ПСС-1К (далее - ПСС).

1.2. Действие Инструкции распространяется на машинистов железнодорожно-строительных машин и помощников машиниста железнодорожно-строительных машин филиалов ОАО "РЖД" и их структурных подразделений, работающих на ПСС.

Приказом по структурному подразделению за ПСС закрепляется постоянный обслуживающий персонал: машинист головной машины, машинист тягово-энергетической секции (далее - ТЭС) и помощник машиниста (далее - машинист и помощник).

1.3. В структурном подразделении филиала ОАО "РЖД", эксплуатирующем ПСС, должна быть разработана инструкция по охране труда для работника с учетом местных условий (организационных форм эксплуатации ПСС, мест и условий базирования, особенностей производственной базы для его эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и т.п.), требований эксплуатационной документации ПСС и Инструкции.

В инструкции по охране труда для работника должны быть приведены необходимые схемы маршрутов служебного прохода по территории структурного подразделения (в отдельном приложении), перечень выдаваемых машинистам и помощникам средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) и место их хранения.

1.4. К самостоятельной работе на ПСС допускаются лица не моложе 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие в установленном порядке:

медицинские осмотры (предварительные, периодические);

психиатрическое освидетельствование;

обучение по охране труда, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, использованию (применению) СИЗ, инструктажи по охране труда и проверку знания требований охраны труда;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 02.12.2021 N 2696/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзацы пятый - восьмой исключены. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 02.12.2021 N 2696/р;

(см. текст в предыдущей редакции)

профессиональное обучение в соответствии со спецификой выполняемой работы;

стажировку на рабочем месте;

вводный и первичный противопожарные инструктажи;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте с проверкой знаний на 1 группу безопасности в соответствии с проведенной руководителем структурного подразделения оценкой профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника с высоты.

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 02.12.2021 N 2696/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац исключен. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 02.12.2021 N 2696/р.

(см. текст в предыдущей редакции)

В процессе трудовой деятельности машинисты и помощник должны систематически повышать свои практические и теоретические знания по охране труда, электро- и пожарной безопасности и проходить:

абзацы пятнадцатый - семнадцатый исключены. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 02.12.2021 N 2696/р;

(см. текст в предыдущей редакции)

внеплановые и целевые противопожарные инструктажи;

повторный инструктаж по пожарной безопасности - не реже 1 раза в 12 месяцев;

периодическое обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте - не реже 1 раза в 3 года;

проверку знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте - не реже 1 раза в год;

очередную проверку знаний по электробезопасности - не реже 1 раза в год;

абзацы двадцать третий - двадцать четвертый исключены. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 02.12.2021 N 2696/р;

(см. текст в предыдущей редакции)

внеочередные проверки знаний по электробезопасности и требований охраны труда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО "РЖД";

абзац исключен. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 02.12.2021 N 2696/р.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.5. Машинисты и помощник допускаются к выполнению работы на ПСС приказом начальника структурного подразделения с закреплением за конкретным ПСС.

При исполнении должностных обязанностей машинисты и помощник должны иметь при себе:

служебное удостоверение;

свидетельство на право управления ПСС (машинисты должны иметь квалификационный разряд не ниже шестого, а помощник не ниже пятого);

удостоверение о проверке знаний правил работы в электроустановках не ниже III группы электротехнического персонала (напряжение электроустановки до 1000 В);

удостоверение о проверке знаний требований охраны труда;

удостоверение о допуске к работам на высоте;

предупредительный талон по охране труда.

1.6. Машинистам и помощнику запрещается находиться на работе и выполнять должностные обязанности в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

1.7. Машинисты и помощник должны знать и соблюдать (в объеме должностных обязанностей):

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286;

Правила эксплуатации специального железнодорожного подвижного состава на инфраструктуре ОАО "РЖД", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 26 декабря 2016 г. N 2676р;

Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. N 903н;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 02.12.2021 N 2696/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6;

Правила устройства электроустановок, утвержденные приказом Минэнерго России от 8 июля 2002 г. N 204;

Правила электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи, утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 19 апреля 2016 г. N 699р;

Правила по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях, утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 24 декабря 2012 г. N 2665р;

