2. Рекомендуемый порядок создания Центров

Формирование системы непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров в рамках национального проекта "Образование" непосредственно связано с созданием системы эффективного методического сопровождения путем модернизации способов методической поддержки за счет разработки и внедрения правовых, организационных и финансовых механизмов перехода на новые модели оказания адресной методической поддержки педагогическим коллективам, педагогическим работникам и управленческим кадрам.

Одним из ключевых инструментов внедрения этих механизмов становятся Центры, рассматриваемые как динамичный методический ресурс, ориентированный непосредственно на педагогических работников и управленческих кадров в образовательной организации, обеспечивающий условия для профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, оказывающий методическую поддержку как в части внедрения новых образовательных технологий, так и в части содержания новых программ ДПП.

Центры могут создаваться как за счет средств субсидий федерального бюджета в рамках реализации федерального проекта "Современная школа", так и в рамках иных программ и проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных источников.

Создание Центров может осуществляться на базе региональных организаций дополнительного профессионального образования (в приоритете), образовательных организаций высшего образования.

В случае создания Центра за счет средств субсидии из федерального бюджета в рамках федерального проекта "Современная школа" в субъекте Российской Федерации определяются:

- орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию мероприятий по созданию и обеспечению функционирования Центров на территории субъекта Российской Федерации (далее - Региональный координатор);

- комплекс мер (дорожную карту) по созданию и функционированию Центра согласно Приложению N 1 к настоящим Рекомендациям.

Комплекс мер предполагает план мероприятий, предусматривающий мероприятия по созданию и функционированию Центра, включающий в том числе:

мероприятия, направленные на создание и открытие Центра;

мероприятия, направленные на обеспечение функционирования Центра;

мероприятия по повышению профессионального мастерства работников Центра;

мероприятия по контролю достижения минимальных показателей создания и функционирования Центра.

Региональный координатор в соответствии со сроками, установленными в Приложении N 1 к настоящим Рекомендациям, утверждает:

- должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание и функционирование Центра;

- перечень показателей, соответствующих приведенным в Приложении N 2 к настоящим Рекомендациям, их значений;

- типовое Положение о Центре.

Создание Центра может осуществляться путем выделения соответствующего структурного подразделения региональной организации дополнительного профессионального образования (в приоритете) или образовательной организации высшего образования.

В этом случае региональная организация дополнительного профессионального образования или образовательная организация высшего образования издает локальный нормативный акт о назначении руководителя Центра (куратора, ответственного за функционирование и развитие), а также о создании Центра и утверждении положения о деятельности Центра.

Региональный координатор не позднее дня открытия Центра обеспечивает размещение в специально созданном разделе "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" официального сайта региональной организации дополнительного профессионального образования или образовательной организации высшего образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о создании и функционировании Центра, в том числе информации о программах ДПП, оборудовании Центра, планируемом режиме работы, планируемых мероприятиях, мероприятиях Федерального координатора. В созданном разделе официального сайта региональной организации дополнительного профессионального образования или образовательной организации высшего образования также размещается информация о национальном проекте "Образование" (в том числе логотип), адрес сайта и официальная символика Министерства просвещения Российской Федерации и Федерального координатора.

Региональный координатор обеспечивает информирование Федерального координатора в случае создания на территории субъекта Российской Федерации Центров в рамках иных программ и проектов, не относящихся к реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов и (или) внебюджетных источников, а также направление на согласование Федеральному координатору концепции создания и функционирования таких Центров.

Центрам рекомендуется выполнять роль ведущего института вовлечения педагогических работников и управленческих кадров в национальную систему профессионального роста педагогических работников, использовать такой эффективный инструмент, как индивидуальный образовательный маршрут педагогических работников и управленческих кадров с учетом:

1) особенностей профессиональной деятельности, личностных характеристик педагогических работников и управленческих кадров, решаемых задач и поставленных целей при непрерывной методической поддержке и тьюторском сопровождении;

2) педагогического и управленческого контекста всей образовательной организации.

Деятельность Центров целесообразно ориентировать на обеспечение стабильной, системной организационно-методической работы, необходимой для профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, повышения их квалификации и профессионального мастерства через:

1) формирование системы методического и содержательного сопровождения освоения программ ДПП с использованием индивидуальных образовательных маршрутов на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевой формы реализации программ;

2) фасилитацию переноса приобретенных (усовершенствованных) профессиональных компетенций в ежедневную педагогическую и управленческую практику;

3) выявление, систематизацию, отбор и распространение новых рациональных и эффективных педагогических и управленческих практик;

4) создание и развитие распределенной сети муниципальной методической поддержки, муниципальных тьюторов.

Центры рекомендуется создавать как структуры, способные обеспечить быстрое реагирование на актуальные профессиональные запросы педагогических коллективов и отдельных педагогов, руководителей образовательных организаций, быстрое конструирование адресных программ ДПП, с одной стороны, а с другой - позволяющие Министерству просвещения Российской Федерации своевременно и качественно информировать работников образования о приоритетных задачах и возможностях повышения квалификации и профессионального развития. Современная материально-техническая база (оборудование и программное обеспечение) позволит Центрам стать площадкой для решения практико-ориентированных задач педагогических работников и управленческих кадров, для демонстрации преимуществ современного учебного оборудования, повышения результативности обучения, роста качества знаний и умений обучающихся, развития у них функциональной и иных видов грамотностей, реализации процессов цифровой трансформации российского образования, содействия развитию социально ответственной личности.

Центры могут успешно работать как площадки обмена инновациями и реализации программ "горизонтального обучения", наставничества. Ресурсное обеспечение Центров позволит оказывать педагогам и руководителям образовательных организаций адресную помощь, вовремя выявлять дефициты профессиональных (педагогических и управленческих) компетенций, удовлетворять образовательные запросы разных категорий педагогических работников, педагогических коллективов и управленческих кадров, учитывать специфику школ с разным техническим оснащением (при необходимости - компенсировать материально-технические дефициты).

Деятельность Центров не исключает и не дублирует деятельность существующих региональных организаций дополнительного профессионального образования. В условиях, когда Центры создаются в качестве структурных подразделений организаций, реализующих программы ДПП педагогических работников и управленческих кадров, важнейшей их задачей в рамках определенных им полномочий становится организация методической и содержательной поддержки педагогических работников и управленческих кадров при прохождении ими индивидуальных образовательных маршрутов, что обеспечивает их активное вовлечение в национальную систему профессионального роста педагогических работников, и фасилитация последующего применения в педагогической и управленческой практике приобретенных профессиональных компетенций.

Центрам не рекомендуется замещать муниципальные либо иные методические службы или восполнять эту нишу в случае их отсутствия. Центрам рекомендуется взять на себя роль координаторов методического сопровождения, расширив традиционный функционал муниципальных методических служб, поскольку новые вызовы к системе образования требуют обновления содержания их деятельности, включая реализацию аналитической, информационной, организационной, консультативной деятельности.