IX. Меры для формирования устойчивого рынка круизного туризма на территории Российской Федерации

IX. Меры для формирования устойчивого рынка круизного

туризма на территории Российской Федерации

В целях развития устойчивого рынка круизного туризма необходима реализация следующих мер:

совершенствование нормативно-правовой базы круизного туризма (упрощение визовых и иных туристских формальностей для пассажиров и операторов круизных судов, устранение административных барьеров, снижающих привлекательность круизного туризма, формирование единой базы документов, регулирующих такую сферу, установление в законодательстве Российской Федерации ключевых терминов и определений (понятий "круиз", "экспедиционные круизы", "экскурсионно-прогулочные круизы"), разработка предложений по созданию условий для обеспечения безопасности при осуществлении круизов, внедрение международных требований к соблюдению принципов экологической безопасности, упрощение процедур получения субсидий или кредитов для круизных компаний);

развитие (модернизация и строительство) инфраструктуры круизного туризма (ликвидация инфраструктурных ограничений внутренних водных путей, устранение инфраструктурных ограничений в морских портах Российской Федерации для приема и обслуживания круизных судов и туристов, увеличение многосторонних пассажирских пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в морских портах Российской Федерации, электрификация причалов для приема круизных судов, внедрение системы экологической сертификации портов);

создание условий для развития круизного флота (разработка и строительство новых типов пассажирских и грузо-пассажирских судов, обновление состава круизного флота, создание условий для строительства круизных судов различной пассажировместимости, в том числе ледового класса, разработка и строительство круизных судов, работающих на альтернативных видах топлива, внедрение системы экологического менеджмента и системы обязательной и (или) добровольной экологической сертификации портов, в том числе "Чистый порт");

развитие наземной инфраструктуры, необходимой для организации круизного туризма, в том числе автомобильной и железнодорожной инфраструктуры, оборудование и обновление причалов, причальных стенок, дноуглубления, принимающих сервисов на земле, портов, привокзальных площадей, адаптирование круизной инфраструктуры под прием маломобильных категорий туристов и создание условий в формировании качественного берегового туристского продукта по схеме приема туристов "из рук в руки", включая создание современных автобусных парков для обслуживания круизных туристов в прибрежных регионах, в том числе с применением государственно-частного партнерства и концессии;

трансформация существующих и формирование новых круизных туристских продуктов, расширение маршрутной сети российских круизов за счет перспективных маршрутов "река - море", морских маршрутов, в том числе экспедиционных маршрутов в Арктической зоне Российской Федерации и на Дальнем Востоке, и речных маршрутов, в том числе экспедиционных маршрутов в бассейнах рек Сибири и Дальнего Востока, а также приграничных круизных маршрутов;

расширение наземных экскурсионных программ за счет посещения особо охраняемых природных территорий, островных территорий Российской Федерации (Арктическая зона Российской Федерации, Дальний Восток), малых исторических городов;

расчет мультипликативного эффекта круизного туризма с учетом смежных секторов экономики, в том числе в гостиничном бизнесе, розничной торговле, музейной сфере, развитии и поддержке деятельности смежных видов транспорта, производственного сектора (судостроение, металлургия и др.), а также в создании и сохранении рабочих мест в прибрежных регионах;

развитие инфраструктуры по приему и обслуживанию современных пассажирских судов, включая пункты пропуска пассажирских судов через государственную границу Российской Федерации в Каспийском бассейне (гг. Астрахань, Махачкала, Дербент), реконструкция (строительство) пассажирского терминала с многосторонним пассажирским пунктом пропуска через государственную границу Российской Федерации и причалов для приема пассажирских судов в морском порту г. Новороссийска, реализация проектов реконструкции (строительства) пассажирского терминала г. Пионерский в Калининградской области, пассажирского терминала и причалов для приема пассажирских судов в морском порту г. Мурманска с многосторонним пассажирским пунктом пропуска через государственную границу Российской Федерации, реконструкция и модернизация портов (гг. Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре, Амурск Хабаровского края), порта г. Магадан (бухта Нагаева), порта г. Корсаков Сахалинской области, г. Кандалакша Мурманской области, порта г. Нарьян-Мар Ненецкого автономного округа и дноуглубление подходного канала со стороны Баренцева моря к порту, проведение комплексной реконструкции порта в пос. Тикси, строительство причала в с. Быковский и модернизация причала в г. Якутске Республики Саха (Якутия), электрификация пассажирских причалов;