Правила по охране труда, экологической, промышленной и пожарной безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ОАО "РЖД", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 4 февраля 2014 г. N 255р;

Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 25 июня 2010 г. N 1362р (при проведении работ на скоростных и высокоскоростных линиях);

Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные приказом Минтруда России от 16 ноября 2020 г. N 782н;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 02.12.2021 N 2696/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, утвержденные приказом Минтруда России от 27 ноября 2020 г. N 835н;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 02.12.2021 N 2696/р)

эксплуатационную и ремонтную документацию ПСС;

устройство и принцип действия оборудования ПСС и его компонентов, правила их эксплуатации и ремонта;

порядок организации контроля по Комплексной системе оценки состояния охраны труда на производственном объекте (далее - КСОТ-П);

правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха;

требования пожарной безопасности согласно утвержденной для каждого ПСС инструкции о мерах пожарной безопасности;

технологию выполняемой работы;

видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения поездов, знаки безопасности и порядок ограждения места производства работ, в том числе с применением системы дистанционного радио и громкоговорящего оповещения (далее - система оповещения о приближении подвижного состава);

негабаритные места и маршруты служебных проходов по территориям станций и структурных подразделений, на которых производятся работы;

порядок действия по системе информации "Человек на пути";

требования санитарии и личной гигиены;

правила применения СИЗ;

порядок действий при несчастном случае, произошедшем на производстве, и способы оказания первой помощи пострадавшим;

порядок действий при возникновении аварии или аварийной ситуации;

требования инструкции по охране труда для работника.

1.8. Машинисты и помощник должны знать (в объеме должностных обязанностей):

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, которые могут возникнуть в процессе работы, и меры защиты от их воздействия;

место расположения аптечки для оказания первой помощи и первичных средств пожаротушения;

номера телефонов экстренных служб;

места с плохой видимостью и особо сложными условиями на участках выполнения работ.

1.9. Машинисты и помощник в процессе работы обязаны:

применять безопасные методы и приемы выполнения работ;

обладать практическими навыками использования первичных средств пожаротушения;

сохранять в исправном состоянии и содержать в чистоте оборудование и инвентарь ПСС;

носить во время работы специальную одежду и специальную обувь, а при необходимости пользоваться другими СИЗ;

следить за исправностью систем, механизмов и предохранительных узлов ПСС;

уметь оказывать первую помощь пострадавшим на производстве;

принимать меры, направленные на предотвращение аварийных ситуаций.

В условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации на территории Российской Федерации или региона согласно требованиям законодательства Российской Федерации и органов местного самоуправления, рекомендациям Роспотребнадзора и нормам, определенным в ОАО "РЖД", машинисты и помощник, исходя из характера выполняемой им работы, обязаны:

использовать выдаваемые ему дополнительные СИЗ в соответствии с рекомендациями по их применению;

выполнять требования по соблюдению личной и общественной гигиены (в том числе социальное дистанцирование), дезинфекционные и другие рекомендованные профилактические мероприятия;

при появлении соответствующих признаков заболевания в процессе работы: работу прекратить, незамедлительно проинформировать об этом своего непосредственного или вышестоящего руководителя.

При появлении соответствующих признаков заболевания, ухудшения состояния здоровья в нерабочее время, машинисты и помощник должны проинформировать об этом своего непосредственного или вышестоящего руководителя, далее действовать в соответствии с установленным порядком.

1.10. Машинистам и помощнику запрещается:

приступать к выполнению разовой работы, не связанной с их прямыми обязанностями, без прохождения ими целевого инструктажа о безопасных методах и приемах ее выполнения, который должен проводить их непосредственный руководитель;

допускать пребывание на ПСС посторонних лиц;

хранить и провозить горюче-смазочные материалы на ПСС;

подниматься на крыши ПСС;

носить украшения, которые могут привести к травме во время работы;

пользоваться неисправными СИЗ;

использовать предметы или одежду, мешающие восприятию звуковых сигналов (например, капюшон или аудионаушники, в том числе выключенные), кроме предусмотренных производственным процессом или условиями выполнения работ;

приступать к выполнению работы без использования специальной одежды, специальной обуви или других необходимых для данной работы СИЗ;

абзац исключен. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 02.12.2021 N 2696/р;

(см. текст в предыдущей редакции)

поднимать грузы свыше 50 кг без применения грузоподъемных приспособлений;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 02.12.2021 N 2696/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

эксплуатировать оборудование, вращающиеся или токоведущие части которого не защищены ограждающими сетками или щитками;

нарушать требования охраны труда, электро- и пожарной безопасности.

