Деятельность образовательной организации в сфере профилактики употребления ПАВ

Деятельность образовательной организации в сфере

профилактики употребления ПАВ

Основным структурным и содержательным компонентом системы профилактики употребления ПАВ в образовательной среде является профилактическая деятельности образовательной организации. Ее содержание и идеология определяются общими целями и задачами профилактики в образовательной среде, связанными с комплексным воздействием на условия и факторы жизни обучающихся (как внешние, так и внутриличностные), связанные с риском вовлечения в употребление ПАВ.

Профилактическая деятельность образовательной организации представляет собой комплексную систему организации процесса обучения и воспитания детей и молодежи, обеспечивающую снижение риска вовлечения в употребление ПАВ за счет расширения социальных компетенций, формирования личностных свойств и качеств обучающихся, направленных на принятие ценностей здорового и безопасного образа жизни, повышение правового самосознания и устойчивости к негативным влияниям среды.

Основой профилактической деятельности образовательной организации является формирование у обучающихся:

негативного отношения ко всем формам потребления ПАВ как опасного для здоровья и социального статуса поведения;

универсальных навыков и компетенций, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов, в том числе путем их развития и укрепления.

Выделяются два основных направления профилактической деятельности образовательной организации:

непосредственное психолого-педагогическое воздействие на обучающихся с целью формирования у них необходимой модели поведения, свойств и качеств личности;

создание благоприятных условий для эффективной социализации и социально-психологической адаптации обучающихся.

Для реализации профилактической деятельности образовательной организации используются разнообразные превентивные технологии (социальные, педагогические, психологические) и формы организации воздействия на адресные группы. К ним относятся:

интеграция профилактического содержания в базовые учебные программы, воспитательную внеурочную работу (тренинговые занятия, ролевые игры, дискуссии, индивидуальная работа с обучающимися);

разработка и внедрение образовательных программ для родителей (законных представителей).

Такие формы деятельности педагогов, воспитателей, школьных психологов, включенные в систему профилактики употребления ПАВ, обуславливают необходимость организации их систематической подготовки к участию в превентивной деятельности.

Первичная и базовая подготовка специалистов образовательной сферы по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью должна включать в себя:

информацию о концептуальных и методических основах ведения профилактической работы (методологический модуль);

достоверную и разноплановую информацию о содержании, социально-психологических причинах и условиях вовлечения обучающихся в наркопотребление (информационный модуль);

интерактивные методы обучения психолого-педагогическим технологиям ведения профилактической работы среди несовершеннолетних и молодежи (интерактивный модуль);

технологии проектной деятельности при разработке региональных и авторских программ профилактики (проектный модуль).

Такая структура подготовки специалистов направлена на окончательный отказ от использования информационно-образовательного подхода в работе с обучающимися по профилактике ПАВ, вместе с тем способствует реализации принципов системно-деятельностного подхода в профилактике.

Выделенные формы подготовки должны осуществляться в рамках профессионального образования, включая систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.

Основные условия эффективности профилактической деятельности образовательной организации:

системность профилактической деятельности образовательной организации - рассматривается как часть единого процесса воспитания и обучения несовершеннолетнего, а ее задачи соответствуют общим задачам учебно-воспитательного процесса;

комплексность - задачи формирования у несовершеннолетних негативного отношения к употреблению ПАВ реализуются в рамках единого педагогического процесса и сформированного в образовательной среде профилактического пространства;

целостность - вовлечение в сферу профилактической деятельности образовательной организации всех основных институтов социализации несовершеннолетних и молодежи: образовательной организации, семьи, ближайшего окружения;

интеграция - реализация целей и задач профилактической деятельности осуществляется в процессе формирования у детей и подростков навыков и компетенций, имеющих для них актуальное значение и востребованных в их повседневной жизни;

безопасность - тщательный отбор информации и форм воздействия на несовершеннолетнего для предотвращения провоцирования интереса к ПАВ;

возрастная адекватность - содержание профилактической деятельности образовательной организации строится с учетом особенностей социального, психологического развития в конкретном возрасте, а также с учетом реальных для того или иного возраста рисков возможного вовлечения в употребление ПАВ.

индивидуальная обусловленность - деятельность ориентируется, строится и реализуется с учетом личностных особенностей обучающегося и его индивидуальной социальной ситуации развития.

Проектирование профилактической деятельности образовательной организации целесообразно соотносить с разработкой и реализацией рабочей программы воспитания учитывая, что рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание.

В рабочей программе воспитания обозначены ее структурные модули, определен принцип единства урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, совместно с семьей и другими институтами воспитания.

Целевые установки рабочей программы воспитания ориентированы на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.