Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 2 февраля 2022 г. N 87

ПРАВИЛА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ КОМПАНИЕЙ

"ФОНД РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ" ЗА СЧЕТ

ПРИВЛЕЧЕННЫХ СРЕДСТВ ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО

БЛАГОСОСТОЯНИЯ ЗАЙМОВ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПУТЕМ

ПРИОБРЕТЕНИЯ ОБЛИГАЦИЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПРИ ИХ ПЕРВИЧНОМ

РАЗМЕЩЕНИИ, В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ,

РЕКОНСТРУКЦИИ, МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.04.2022 N 668,

от 06.10.2022 N 1771, от 29.12.2022 N 2509, от 20.09.2023 N 1529,

от 12.10.2023 N 1692, от 06.07.2024 N 923)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" (далее - Фонд) за счет привлеченных средств Фонда национального благосостояния займов юридическим лицам, в том числе путем приобретения облигаций юридических лиц при их первичном размещении, в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2022 N 2509)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Используемые в настоящих Правилах понятия означают следующее:

"объект инфраструктуры" - объект капитального строительства, в том числе линейный объект, который в соответствии с законодательством в сфере теплоснабжения относится к объекту теплоснабжения (в том числе предусматривающему комбинированную выработку электрической и тепловой энергии, использование сжиженного природного газа) или в соответствии с законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения - к объекту централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе централизованной ливневой системы водоотведения, предназначенной для приема, транспортировки и очистки сточных вод;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2022 N 668)

(см. текст в предыдущей редакции)

"модернизация объекта инфраструктуры" - мероприятия по строительству и (или) реконструкции объекта инфраструктуры, направленные на улучшение характеристик и эксплуатационных свойств объекта инфраструктуры, а в отношении линейного объекта также мероприятия по его капитальному ремонту;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2022 N 668)

(см. текст в предыдущей редакции)

"проект" - ограниченный по времени и ресурсам комплекс мероприятий (включая проектирование - в случае, определенном пунктом 3 настоящих Правил), направленных на строительство, реконструкцию, модернизацию одного или нескольких объектов системы коммунальной инфраструктуры или нескольких систем коммунальной инфраструктуры, в том числе расположенных на территории одного или нескольких муниципальных образований, в случае, если такие объекты используются (эксплуатируются) одним участником проекта (заемщиком), объектов ливневой канализации, находящихся на территории одного муниципального образования, капитальный ремонт линейных объектов и реализуемый в целях создания благоприятных условий проживания граждан, обновления среды жизнедеятельности и территорий общего пользования, в том числе развития градостроительного потенциала, обеспечения строительства и комплексного развития территорий путем снижения дефицита и (или) оптимизации производительности систем коммунальной инфраструктуры и обеспечения возможности подключения новых абонентов и (или) в целях предотвращения деградации городской инфраструктуры, повышения комфортности и качества городской среды, в том числе качества и надежности предоставляемых коммунальных услуг, за счет снижения износа объектов, аварийности систем коммунальной инфраструктуры и объектов таких систем и повышения эффективности их работы, а также снижения экологического ущерба.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2022 N 668)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Займы, предоставляемые в соответствии с настоящими Правилами, могут быть использованы на оплату договоров (контрактов), предметом которых являются поставка оборудования и материалов, выполнение строительно-монтажных работ, пусконаладочных работ, оказание услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сетям связи, проведению строительного контроля, авторского надзора, выполнение (оказание) иных работ (услуг), предусмотренных мероприятиями проекта, а также на оплату договоров (контрактов) о выполнении инженерных изысканий в целях подготовки проектной документации объектов капитального строительства, подлежащих строительству, реконструкции, модернизации (в случае, если модернизация связана с реконструкцией), о подготовке указанной проектной документации, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству (реконструкции, модернизации) и вводу в эксплуатацию объекта (объектов) инфраструктуры, и на оплату договоров (контрактов) о проведении экспертизы указанной проектной документации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.12.2022 N 2509, от 12.10.2023 N 1692)

(см. текст в предыдущей редакции)

Займы, предоставляемые в соответствии с настоящими Правилами, могут быть использованы на возмещение указанных в настоящем пункте расходов в случае, если такие расходы понесены со дня вступления в силу настоящих Правил, а также на возмещение расходов заемщика на проведение технологического и ценового аудита объектов, включенных в проект, в соответствии с подпунктами "д" и "д(1)" пункта 7 настоящих Правил.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2022 N 2509)

(см. текст в предыдущей редакции)

Средства займов, предоставляемые в соответствии с настоящими Правилами, не могут быть размещены на депозитах, а также в иные финансовые инструменты.