1.11. Перед командированием машинисты и помощник должны пройти инструктажи по охране труда в соответствии с локальным нормативным актом структурного подразделения.

По прибытии к месту командирования в другое структурное подразделение машинисты и помощник должны пройти вводный, первичный и целевой инструктажи по охране труда с учетом особенностей выполнения работы и местных условий, а также предоставить копии документов, подтверждающих обучение и проверку знаний по охране труда, электробезопасности, работы на высоте, а также профессиональное обучение.

1.12. Во время работы на машинистов и помощника могут воздействовать следующие основные опасные и вредные факторы, которые подразделяются на факторы производственной среды и факторы производственного процесса:

движущийся железнодорожный подвижной состав (далее - подвижной состав);

движущиеся части оборудования ПСС;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенная или пониженная температура воздуха;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и инструмента;

повышенная подвижность воздуха;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

превышение предельно допустимых концентраций по химическим факторам и аэрозолей преимущественно фиброгенного действия;

недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;

наличие скользких и неровных поверхностей в рабочей зоне.

1.13. В соответствии с пунктом 346 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 22 октября 2008 г. N 582н, машинистам и помощнику выдаются:

комплект летней одежды;

ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве или сапоги юфтевые на маслобензостойкой подошве;

плащ для защиты от воды;

перчатки комбинированные или перчатки с полимерным покрытием;

перчатки диэлектрические (дежурные);

боты диэлектрические (дежурные);

очки защитные открытые;

наушники противошумные;

нарукавники из полимерных материалов;

жилет сигнальный 2 класса защиты.

Зимой дополнительно выдается:

костюм для защиты от пониженных температур;

шапка-ушанка со звукопроводными вставками;

рукавицы утепленные или перчатки утепленные, или перчатки утепленные с защитным покрытием, нефтеморозостойкие;

сапоги кожаные утепленные или валенки (сапоги валяные) с резиновым низом в III, IV и особом климатических поясах;

сапоги кожаные утепленные в III, IV и особом климатических поясах или валенки (сапоги валяные) с резиновым низом.

Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ должны быть подобраны по росту, размерам и не сковывать движения машинистов и помощника.

Машинистам и помощнику выдаются смывающие, защитные и обезвреживающие средства в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. N 1122н.

В зависимости от характера выполняемых работ машинистам и помощнику дополнительно выдаются очки защитные, щитки защитные лицевые, респираторы, маски (полумаски) со сменными фильтрами, пояса предохранительные (страховочные системы), активные или телекоммуникационные наушники, наколенники и другие СИЗ.

При выполнении работ в электроустановках машинисты и помощник должны быть обеспечены электрозащитными средствами.

Полный перечень СИЗ утверждается руководителем структурного подразделения в зависимости от местных условий и на основании типовых норм с учетом результатов специальной оценки условий труда и согласовывается с профсоюзной организацией.

1.14. В случае получения травмы или ухудшения состояния своего здоровья, в том числе при проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), машинисты должны:

сообщить о происшествии поездному диспетчеру или дежурному по станции (при транспортировании ПСС);

прекратить работу и поставить в известность руководителя работ (при работе ПСС).

В случае получения травмы или ухудшения состояния своего здоровья, в том числе при проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления) помощник должен поставить в известность машинистов.

В случае получения травмы другим работником или ухудшения состояния его здоровья машинисты или помощник должны:

сообщить о происшествии поездному диспетчеру или дежурному по станции (при транспортировании ПСС);

прекратить работу и поставить в известность руководителя работ (при работе ПСС);

оказать пострадавшему первую помощь при возможности и необходимости.

В случае получения травмы, появления признаков отравления, ухудшения состояния здоровья машинисты и помощник доставляются за счет средств работодателя в медпункт или другое ближайшее медицинское учреждение для оказания помощи.

