Цели, задачи и принципы профилактики употребления ПАВ

Профилактика в образовательной среде является компонентом общей системы предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью, формирования и пропаганды здорового образа жизни в обществе, а также формирования в обществе нетерпимого отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте.

Цель профилактики в образовательной среде - развитие на постоянной основе содержания профилактической деятельности (включающей учебный, воспитательный и профилактический компоненты), направленной на минимизацию уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся образовательных организаций.

Задачами профилактики зависимости от ПАВ в образовательной среде являются:

формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилактической деятельности для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики;

мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности;

минимизация влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в незаконное употребление ПАВ обучающихся образовательных организаций;

содействие созданию современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей доступность информации, направленной на формирование современных навыков и компетенций у обучающихся и молодежи, способствующих развитию ресурсов личности человека и гражданина, осознанно выполняющей и пропагандирующей правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

укрепление ресурсов семьи, ориентированных на воспитание у детей и подростков законопослушного, успешного, ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, вовлеченному в незаконное употребление ПАВ;

расширение практик обмена и внедрения в образовательной среде передовых, инновационных педагогических и психологических методик и технологий, способствующих развитию ценностей здорового образа жизни, культуры ответственного поведения в обществе и формированию устойчивого неприятия незаконного потребления ПАВ;

интеграция профилактических компонентов в образовательные программы, внеурочную и воспитательную деятельность, региональные и муниципальные программы, проекты, практики гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;

развитие секций, кружков и иных форм организации внеучебного досуга несовершеннолетних на базе образовательных организаций в целях привлечения обучающихся к творческой, спортивной и иной деятельности как альтернативы потреблению ПАВ и иному противоправному поведению;

вовлечение несовершеннолетних в деятельность добровольческих (волонтерских), детско-юношеских и иных общественных движений и организаций с целью формирования просоциальных нравственных установок, популяризации здорового образа жизни; развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска вовлечения в употребление ПАВ среди обучающихся.

Ресурсами, обеспечивающими снижение риска вовлечения в употребление ПАВ среди обучающихся, выступают:

социально-деятельностные - создание условий для развития инфраструктуры социальной, психолого-педагогической поддержки и формирования среды реализации позитивно ориентированных интересов обучающихся, просоциальных форм досуга, здоровьесберегающей среды, деятельности волонтерского молодежного движения, социально ориентированных общественных объединений и организаций;

личностные - создание условий для формирования у обучающихся образовательных организаций системы убеждений, обеспечивающей сознательный отказ от употребления ПАВ и устойчивого неприятия незаконного потребления наркотиков;

этико-правовые - создание условий для формирования правового самосознания, правовой грамотности обучающихся, с опорой на существующие общественные нормы и государственные механизмы контроля (юридического, социального, медицинского), препятствующие употреблению ПАВ обучающимися образовательных организаций;

духовно-нравственные - создание условий для формирования антинаркотической идеологии и антинаркотического поведения у детей и молодежи;

информационные - формирование условий развития цифровой культуры и цифровой гигиены, как совокупности навыков и компетенций обучающихся, способных осознанно выстраивать общение и обмен информацией с другими пользователями онлайн-пространства с помощью цифровых средств коммуникации, критично воспринимать получаемую информацию, соблюдать правила информационной безопасности.

Субъектами профилактики употребления ПАВ в образовательной среде являются: федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные организации, медицинские организации, должностные лица подразделений организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних, по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России, специалисты государственной наркологической службы, органы по делам молодежи, социально ориентированные общественные объединения и организации и как целевая группа - обучающиеся, а также их родители (законные представители).

Объектами профилактики в образовательной среде являются условия и факторы жизни обучающихся (как внешние, так и внутренние), связанные с риском вовлечения в употребление ПАВ, негативное влияние которых можно корректировать или нивелировать за счет опосредованного профилактического воздействия.

Внешние факторы и условия проявляются на макросоциальном уровне общества в целом и на микросоциальном уровне, включая влияние ближайшего окружения. Среди них:

агрессивная активность по вовлечению несовершеннолетних в потребление наркотических средств и ПАВ, их доступность, появление новых потенциально опасных ПАВ наряду с низким уровнем эффективности контроля их распространения;

пропаганда незаконного потребления наркотиков и либеральные установки в отношении употребления ПАВ, которые демонстрируются средствами массовой коммуникации, в том числе посредством сети Интернет, социальными сетями и сообществами, обществом в целом и значимыми в детско-подростковой и молодежной среде социальными группами (семья, сверстники, друзья и т.д.);

недостаточный уровень развития инфраструктуры, обеспечивающей эффективную социальную адаптацию и включенность в просоциальную деятельность обучающихся образовательных организаций;

социокультурные особенности среды, ближайшего окружения обучающихся, в том числе их родителей (законных представителей).

