VI. Круизные маршруты в субъектах Российской Федерации, круизный продукт и его продвижение на внутреннем и международном рынках

VI. Круизные маршруты в субъектах Российской Федерации,

круизный продукт и его продвижение на внутреннем

и международном рынках

В Российской Федерации основными пунктами отправления и назначения круизных морских маршрутов являются гг. Санкт-Петербург, Сочи, Мурманск и Владивосток.

С 2017 года восстановлено сообщение на черноморской круизной линии, которая соединяет города Краснодарского края и Республики Крым: Сочи (стоянка 2 дня) - Новороссийск (стоянка 1 день) - Ялта (стоянка 1 день) - Севастополь (стоянка 2 дня) - Сочи.

К перспективным отнесены следующие морские круизные маршруты:

круиз по Черному морю (Сочи - Новороссийск - Севастополь - Константа - Варна - Бургас - Стамбул - Трабзон);

дальневосточная круизная линия с отправной точкой в г. Владивостоке с посещением удаленных мест показа Приморского края, а также гг. Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска и Курильских островов;

круиз из г. Сочи в г. Санкт-Петербург.

В 2020 году запущены новые морские круизные программы по Азовскому и Черному морям по маршрутам Ростов-на-Дону - Ейск - Новороссийск - Анапа - порт Кавказ - Таганрог - Ростов-на-Дону, Ростов-на-Дону - Ейск - Новороссийск - порт Кавказ - Таганрог - Ростов-на-Дону, Ростов-на-Дону - Азов - порт Кавказ - Новороссийск - Анапа - Ростов-на-Дону.

Кроме черноморских круизов и комбинированных круизов по Азовскому и Черному морям, российские круизные операторы организуют экспедиционные круизы на российских научно-исследовательских судах, атомных ледоколах и зафрахтованных иностранных судах.

Атомный ледокол "50 лет Победы" выполняет круизы по маршруту Мурманск - Северный полюс с заходом на Землю Франца-Иосифа. Экспедиционные программы на Северный полюс наиболее востребованы у туристов из Китая (28,2 процента), Германии (17,3 процента) и России (5,5 процента).

В настоящее время осуществляются круизные программы по маршрутам Шпицберген - Земля Франца-Иосифа - Шпицберген, Шпицберген - Земля Франца-Иосифа - Новая Земля - Шпицберген, а также в районе архипелага Шпицберген и в прочих регионах Арктики и Антарктики.

Иностранные компании используют имеющийся потенциал Российской Федерации и организуют экспедиционные круизы в Арктической зоне по Северному морскому пути, фрахтуя российские суда.

Круизный маршрут, который начинается в г. Анадыре, включает посещение туристами острова Ыттыгран, пос. Лаврентия, мыса Дежнева, пос. Уэлен, островов Колючин, Врангеля, Айон, Медвежьи, Новосибирские, архипелагов Северная Земля, Земля Франца-Иосифа и заканчивается в г. Мурманске. Чукотский регион, являясь восточными воротами российской Арктики, - один из перспективных регионов для развития арктического круизного туризма в Российской Федерации. В настоящее время в этом регионе по маршруту Ном (Аляска, Соединенные Штаты Америки) - Северный морской путь - Тромсе (Норвегия) работает много судов под иностранным флагом.

В 2021 году на линию г. Корсаков - Курильские острова вышли 2 новых судна, предназначенные для перевозки до 146 пассажиров, транспортировки грузов, включая рефрижераторные и опасные грузы в упаковке, легковые автомобили, что позволило существенно увеличить грузооборот и пассажиропоток.

Основными пунктами отправления и назначения речных круизных маршрутов на внутренних водных путях Единой глубоководной системы европейской части России являются гг. Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара и Казань.

В настоящее время круизное судоходство в европейской части России и регионах Сибири и Дальнего Востока осуществляется на более чем 30 укрупненных туристских маршрутах.

В Сибирских и Дальневосточных регионах на реках Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур и на озере Байкал организованы такие круизы, как Новосибирск - Томск - Нижневартовск - Сургут - Салехард, Омск - Тобольск - Ханты-Мансийск, Красноярск - Енисейск - Ярцево - Туруханск - Полярный круг - Игарка - Дудинка, Дудинка - Диксон - Караул - Дудинка, Якутск - Ленские столбы, Листвянка - Ушаканья - Ольхон - Огой, Хабаровск - Николаевск-на-Амуре и др.