1.15. Машинисты и помощник должны сообщать руководителю работ обо всех нарушениях, в том числе требований инструкции по охране труда для работника, и обнаруженных неисправностях оборудования, механизмов, инвентаря, инструментов, приспособлений, первичных средств пожаротушения и СИЗ.

1.16. Машинисты и помощник должны соблюдать правила личной гигиены:

хранить личную одежду и личную обувь отдельно от специальной одежды и специальной обуви в шкафчиках, расположенных в санитарно-бытовых помещениях, оборудованных работодателем;

содержать места для хранения одежды и обуви в чистоте и порядке;

следить за исправностью и чистотой специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ (обеспечение СИЗ, их хранение, ремонт, а также стирка и химчистка специальной одежды и специальной обуви осуществляется за счет средств работодателя);

использовать после работ с вредными веществами только выданные работодателем очищающие пасты;

мыть руки с мылом перед приемом пищи;

принимать пищу только в оборудованных для этого местах;

использовать для питья воду из специально предназначенных для этой цели емкостей.

Запрещается:

применять керосин, бензин и другие токсичные нефтепродукты для очистки кожных покровов и СИЗ;

использовать для питья воду из случайных источников;

принимать пищу и хранить пищевые продукты на рабочих местах;

хранить специальную одежду и специальную обувь в непредназначенных для этого местах.

1.17. При выполнении работ и нахождении на железнодорожных путях машинисты и помощник должны соблюдать следующие требования безопасности:

надевать поверх специальной одежды жилеты повышенной видимости со световозвращающими полосами и нанесенными трафаретами, указывающими принадлежность к соответствующему структурному подразделению со стороны спины, а со стороны груди - принадлежность к хозяйству региональной дирекции инфраструктуры;

проходить вдоль путей в стороне от железнодорожного пути или по обочине земляного полотна, обращая внимание на движущийся по смежным путям подвижной состав. На станционных путях допускается проходить посередине междупутья по установленному маршруту служебного прохода. В случае если движение осуществляется по обочине на расстоянии менее 2,5 м от крайнего рельса, то идти необходимо в направлении вероятного движения подвижного состава. Для определения направления движения подвижного состава необходимо руководствоваться: на двухпутных участках - правильностью железнодорожного пути, помня о возможности следования подвижного состава в неправильном направлении; на многопутных участках и перегонах, оборудованных двусторонней автоблокировкой - показаниями светофоров; на однопутных участках, не оборудованных автоблокировкой, - расписанием движения поездов (выписки из графика движения скоростных (высокоскоростных) поездов);

переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельсы, не наступая на концы шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава;

пользоваться переходными площадками вагонов (далее - площадка) при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом. Перед подъемом и при спуске с площадки необходимо предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки и отсутствии на них выступающих частей крепления оградительных цепочек и фиксирующих колец, масляных пятен или льда. Прежде чем начать подъем на площадку, следует убедиться в отсутствии разрешающего сигнала светофора и звуковых сигналов, подаваемых перед отправлением состава. При подъеме на площадку и спуске с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с площадки следует осмотреть место спуска на предмет отсутствия посторонних предметов, о которые можно споткнуться при спуске; в темное время суток место спуска необходимо осветить фонарем. Перед спуском с площадки в междупутье необходимо убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;

проходить между расцепленными единицами подвижного состава, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м, при этом следует идти посередине разрыва;

обходить подвижной состав, стоящий на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы, а также на запрещающие, предупреждающие, указательные и предписывающие знаки безопасности и надписи;

проходить по железнодорожному мосту или тоннелю, убедившись в том, что к нему не приближается подвижной состав;

проходить по железнодорожному мосту или тоннелю по исправным тротуарам (настилам), а в случае их отсутствия двигаться в направлении вероятного появления подвижного состава;

сходить с путей при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава.

Сходить следует на обочину земляного полотна (в ниши, убежища), а при отсутствии достаточного места - сходить на обочину смежного пути, на расстояние:

не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч;

не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч;

не менее 5 м от крайнего рельса за 10 минут до прохода подвижного состава на скоростных и высокоскоростных участках железной дороги (при установленных скоростях более 140 км/ч).

При нахождении на путях станций допускается отойти на середину междупутья, обеспечивающего указанные выше минимально допустимые безопасные расстояния.