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 N 1771.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Предоставление займов осуществляется в том числе путем приобретения облигаций при их первичном размещении.

Требования к облигациям устанавливаются Фондом по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.

5. Заемщиками в соответствии с настоящими Правилами могут быть организации, владеющие объектами инфраструктуры на праве собственности, на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, либо на основании договора аренды (субаренды) или концессионного соглашения, организации, создаваемые при участии Фонда.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2022 N 2509)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Предоставление займов осуществляется на период не более 25 лет с погашением основной суммы долга начиная с 5-го года. Процентная ставка по займам, предоставляемым Фондом, составляет 3 процента годовых. Общая сумма займов, которые могут быть предоставлены Фондом на реализацию проектов на территории одного субъекта Российской Федерации, определяется Президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации.

7. Проект должен соответствовать следующим требованиям:

а) стоимость проекта (без учета стоимости работ по проектированию) составляет не менее 100 млн. рублей, а в отношении проектов по капитальному ремонту линейных объектов - не менее 50 млн. рублей. В случае определения в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил общей суммы займов, которые могут быть предоставлены на реализацию проектов на территории одного субъекта Российской Федерации, в размере менее 100 млн. рублей стоимость проекта (без учета стоимости работ по проектированию) составляет не менее 10 млн. рублей;

(пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2022 N 668)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) планируемое заемное финансирование проекта за счет средств, полученных из Фонда национального благосостояния, не превышает 80 процентов стоимости проекта;

в) мероприятия проекта включены в схему теплоснабжения и (или) в схему водоснабжения и водоотведения (при необходимости их включения в соответствии с законодательством Российской Федерации);

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.04.2022 N 668, от 29.12.2022 N 2509)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) мероприятия проекта включены в план мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры (далее - план мероприятий), утвержденный решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации. План мероприятий должен содержать перечень объектов инфраструктуры, строительство, реконструкция, модернизация которых планируются в рамках проекта, планируемую стоимость, сроки реализации проекта, источники финансирования проекта, наименование участников проекта, а также описание планируемого эффекта от реализации проекта. Требования к форме плана мероприятий устанавливаются Фондом по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1771)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Заемщики, принявшие до 21.10.2023 в соответствии с пп. "д" п. 7 обязательство о представлении заключения по результатам аудита, вправе вместо него представить положительное заключение госэкспертизы проектной документации (Постановление Правительства РФ от 12.10.2023 N 1692).

д) в отношении каждого объекта инфраструктуры, включенного в проект, должно иметься положительное заключение по результатам технологического и ценового аудита объектов инфраструктуры, включенных в проект, проведенного в порядке согласно приложению, или положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, в том числе о достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, модернизации этих объектов инфраструктуры, либо письменное обязательство заемщика представить в Фонд положительное заключение по результатам технологического и ценового аудита этих объектов инфраструктуры или положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, в том числе о достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, модернизации этих объектов инфраструктуры, в срок, указанный в подпункте "а" пункта 22 настоящих Правил, а в случае если экспертиза проектной документации объекта инфраструктуры не является обязательной в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности - положительное заключение государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, модернизации этих объектов инфраструктуры. Типовая форма заключения по результатам технологического и ценового аудита и требования к оформлению такого заключения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

(пп. "д" в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2022 N 668)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Заемщики, принявшие до 21.10.2023 в соответствии с пп. "д(1)" п. 7 обязательство о представлении заключения по результатам аудита, вправе вместо него представить положительное заключение госэкспертизы проектной документации (Постановление Правительства РФ от 12.10.2023 N 1692).

д(1)) в случае если реализация проекта по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры включает в себя разработку проектной документации в отношении каждого объекта инфраструктуры, включенного в проект, должно иметься письменное обязательство заемщика представить в Фонд заключение по результатам технологического и ценового аудита каждого объекта инфраструктуры, включенного в проект, проведенного в порядке, предусмотренном приложением к настоящим Правилам, или положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, в том числе о достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, модернизации этих объектов инфраструктуры, в срок, указанный в подпункте "а" пункта 22 настоящих Правил;

(пп. "д(1)" введен Постановлением Правительства РФ от 15.04.2022 N 668; в ред. Постановления Правительства РФ от 12.10.2023 N 1692)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) достаточность финансовых ресурсов для реализации проекта и источников для обслуживания и погашения займа в течение срока займа. Порядок проведения оценки проектов на их соответствие требованиям, указанным в настоящем подпункте, устанавливается методикой, разработанной Фондом, согласованной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, утвержденной Президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации.

