Технологии профилактики употребления ПАВ в образовательной среде
В профилактике аддиктивного поведения обучающихся используются следующие технологии: социальные, психологические, технологии, предусматривающие медицинскую профилактику, педагогические технологии.
1. Социальные технологии профилактики направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся образовательных организаций, а также формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей употребление ПАВ.
Социальные технологии реализуются в следующих направлениях воздействия.
Информационно-просветительское направление: антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная реклама, пропаганда здорового образа жизни в средствах массовой информации, включая телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме профилактики; профилирующие онлайн-ресурсы и социальные сети для антипропаганды потребления наркотиков, реализация интерактивных форм профилактической работы в сети Интернет.
При реализации информационно-просветительского направления особое внимание следует уделить включению ресурсов цифровых технологий в профилактику ПАВ, которые будут направлены на обеспечение условий формирования и развития современных цифровых навыков и компетенций у несовершеннолетних обучающихся и молодежи, развитие цифровой культуры и цифровой гигиены; формирование критического отношения к информации, размещенной в онлайн-пространстве.
Цифровые технологии позволяют быстро создать единую информационную систему в сфере антинаркотической профилактической деятельности и будут способствовать эффективному поиску информации, взаимодействия, коммуникации и обучения несовершеннолетних и молодежи в рамках дополнительного образования, обеспечивающего в том числе формирование идеологии антинаркотического поведения.
Организационно-досуговое направление: деятельность образовательных организаций и социальных служб, обеспечивающих вовлечение несовершеннолетних в просоциальную деятельность и содержательные виды досуга: клубы по интересам, спортивная деятельность, общественные движения. Создание комплекса форм и способов внеучебной досуговой деятельности для обучающихся в целях создания позитивной альтернативы потреблению ПАВ и формированию просоциальных нравственных установок, популяризации здорового образа жизни.
Социально-поддерживающее направление: деятельность социальных служб, обеспечивающих помощь и поддержку группам обучающихся с вероятным употреблением ПАВ и (или) с высоким риском вовлечения в употребление ПАВ.
Социально-поддерживающее направление может реализовываться через:
социальный мониторинг, направленный на выявление социальной ситуации в отношении обучающихся с вероятным употреблением ПАВ и (или) с высоким риском вовлечения в употребление ПАВ;
индивидуальную профилактическую работу в отношении обучающихся с вероятным употреблением ПАВ и (или) с высоким риском вовлечения в употребление ПАВ.
2. Психологические технологии профилактики направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в употребление ПАВ.
Психологические технологии реализуются в следующих направлениях воздействия:
развитие психологических ресурсов личности обучающихся, препятствующих формированию зависимости от ПАВ;
развитие психологических и социальных навыков, способствующих формированию системы ценностей и убеждений, обеспечивающей сознательный отказ от употребления ПАВ и устойчивого неприятия незаконного потребления наркотиков, формирования культуры безопасного и здорового образа жизни;
создание благоприятного доверительного климата и условий для успешной социализации в ученическом коллективе, социально-психологической адаптации в целом;
реализация мероприятий, направленных на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, включающих в себя социально-психологическое тестирование обучающихся образовательных организаций.
При реализации данных мероприятий следует актуализировать важность легитимности их проведения: на основании информированного согласия несовершеннолетних, их родителей (законных представителей), конфиденциальности процедуры проведения и результатов тестирования; и дальнейшего психолого-педагогического сопровождения с целью оказания квалифицированной психологической помощи.
В рамках программной профилактической деятельности психологические технологии реализуются в групповой работе и при индивидуальном консультировании всех участников образовательных отношений (в том числе, консультирование, направленное на выявление тех или иных факторов риска формирования зависимости от ПАВ; мотивационное консультирование; консультирование при выявленных проблемах зависимости; групповой профилактический и (или) психокоррекционный тренинг).
3. Технологии, предусматривающие медицинскую профилактику, направлены на раннее выявление обучающихся, имеющих риск потребления ПАВ и (или) потребляющих ПАВ.
Технологии, предусматривающие медицинскую профилактику, реализуются в следующих направлениях воздействия:
раннее выявление употребления ПАВ среди обучающихся;
мотивационное консультирование обучающихся, имеющих риск употребления ПАВ или употребляющих ПАВ, в целях формирования у них приверженности к отказу от употребления ПАВ, побуждения к обращению за оказанием медицинской помощи;
медицинская помощь по профилю "психиатрия-наркология".
Реализация указанных мероприятий осуществляется на основании информированного добровольного согласия обучающихся, их родителей (законных представителей) и с соблюдением принципа врачебной тайны.
При этом необходимо постепенное создание условий для полного охвата обучающихся мероприятиями по раннему выявлению незаконного потребления ПАВ.
4. Педагогические технологии профилактики направлены на формирование у адресных групп профилактики (прежде всего, у обучающихся) представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.
Педагогические технологии реализуются в следующих направлениях воздействия:
расширение практики использования универсальных педагогических методик и технологий (тренинги, кейс-технологии, ролевые игры, проектная деятельность и др.), составляющих основу для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие на адресные группы профилактики;
включение профилактических мероприятий в образовательные программы, внеурочную и воспитательную работу, в разрабатываемые педагогическими работниками проекты и реализуемые практики, в том числе с опорой на результаты социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
При реализации педагогических технологий следует придерживаться следующих принципов:
системно-деятельностного подхода, нацеленного на развитие субъектной позиции личности обучающегося, умеющей ставить цели, решать задачи, и отвечать за результаты своей деятельности;
педагогики сотрудничества, основанной на реализации совместной развивающей деятельности взрослых и детей, на основе установки доверительных отношений, взаимопонимания и взаимопроникновения в духовный мир друг друга, совместного анализа хода и результатов этой деятельности.
При реализации педагогических технологий следует отказаться от информационно-образовательного подхода как приоритетного при организации профилактической деятельности, усилия направить на реализацию системно-деятельностного подхода в профилактике.
При реализации педагогических технологий, реализуемых общественными и некоммерческими организациями в образовательной среде, необходимо предусмотреть наличие социально-педагогической оценки (экспертизы) профилактических проектов и программ и механизмов контроля их реализации.
Вышеперечисленные технологии профилактики должны стать одним из компонентов в программе подготовки или переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, позволяющей освоить педагогическим работникам образовательных организаций методы педагогических технологий для решения конкретных задач профилактики.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей