Введение

В ходе реализации антинаркотической политики в 2010 - 2020 годах наркоситуация в стране стабилизировалась <1>, однако распространенность употребления ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, определяющих необходимость организации активного противодействия.

--------------------------------

<1> Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 733.

Согласно статистическим данным доклада Государственного антинаркотического комитета о наркоситуации в Российской Федерации в 2019 году, доля потребителей наркотиков в числе лиц, совершивших преступления на территории страны, снизилась с 8,9% до 8,7% (с 82 483 чел. до 76 630 чел.). Также отмечено снижение на 18,3% несовершеннолетних потребителей наркотиков (с 1 357 чел. до 1 109 чел.), совершивших преступления, в том числе на 40,2% совершивших их в состоянии наркотического опьянения (со 164 чел. до 98 чел.). В целом количество несовершеннолетних, совершивших наркопреступления, сократилось на 12,6% (с 1 924 чел. до 1 682 чел.), а их доля в общем числе установленных лиц составила 2% и за год не изменилась.

Формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте является одной из стратегических целей государственной антинаркотической политики (подпункт "в" пункта 11 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 733 (далее - Стратегия).

Среди основных стратегических задач Стратегии, коррелирующих напрямую с задачами профилактической деятельности в образовательных организациях:

формирование на общих методологических основаниях единой системы комплексной антинаркотической профилактической деятельности;

создание с учетом традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей условий для формирования в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков;

обеспечение эффективной координации антинаркотической деятельности.

Профилактика и раннее выявление незаконного потребления наркотиков является одним из направлений антинаркотической политики и осуществляется путем реализации следующих мер:

развития инфраструктуры, форм и методов первичной профилактики незаконного потребления ПАВ, в том числе совершенствование педагогических программ и методик профилактики противоправного поведения несовершеннолетних и включение таких программ и методик в электронные образовательные ресурсы, расширение практики использования универсальных педагогических методик (тренинг, проектная деятельность и другие методики);

включения профилактических мероприятий в образовательные программы, внеурочную и воспитательную работу, федеральные и региональные программы, проекты, практики воспитания граждан, в особенности детей и молодежи;

уделения особого внимания духовно-нравственному воспитанию в образовательных организациях, формирующему у обучающихся устойчивое неприятие незаконного потребления наркотиков;

разработки и внедрения стандартов деятельности в сфере профилактики незаконного потребления наркотиков, а также единого подхода к оценке ее эффективности, включая разработку критериев оценки и проведение экспертизы профилактических программ, реализуемых общественными и некоммерческими организациями;

развития системы подготовки кадров в сфере профилактики незаконного потребления наркотиков;

совершенствования механизма раннего выявления незаконного потребления наркотиков в образовательных организациях, создание условий обязательного участия обучающихся в мероприятиях по раннему выявлению незаконного потребления наркотиков;

организации сотрудничества со средствами массовой информации по вопросам антинаркотической пропаганды, в первую очередь несовершеннолетних и их родителей (законных представителей), о рисках и последствиях потребления наркотиков.

В пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" устанавливается, что в числе принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков определены приоритетность мер по профилактике наркомании, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.

В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы.

Также к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся <2>.

--------------------------------

<2> Пункт 15 части 3 статьи 28 Федерального закона об образовании.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а также пунктом 15.1 части 3 статьи 28 Федерального закона об образовании определены полномочия органов, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в части проведения мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся всех типов образовательных организаций.

Ключевым аспектом всей системы профилактики употребления ПАВ в образовательной среде является понимание того, что эффективность профилактической работы напрямую связана с возможностями образовательной организации, которые во многом превосходят другие социальные институты, включая возможности профилактики в семье. Система образования имеет профессиональный, организационный ресурс, а также сфера ее социального влияния позволяет обеспечивать комплексное, системное воздействие на целый ряд социальных групп, прежде всего, несовершеннолетних и молодежи, а, следовательно, вносить существенный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения. При этом важно сформировать компетентную психолого-педагогическую позицию у каждого педагогического работника, междисциплинарной команды по анализу устройства самого образовательного процесса, уклада образовательной организации как пространства, имеющего собственное профилактирующее содержание, способности к его изменению и выстраиванию взаимодействия с разными партнерами исходя из специфики социокультурной ситуации конкретной образовательной организации.

