VIII. Перспективы и стратегические задачи развития круизного туризма в Российской Федерации

VIII. Перспективы и стратегические задачи развития круизного

туризма в Российской Федерации

Основными задачами реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р, в части развития круизного туризма являются увеличение емкости рынка в 2 раза к 2035 году и создание условий для интенсивного обновления флота круизными операторами.

В рамках решения стратегических задач по развитию круизного туризма в Российской Федерации используются в том числе механизмы, предусмотренные Морской доктриной Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 26 июля 2015 г., Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р, и Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 1485-р.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.10.2022 N 1817)

(см. текст в предыдущей редакции)

К перспективным направлениям развития круизного туризма в России относятся комбинированные речные и морские круизы в Азово-Черноморском, Каспийском и Балтийском бассейнах, экспедиционный круизный туризм в Арктической зоне Российской Федерации, на Дальнем Востоке, в бассейнах рек Западной и Восточной Сибири, а также включение в круизные программы иностранных круизных компаний посещения российских регионов.

Развитие совмещенного морского и речного круизов по Каспийскому морю и по р. Волге позволит стимулировать рост круизов в низовьях р. Волги, обеспечив новые возможности для роста туристского потока в Прикаспийском регионе.

В развитии экспедиционного круизного туризма приоритетным направлением являются регионы Арктики, Сибири и Дальнего Востока, обладающие уникальными природными ресурсами, вызывающими повышенный интерес со стороны потребителей.

Маршруты круизного туризма при наличии пассажирского флота могут осуществляться как в центр Российской Федерации, так и через Волго-Донской канал в страны Средиземноморского и Черноморского бассейнов.

К перспективным морским круизным маршрутам можно отнести:

в Балтийском море - маршрут из г. Санкт-Петербурга с заходом в г. Пионерский Калининградской области, порты прибалтийских стран и стран Скандинавии;

в Дальневосточном регионе - маршрут из г. Владивостока на Курильские острова, о. Сахалин, полуостров Камчатка, Командорские и Шантарские острова, полуостров Чукотка, остров Врангеля, в Японию и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона;

в Каспийском море - маршрут "Открытие Великого шелкового пути" (11 дней/10 ночей) - г. Баку (Азербайджан) - г. Бэндер-Аббас (Иран) - г. Бендер-Энзели (Иран) - г. Ноушехр (Иран) - г. Туркменбаши (Туркменистан) - г. Актау (Казахстан) - г. Астрахань (Российская Федерация) - г. Махачкала (Российская Федерация) - г. Дербент (Российская Федерация) - г. Баку (Азербайджан);

кольцевой маршрут из порта г. Сочи по водам 5 морей, включая Черное, Эгейское, Адриатическое, Ионическое и Мраморное моря, с заходами в г. Пирей и на остров Санторини (Греция), г. Венецию (Италия), г. Стамбул (Турция), порты Румынии и Хорватии и возвращение в порт г. Сочи (Российская Федерация).

Перспективными круизными маршрутами являются маршруты "река - море". Суда смешанного плавания "река - море" дают возможность в одном круизе совершать путешествие по морям и внутренним водным путям без пересадок.

Развитие речных и озерных круизных маршрутов возможно с использованием причалов для приема круизных судов с отправлением из городов, расположенных на р. Волге (гг. Нижний Новгород, Казань, Самара) и р. Каме (гг. Набережные Челны, Пермь), а также по озеру Байкал, рекам Лене и Печоре.

Организация круизов по рекам с недостаточными пропускными способностями русел может быть осуществлена:

после проведения модернизации существующих круизных судов из г. Москвы в г. Нижний Новгород по р. Оке, из г. Москвы в г. Великий Новгород по р. Волхов;

после ввода в эксплуатацию пассажирских колесных судов:

по европейской части Российской Федерации - г. Нижний Новгород - г. Москва - г. Нижний Новгород (по рекам Волге, Москве, Оке), г. Москва - г. Великий Новгород - г. Москва (по р. Волхов, озеру Ильмень), г. Москва - г. Санкт-Петербург - г. Москва (по обводным каналам Ладожского и Онежского озер), г. Москва - Соловецкие острова - г. Москва - г. Нижний Новгород - г. Уфа - г. Нижний Новгород (по рекам Волге, Каме, Белая);

на Дальнем Востоке - г. Комсомольск-на-Амуре - г. Хабаровск - г. Комсомольск-на-Амуре (по р. Амур), г. Хабаровск - г. Благовещенск - г. Хабаровск (по р. Амур), г. Хабаровск - г. Комсомольск-на-Амуре - г. Николаевск-на-Амуре - г. Комсомольск-на-Амуре - г. Хабаровск (по р. Амур), г. Владивосток - остров Сахалин - Курильские острова - полуостров Камчатка - полуостров Чукотка (по морским водным путям).

по рекам Сибири - г. Иркутск - г. Братск - г. Иркутск - г. Красноярск - г. Абакан - г. Красноярск.

Перспективными для морских экспедиционных круизных маршрутов являются Арктическая зона Российской Федерации, в том числе Северный морской путь, и Дальний Восток.

При этом безусловным приоритетом развития круизного туризма является обеспечение безопасности туристов, которое должно осуществляться с учетом требований к обеспечению обороны страны и безопасности государства.