Внутренние факторы подразумевают личностные характеристики обучающихся образовательных организаций, имеющие связь с риском употребления ПАВ:

неадекватная самооценка, дисбаланс представления о себе и отношения к окружающему миру;

непринятие социальных норм, ориентированность на аддиктивные установки социума;

высокий уровень тревожности, фрустрированности, конформности, склонность к риску, авантюризм;

редуцированная стрессоустойчивость и низкий уровень социально-психологической адаптации, просоциальной активности и самоконтроля.

Организация профилактической работы в образовательной среде осуществляется на основе следующих принципов.

Принцип стратегической целостности обуславливает для организаторов и активных участников профилактической деятельности на всех уровнях взаимодействия единую стратегию профилактической деятельности, включая основные направления, методические подходы и конкретные мероприятия.

Принцип системности определяет при реализации профилактической деятельности в образовательной среде организационно-методическое взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, включенных в профилактику, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, а также межпрофессиональное взаимодействие специалистов различных социальных практик (педагогов, психологов, медицинских работников, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и иных), имеющих единую цель, гибкую структуру и механизм обратной связи, которые позволяют корректировать текущие задачи и индикаторы эффективности комплексной деятельности.

Принцип непрерывности обеспечивает непрерывную и цикличную реализацию комплекса профилактических мер в образовательной среде, включая постоянное совершенствование компетенций несовершеннолетних и молодежи в сфере профилактики употребления ПАВ и формирования культуры безопасного и здорового образа жизни.

Принцип многоаспектности профилактики основан на понимании употребления наркотических средств и психотропных веществ как сложного социально-психологического явления, что обуславливает комплексное использование социальных, психологических и личностно-ориентированных технологий и форм профилактической деятельности, охватывающих основные сферы социализации обучающихся образовательных организаций.

Принцип динамичности предполагает подвижность и гибкость связей между структурами и компонентами профилактической системы, обеспечивающих возможность ее развития и усовершенствования с учетом достигнутых результатов.

Принцип эффективного использования ресурсов участников профилактики предполагает, что основная часть задач профилактической деятельности реализуется за счет уже имеющихся у социальных институтов содержательных, методических, профессиональных ресурсов.

Принцип легитимности определяет соответствие любых форм профилактической деятельности в образовательной среде законодательству Российской Федерации и осуществляется в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти, реализующими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, с учетом приоритета интересов ребенка при ее реализации.

Принцип ситуационной адекватности профилактической деятельности определяет соответствие содержания и организации профилактики реалиям экономической и социальной жизни и ситуации, связанной с употреблением ПАВ, в стране и регионе.

Реализация задач профилактики употребления ПАВ в образовательной среде осуществляется на следующих структурных уровнях.

Макросоциальный уровень предполагает реализацию профилактических задач в масштабах деятельности социальных институтов (системы здравоохранения, образования, социальной защиты населения). Он обеспечивает формирование единых механизмов реализации профилактического направления в масштабах общества и создает условия (организационные, правовые, содержательные) для предупреждения употребления ПАВ на региональном/муниципальном уровнях (мезосоциальный уровень).

Микросоциальный уровень предполагает реализацию профилактических задач в масштабах деятельности конкретных организаций, относящихся к различным социальным сферам, и ориентирован на конкретные социальные группы обучающихся, их родителей (законных представителей) и ближайшего окружения.

Вышеуказанные структурные уровни тесно взаимосвязаны, порядок их взаимодействия и полномочия определены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами образовательных организаций.

В структуре содержания задач профилактики в образовательной среде выделяют два направления - первичную и вторичную профилактику.

Первичная профилактика - система социальных, психологических и воспитательных мер, направленных на предупреждение вовлечения в употребление и распространение ПАВ. Реализуется в работе со всеми обучающимися, как не вовлеченными в наркопотребление, так и относящимися к группе риска вовлечения в употребление ПАВ. Ее основная цель - формирование у субъектов профилактической деятельности (их представителей) отношения нетерпимости к обороту и потреблению ПАВ, стремления к сохранению и укреплению собственного здоровья, приверженности законопослушному поведению. Первичная профилактика является приоритетным направлением превентивной деятельности в образовательной среде.

Вторичная профилактика - система социальных, психологических и медицинских мер в отношении обучающихся, имеющих эпизоды употребления ПАВ, а также имеющих признаки формирующейся зависимости в ее начальной стадии.