Развитие маршрутной сети круизного туризма сдерживается целым рядом факторов, в первую очередь инфраструктурными ограничениями внутренних водных путей, отсутствием причальной инфраструктуры для обслуживания круизных судов и недостатком круизного флота. Например, на европейских речных причалах есть возможность подключения судна к береговому электропитанию. В России судовое топливо используется весь период осуществления круизов. Исключение составляют причалы Московского Северного речного вокзала, прошедшие капитальный ремонт в 2019 - 2020 годах.

В целях реализации экспедиционных круизов в рамках маршрута Северного морского пути необходимо проведение мероприятий по созданию (реконструкции) портовой инфраструктуры для приема судов и обслуживания пассажиров в городских поселениях Диксон и Дудинка, сельском поселении Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края.

Кроме того, в круизах по рекам Европы ходовое время речного круизного судна значительно меньше стояночного. В России ходовое время речного круизного судна больше стояночного. До следующей стоянки на маршруте необходимо в среднем около 20 часов. Соответственно расход топлива значительно выше, чем в круизах по европейским рекам.

Развитие круизного туризма на природных территориях Арктической зоны Российской Федерации является перспективным направлением. Площадь Арктического региона - 27 млн. кв. километров. Арктика разделена на 5 секторов ответственности между Российской Федерацией, Соединенными Штатами Америки, Норвегией, Канадой и Данией.

Принимая во внимание туристский потенциал особо охраняемых природных территорий, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации, в рамках развития экспедиционного круизного туризма требуются улучшение транспортной доступности, организация взаимодействия исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и руководства особо охраняемых природных территорий с круизными операторами, а также совершенствование нормативно-правовой базы в части осуществления деятельности в сфере круизного туризма в российской части акватории Северного Ледовитого океана и Тихого океана.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.10.2022 N 1817)

(см. текст в предыдущей редакции)

Круизный продукт как комплекс услуг можно условно разделить на:

услуги, предлагаемые на борту судна (услуги, включенные в круизную путевку, и дополнительные услуги);

услуги, приобретаемые туристами в рамках береговых программ и предоставляемые местными туристскими организациями, оказывающими экскурсионные услуги;

дополнительные услуги, связанные с организацией туристской программы;

каютный сервис, который включает в себя ежедневную уборку каюты, смену постельного белья и полотенец (дополнительно могут предоставляться услуги по доставке питания в каюту).

Перечень услуг, предлагаемых круизным пассажирам на борту судна и в рамках береговых программ, зависит от маршрута и программы круиза, его тематической направленности, от класса круизного обслуживания и от предпочтений самого туриста. Турист может выбрать как организованную береговую программу, так и самостоятельную программу пребывания на берегу в пределах времени, отведенного на стоянку судна.

Продажа сформированных круизной компанией пакетов может осуществляться ею самостоятельно, через турагентства или местных туроператоров. Последние в этом случае выполняют, как правило, не только агентские функции, но и дополняют круизный пакет следующими услугами:

бронирование авиа- или железнодорожных билетов в город отправления круизного судна и из города окончания круиза;

трансфер из аэропорта или от железнодорожного вокзала до места посадки на судно и от места высадки пассажиров после окончания круизов до аэропорта (железнодорожного вокзала), если такая услуга не включена в стоимость круизного пакета;

визовая поддержка;

страховые услуги;

организация дополнительных туристских программ до или после окончания круиза (экскурсионных, пляжных).

Продвижение круизов в Российской Федерации ведется посредством таргетированной рекламы на онлайн-площадках, наружной рекламы, продажи круизов через специализированные агентства, имеющие фиксированную или динамическую комиссии (в среднем 10 процентов), и напрямую круизными операторами.

Из наиболее значимых выставочных мероприятий следует отметить международные туристские выставки (в гг. Берлине, Мадриде, Милане, Лондоне, московские международные выставки, специализированные выставочные мероприятия "Seatrade Cruise Global Miami" (г. Майами, Соединенные Штаты Америки), "Seatrade Med" (в гг. Генуе и Неаполе, Италия), а также известные специализированные салоны "Boat-show" (в гг. Лондоне, Париже и Дюссельдорфе).

Кроме того, продвижению круизных продуктов способствуют совместные действия органов исполнительной власти в сфере туризма на региональном и федеральном уровнях и круизного операторского сообщества.

С учетом высоких темпов развития Азиатско-Тихоокеанского региона как туристского направления особое внимание уделяется формированию совместных программ по продвижению круизных продуктов субъектами Российской Федерации, входящими в состав Дальневосточного федерального округа. Так, в 2019 году было подписано соглашение о развитии и продвижении круизного туризма между Приморским и Камчатским краями, Сахалинской областью и Чукотским автономным округом.