Методические документы, рекомендуемые при организации и проведении ГИА в 2023 году, направлены письмом Рособрнадзора от 01.02.2023 N 04-31.

3.1. ГВЭ по русскому языку

Письменный ГВЭ по русскому языку проводится в форме сочинения, изложения с творческим заданием, диктанта в целях учета возможностей разных категорий его участников:

участников ГВЭ без ОВЗ: обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, получающие среднее общее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, в том числе по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования;

участников ГВЭ с ОВЗ: обучающихся с ОВЗ, экстернов с ОВЗ, обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов, экстернов - детей-инвалидов и инвалидов.

В заявлении, которое подается до 1 февраля (включительно), участникам необходимо указать форму проведения ГВЭ по русскому языку (изложение с творческим заданием/сочинение/диктант) в зависимости от категории участника ГВЭ с ОВЗ или без ОВЗ (см. Таблицу 1).

В зависимости от выбора формы ГВЭ по русскому языку должна быть реализована рассадка участников экзамена по аудиториям. При организации экзамена следует учесть, что для его проведения необходимы разные аудитории для проведения сочинения, изложения с творческим заданием (разные аудитории: аудитории, в которых изложение читается организатором; аудитории, в которых текст изложения выдается для прочтения участникам ГВЭ; аудитории, в которых осуществляется сурдоперевод текста), диктанта.

Для проведения экзамена у глухих, позднооглохших и слабослышащих участников экзамена при необходимости привлекаются сурдопедагоги, не ведущие данный учебный предмет (учитель географии, учитель истории, учитель индивидуальных коррекционных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения и др.). При желании участника экзамена (сообщается во время подачи заявления на участие в ГИА) обеспечивается сурдоперевод текста изложения.

Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими и толковыми словарями для установления нормативного написания слов и определения значения лексической единицы. Словари предоставляются образовательной организацией, на базе которой организован ППЭ, либо образовательными организациями, обучающиеся которых сдают экзамен в ППЭ. Пользоваться личными словарями участникам ГВЭ не рекомендуется в целях недопущения нарушения Порядка в части использования справочных материалов, письменных заметок.

Участникам ГВЭ без ОВЗ предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение (100-е номера вариантов ЭМ) или изложение с творческим заданием (400-е номера вариантов ЭМ).

ЭМ по русскому языку для ГВЭ в письменной форме разрабатываются для разных категорий участников экзамена с ОВЗ, участников экзамена - детей-инвалидов и инвалидов.

Выбор формы решается индивидуально с учетом особых образовательных потребностей участников экзамена и индивидуальной ситуации развития.

В случае если участники экзамена с ОВЗ, участники экзамена - дети-инвалиды и инвалиды имеют сопутствующие формы заболеваний (нарушения слуха, зрения и (или) речи) выбор варианта ГВЭ по русскому языку определяется, в том числе с учетом характеристики ЭМ.

Ниже представлено рекомендуемое распределение ЭМ в зависимости от категории нозологической группы:

Таблица 2. Распределение ЭМ по категориям участников ГВЭ

по русскому языку

Характеристика ЭМ

Номера вариантов

Категории участников ГВЭ

- 100-е номера вариантов (сочинение);

- 400-е номера вариантов (изложение).

1. Участники ГВЭ без ОВЗ;

2. Участники ГВЭ с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

3. Иные категории участников ГВЭ, которым требуется создание специальных условий (диабет, онкология, астма и др.).

Использование в ЭМ визуальных образов сведено к минимуму.

- 300-е номера вариантов (сочинение);

- 600-е номера вариантов (изложение).

1. Слепые, поздноослепшие;

2. Слабовидящие.

ЭМ могут быть переведены на шрифт Брайля (при необходимости)

ЭМ не содержат звуковых образов.

- 200-е номера вариантов (сочинение);

- 500-е номера вариантов (изложение).

1. Глухие, позднооглохшие;

2. Слабослышащие;

3. С тяжелыми нарушениями речи;

4. С задержкой психического развития.

При оценивании экзаменационной работы 200-х и 500-х номеров вариантов предусмотрены критерии, отличающиеся от критериев оценивания ЭМ 100-х, 300-х, 400-х и 600-х номеров вариантов.

Диктант с особыми критериями оценивания

- 700-е номера вариантов (диктант)

Участники ГВЭ с расстройствами аутистического спектра.