Не менее значимым является аспект соответствия профилактической деятельности возрастным особенностям обучающихся, современным тенденциям подростковых сообществ, в том числе в социальных сетях, что обеспечивает корректное, гибкое воздействие на формирование высокой сопротивляемости негативным явлениям как ключевому компоненту ценностно-смысловой сферы.

Кроме того, высокий уровень компетентности педагогических работников, родителей (законных представителей) непосредственно в вопросах профилактики зависимостей, включая их первые признаки, технологии помощи при раннем выявлении рисков, в том числе использования результатов социально-психологического тестирования обучающихся как способа раннего выявления "группы риска" по возможному вовлечению в незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, обеспечивает системную оценку дефицитов и ресурсов образовательной среды, социума подростков и формирует целевые ориентиры организации профилактической работы в данном направлении.

Таким образом, организация работы в образовательной среде по вопросам профилактики употребления обучающимися ПАВ, являясь неотъемлемой частью ответственности образовательной организации, нуждается в системном и непрерывном осмыслении ее результатов, оценке эффективности с точки зрения воспитывающего, развивающего ресурсы потенциала обучающихся.

При решении задач профилактики употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью в образовательной среде необходимо развитие содержательных, научных, методических оснований профилактической деятельности в соответствии с реалиями современного этапа развития общества.

Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от 28 февраля 2000 г. N 619 (далее - Концепция 2000 года), содержала базовые принципиальные положения, на основании которых во всех субъектах Российской Федерации в рамках единого методологического подхода началась реализация региональных программ профилактики злоупотребления ПАВ. Благодаря применению Концепции 2000 года, впервые в истории отечественной системы превенции разработана стратегия объединения усилий различных социальных структур для организации единого профилактического пространства и создания инфраструктуры профилактической деятельности в образовательной среде.

Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде, утвержденная заместителем Министра образования и науки Российской Федерации М.В. Дулинов от 5 сентября 2011 г. (далее - Концепция 2010 года), сохраняя преемственность, продолжила дальнейшее развитие методологических и организационных основ профилактической деятельности в образовательной среде.

В Концепции 2010 года была представлена система принципов, организационных подходов и мер, направленных на исключение причин и условий, способствующих распространению и употреблению ПАВ в образовательной среде, с конечной целью - максимального исключения ПАВ из жизни несовершеннолетних.

Концепция 2010 года ориентирована на утверждение качественно нового подхода к предупреждению распространения и употребления ПАВ как базового компонента общей государственной системы предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью и основана на формировании в обществе культуры и ценностей здорового и безопасного образа жизни.

Изменение социальной ситуации, опыт, накопленный различными органами в ходе организации и проведении профилактической работы в образовательных организациях, изменения объективных реалий жизни современного общества в целом, возросшая актуальность формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также изменения государственной политики в сфере борьбы с наркоманией, алкоголизмом, табакокурением требуют актуализации ряда положений Концепции 2010 года.

В современной ситуации профилактическая деятельность должна строиться на утверждении приоритета задач первичной профилактики, основанной, главным образом, на развитии культуры здорового образа жизни и других социально значимых ценностей - созидания, творчества, духовного и нравственного совершенствования человека.

Настоящая Концепция основывается на положениях Стратегии, Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 г. и дальнейшую перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. N 2732-р, в части профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, определяют специфику профилактической деятельности в образовательных организациях с учетом региональных социально-экономических, социокультурных условий; объем профилактических воздействий в соответствии со стратегией реализации региональной профилактической программы и ресурсами административной территории, включая кадровый потенциал специалистов, осуществляющих профилактическую деятельность.

В связи с многообразием профилактических программ в образовательной среде на территории Российской Федерации, наряду с определением стратегии, цели и средств профилактической деятельности, настоящая Концепция выполняет организационно-методическую и регламентирующую функции.