внедрение цифровых систем, повышающих уровень обслуживания пассажиров в терминалах (использование технологии биометрической идентификации и аутентификации пассажиров, персональная навигация, персонализированная реклама, дополнительные услуги), формирование цифровых (интеллектуальных) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации (продолжение оснащения пунктов пропуска оборудованием, обеспечивающим возможность пересечения государственной границы Российской Федерации на основании единой электронной визы, предиктивное выявление пассажиров, которым не разрешен въезд в страну, мониторинг соблюдения срока разрешения на въезд в страну, идентификация пассажиров с использованием биометрических технологий);

формирование мер государственной поддержки в сфере отечественного судостроения и смежных производств (двигателестроение, элементная база), продление программы льготного лизинга круизных судов на внутренних водных путях Российской Федерации и механизма судового утилизационного гранта, предоставление государственных гарантий на привлечение кредитов для постройки современных судов, способных конкурировать с зарубежными аналогами, поддержка в рамках программ импортозамещения;

создание условий для кадрового сопровождения развития круизного туризма, предусматривающего:

создание единой системы подготовки кадров для круизной индустрии (включая центры подготовки кадров и оценки квалификаций для круизной индустрии с учетом их удаленности от основных центров развития круизного туризма);

разработка в рамках образовательного стандарта "Туризм" программ подготовки (переподготовки) и повышения квалификации "Экспедиционный лидер" для обеспечения комплексного развития экспедиционного круизного туризма;

развитие сетевой модели образования для круизной индустрии (включенное обучение, практики и стажировки, тренинги по системе "World Skills" на базе ведущих отечественных и зарубежных центров подготовки специалистов для круизной индустрии) и разработка методического обеспечения и унифицированных образовательных программ, модулей, циклов дисциплин в рамках высшего профессионального образования и среднего профессионального образования для развития круизного туризма, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, разработка финансовых инструментов для формирования региональных площадок практического обучения студентов и слушателей на базе ведущих круизных компаний - операторов и создание базовых профессиональных кафедр в целях улучшения практической подготовки обучающихся;

создание и внедрение в регионах Российской Федерации системы профессионально-общественной аккредитации основных и дополнительных образовательных программ учебных заведений высшего и среднеспециального образования для круизной индустрии на базе профессиональных общественных организаций;

осуществление грантовой поддержки разработок совместных международных образовательных программ двойного диплома с учебными заведениями высшего образования зарубежных стран на основе академической мобильности обучающихся и преподавателей;

рассмотрение возможности введения бюджетных мест в рамках контрольных цифр приема в профильных учебных заведениях Российской Федерации, осуществляющих подготовку кадров для круизного туризма;

формирование программ по подготовке и переподготовке гидов-экскурсоводов со знанием языков для обслуживания круизных судов;

разработка механизма субсидирования круизных программ, осуществляемых по заказу туроператоров по приоритетным маршрутам на водных путях (морские и речные) Российской Федерации, включая организацию летнего детского оздоровительного-экскурсионного отдыха с распространением на путевки ставки возмещения части оплаченной стоимости круизного тура на базе круизных судов;

формирование программы продвижения круизного туризма, в том числе информирование потребителей о специфике круизных туристских продуктов (обязательных и дополнительных услугах и др.), использование современных каналов продвижения (социальные сети, мобильные приложения и др.), формирование государственной программы по популяризации круизного туризма и экспедиционного круизного туризма, направленной на привлечение новых круизных туристов и переключение туристских потоков на реки европейской части Российской Федерации, в Арктическую зону Российской Федерации.

Российская Федерация имеет все шансы занять лидирующие позиции в сфере морского и речного круизного туризма благодаря значительному потенциалу, развитию маршрутной сети, росту расходов со стороны туристов и налоговых отчислений, а также мультипликативному эффекту в смежных отраслях.