V. Природные и инфраструктурные ресурсы круизного туризма на территории Российской Федерации

V. Природные и инфраструктурные ресурсы круизного туризма

на территории Российской Федерации

Территорию Российской Федерации омывает 13 морей (включая одно внутреннее море). Общая протяженность внутренних водных путей федерального значения составляет 101484,8 километра (2-е место в мире после Китая) на территории 64 субъектов Российской Федерации, в том числе с гарантированными габаритами судовых ходов - 49872,6 километра, с выставлением средств навигационной обстановки - 53044,6 километра, из них с круглосуточным движением судов - 38285,3 километра.

Созданная в европейской части страны Единая глубоководная система (протяженность - 6,5 тыс. километров, в состав входят реки Волга, Кама, Дон, Нева, Свирь и др., Ладожское, Онежское и другие озера, водохранилища и межбассейновые соединения - судоходные каналы), Азово-Черноморский бассейн, Каспийское, Балтийское, Белое моря, Северный морской путь и реки Урала, Сибири и Дальнего Востока составляют единую воднотранспортную сеть с расположенными на ней 67 морскими и 117 речными портами.

В морском транспорте период навигации колеблется от 11 месяцев в южной части Каспийского моря до 6 - 7 месяцев в Белом море. Моря Северного Ледовитого океана (Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) большую часть года находятся подо льдом. Исключение составляет юго-западная часть Баренцева моря, которая не замерзает под влиянием теплого течения Гольфстрим. Охотское и Берингово моря замерзают на 8 месяцев, за исключением южной части Берингова моря, которая свободна ото льда круглый год. Японское море замерзает только в северо-западной части. На Черном море судоходство осуществляется в течение всего года. На 2 - 3 месяца замерзают Азовское море и северная часть Каспийского моря. Финский залив Балтийского моря замерзает на период до 6 месяцев. Центральная и южная части Балтийского моря свободны ото льда, как правило, в течение всего года. Это позволяет развивать морской круизный туризм круглогодично.

На речном транспорте навигационный период также связан с природно-климатическими условиями и гидрологическим режимом водных путей. В нижнем течении р. Волги продолжительность навигации достигает 10 месяцев, а на Северной Двине и реках Крайнего Севера - от 2 до 4 месяцев. Разница между наибольшей и наименьшей продолжительностью навигационного периода на отдельных участках водного бассейна может достигать 2 месяцев.

Ключевыми конкурентными преимуществами развития круизного туризма в Российской Федерации являются разнообразие природных ресурсов, богатое историко-культурное наследие, наличие точек притяжения общемирового значения, в том числе памятников ЮНЕСКО, расположенных в прибрежных регионах, что позволяет формировать обширный перечень круизных маршрутов. Развитие экспедиционного круизного туризма позволяет значительным образом расширить маршрутную сеть и привлечь наиболее платежеспособные сегменты потребителей круизных туристских продуктов, повысив экономический эффект круизного туризма в целом.

К слабой стороне круизного туризма в Российской Федерации следует отнести значительную степень зависимости периода навигации от климатических условий. Судоходство имеет ярко выраженный сезонный характер, при этом в различных регионах круизная навигация составляет от 3 до 6 месяцев. Также велико влияние гидрометеорологических факторов (маловодность, сгонно-нагонные и штормовые явления, ветер, туман, осадки). В последние годы наблюдаются заметное изменение водного баланса рек и низкие показатели наполнения водохранилищ, что вызывает необходимость введения ограничений по осадке судов.

Необходимым условием для полноценного развития круизного туризма, эффективного использования потенциальных возможностей водных путей Российской Федерации является совокупность различных путевых и береговых объектов, состоящих из инфраструктуры водных путей, причальной инфраструктуры и инфраструктуры для обслуживания туристов.

Обслуживание туристов и круизных судов осуществляется в специальных пассажирских терминалах, оснащенных в соответствии с правилами обслуживания пассажиров, расположенных на речных вокзалах и пристанях. Деятельность пассажирских терминалов включает в себя:

предоставление пассажирам (туристам) услуг общего характера (организация продажи билетов, обеспечение информацией, касающейся пассажирских перевозок, предоставление возможности пользования залами ожидания, вестибюлями, привокзальной территорией, причалами, переходами, бытовыми и санитарно-гигиеническими помещениями);

предоставление пассажирам (туристам) платных услуг (предварительная продажа билетов и путевок, доставка их на дом или по месту работы, прием заказов на билеты по телефону, предоставление мест в гостинице, заказ такси, хранение ручной клади, багажа и др.);

обслуживание пассажирских судов (прием судов к причалам, организация посадки-высадки туристов и пассажиров, комплексное обслуживание флота).

Причальная инфраструктура для круизных судов на внутренних водных путях не в полной мере создает возможности для осуществления береговых экскурсионных программ.

В краткосрочной перспективе при организации международных круизов в пассажирских терминалах необходимо размещение специально оборудованных помещений для проведения пограничного, таможенного и других видов контроля, обязательных при пересечении государственной границы Российской Федерации, в первую очередь в портах акватории Каспийского моря.

К инфраструктурным ограничениям круизного туризма в Российской Федерации относятся:

инфраструктурные ограничения внутренних водных путей, наличие "узких" мест;

отсутствие в морских портах Российской Федерации инфраструктуры для приема и обслуживания круизных судов и туристов;

недостаточное количество многосторонних пассажирских пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в морских портах Российской Федерации;

отсутствие мероприятий по обеспечению устойчивости природных и культурно-исторических мест показа к рекреационным нагрузкам, а также правил поведения при наблюдении за дикими и морскими животными.

Морское круизное судоходство с использованием судов под Государственным флагом Российской Федерации ограничено практически полным отсутствием круизного флота. В настоящее время кроме круизов по Черному и Азовскому морям морские круизы осуществляются на российских научно-исследовательских судах и атомных ледоколах в акваториях морей Северного Ледовитого океана и Тихого океана.

В целях организации речных круизов в настоящее время используется около 100 двух-, трех- и четырехпалубных судов, построенных в советский период. Средний возраст речных круизных судов превышает 45 лет.

Повышение комфорта речных круизных судов позволит увеличить площадь кают, значительно расширить перечень их оборудования в соответствии с современными требованиями (холодильник, телевизор, судовое телевидение и др.), переоборудовать общественные помещения (рестораны, бары, музыкальные салоны и др.), детские комнаты, SPA-салоны и тренажерные комплексы.

Предпринятые меры государственной поддержки позволили начать строительство круизных судов на российских верфях и в дальнейшем осуществлять регулярные круизные рейсы по внутренним водным и морским путям.