Запрещается:

находиться на междупутье при следовании подвижных составов по смежным путям, а также в местах, отмеченных знаками "Негабаритное место";

выполнять работу, находясь на междупутье, при следовании подвижного состава по смежному пути;

наступать или садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;

ходить по концам шпал;

переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе;

переходить или перебегать через пути перед движущимся подвижным составом;

пролезать под стоящим подвижным составом, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под подвижным составом инструмент, приборы и материалы;

садиться и проезжать на подножках подвижного состава;

прислоняться к незакрепленному подвижному составу;

стоять на настиле у перил моста вне площадки убежища во время прохода подвижного состава;

подходить к краю пассажирской платформы ближе 0,5 м, а при наличии вдоль края платформы ограничительной черты заходить за нее.

1.18. При следовании на работу и с работы, к месту стоянки ПСС, при передвижениях по территории железнодорожной станции или структурного подразделения машинистам и помощнику следует соблюдать следующие требования:

проходить необходимо по маршруту служебного прохода, разработанному и утвержденному установленным порядком (пешеходные мосты и настилы, тоннели, переезды, путепроводы и др.);

остановиться и выждать, пока глаза привыкнут к темноте, выходя из помещения или иного ярко освещенного места в ночное время;

смотреть под ноги, чтобы видеть препятствия;

следить за передвижением подвижных составов и переходить путь, убедившись в их отсутствии;

следить за состоянием проходящего подвижного состава для своевременного обнаружения нарушений его габарита из-за волочения проволоки, смещения груза, неисправных, изогнутых и оторванных лестниц, подножек;

учитывать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов.

1.19. Во время производства работ или при нахождении на железнодорожных путях, а также в непосредственной близости от них пользоваться мобильными телефонами и другими мультимедийными устройствами, не предусмотренными производственным процессом, запрещается.

В случае производственной необходимости или для предотвращения аварии (аварийной ситуации) допускается пользоваться мобильным телефоном или другим мультимедийным устройством при нахождении в безопасной зоне:

участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 02.12.2021 N 2696/р)

на обочине земляного полотна на расстоянии не менее 3 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч;

на обочине земляного полотна на расстоянии не менее 6 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов более 120 км/ч;

на площадке-убежище мостов.

1.20. Машинисты и помощник должны соблюдать следующие общие требования электробезопасности:

не наступать на электрические провода и кабели;

не прикасаться к оборванным и оголенным электрическим проводам, арматуре общего освещения, зажимам (клеммам), контактам и другим токоведущим частям электрооборудования ПСС;

не включать электробытовые приборы при неисправности элементов заземления (зануления);

не заменять плавкие вставки предохранителей промышленного производства самодельными, некалиброванными, нестандартными;

не использовать временную или неисправную электропроводку;

следить, чтобы на электрооборудование не попадало топливо, масло и другие жидкости;

следить, чтобы места электрических соединений имели надежный контакт, соединения проводов были надежно изолированы и закреплены.

Запрещается на электрифицированных участках железных дорог:

приближаться самому или допускать приближение используемого инструмента (приспособления) к находящимся под напряжением, не огражденным и не заземленным проводам или частям контактной сети и воздушной линии электропередачи (далее - ВЛ) на расстояние менее 2 м;

касаться опор контактной сети, ВЛ, спусков заземления на данных опорах и анкерных оттяжек опор контактной сети;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 02.12.2021 N 2696/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

прикасаться к оборванным проводам контактной сети, ВЛ и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций.

Любые провисающие, оборванные и лежащие на деревьях, земле, балластной призме, шпалах, подвижном составе, опорах контактной сети или ВЛ провода следует считать находящимися под напряжением. К ним, а также к объектам, на которых они лежат, нельзя допускать людей и приближаться самому на расстояние менее 8 м.

1.21. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда машинисты и помощник имеют право отказаться от выполнения работ до устранения такой опасности.

1.22. Машинисты и помощник несут ответственность за правильную эксплуатацию ПСС.

1.23. За нарушение требований охраны труда, электро-, пожарной безопасности, инструкции по охране труда для работника, правил внутреннего трудового распорядка и производственной санитарии машинисты и помощник несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.