8. Заемщик должен соответствовать следующим требованиям:

а) заемщик создан в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет место нахождения на территории Российской Федерации и является налоговым резидентом Российской Федерации;

б) заемщик не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации, осуществляемой в форме преобразования или в форме присоединения к заемщику других юридических лиц при условии, что заемщик имеет действующий договор займа с Фондом) или ликвидации, в отношении его не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);

(пп. "б" в ред. Постановления Правительства РФ от 12.10.2023 N 1692)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) при наличии у заемщика просроченной задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, сумма такой задолженности не может превышать 10 процентов стоимости проекта и 500 тыс. рублей, а период просрочки - 3 месяцев;

(пп. "в" в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2022 N 668)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) в отношении заемщика отсутствуют сведения о наличии судебных разбирательств или неурегулированных требований, влияющих на реализацию проекта (включая судебные разбирательства с кредитными организациями или заинтересованными российскими организациями);

д) показатели финансового состояния заемщика соответствуют требованиям, установленным в соответствии с методикой проверки финансового состояния заемщика, утвержденной Фондом по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.

9. Заявка на предоставление займа (далее - заявка) подается в Фонд субъектом Российской Федерации, на территории которого планируется реализация проекта, по форме, установленной методикой по подготовке заявок, утвержденной Фондом.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.04.2022 N 668, от 06.10.2022 N 1771)

(см. текст в предыдущей редакции)

К заявке прилагаются документы, подготовленные в соответствии с методикой, указанной в абзаце первом настоящего пункта, подтверждающие соответствие проекта и заемщика требованиям, предусмотренным настоящими Правилами.

В случае отсутствия на день подачи заявки заключенного заемщиком как концессионером концессионного соглашения, предметом которого являются объекты инфраструктуры, строительство, реконструкция, модернизация которых планируются в рамках реализации проекта, к заявке прилагается проект такого концессионного соглашения, содержащийся в предложении заемщика, выступившего с инициативой заключения такого соглашения, размещенный на официальном сайте органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 4.7 статьи 37 Федерального закона "О концессионных соглашениях", или конкурсная документация и конкурсное предложение заемщика.

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 06.07.2024 N 923.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае отсутствия на день подачи заявки документов, предусмотренных подпунктом "г" пункта 7 настоящих Правил, к заявке прилагается обязательство высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется реализация проекта, или лица, к полномочиям которого отнесено утверждение плана мероприятий, по обеспечению включения мероприятий проекта в план мероприятий в течение 20 рабочих дней после дня подачи заявки.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1771)

(см. текст в предыдущей редакции)

Документы, предусмотренные подпунктом "г" пункта 7 настоящих Правил, должны быть представлены в Фонд в течение 20 рабочих дней со дня представления в Фонд заявки.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2022 N 668)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заявка и прилагаемые к ней документы подаются на бумажном носителе и в электронном виде с помощью автоматизированной информационной системы Фонда.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.09.2023 N 1529)

(см. текст в предыдущей редакции)

В составе заявки представляется письмо-обязательство субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется реализация проекта, подписанное высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, о намерении заключить соглашение о реализации проекта в срок, указанный в пункте 20 настоящих Правил.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1771)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил стороной соглашения о реализации проекта должно быть также муниципальное образование, в составе заявки представляется письмо-обязательство муниципального образования, подписанное главой муниципального образования, о намерении заключить соглашение о реализации проекта в срок, указанный в пункте 20 настоящих Правил.

Вместо указанных писем-обязательств в состав заявки может быть включен проект соглашения о реализации проекта, подписанный от имени субъекта Российской Федерации и муниципального образования лицами, указанными в пункте 19 настоящих Правил.

10. Фонд проводит проверку заявки и документов, указанных в пункте 9 настоящих Правил (далее - комплект документов), в течение 45 рабочих дней со дня их получения, и в случае соответствия заявки и документов требованиям, установленным настоящими Правилами, принимает решение о соответствии заявки и документов требованиям, установленным настоящими Правилами. В случае отсутствия в заявке положительного заключения по результатам технологического и ценового аудита объектов инфраструктуры, включенных в проект, либо положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, в том числе о достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, модернизации этих объектов инфраструктуры, решение должно содержать заключение Фонда о предварительной оценке обоснованности стоимости проекта. Не позднее 5 рабочих дней после принятия указанного решения Фонд направляет решение и комплект документов в электронном виде в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2022 N 668)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае несоответствия комплекта документов требованиям, установленным настоящими Правилами, Фонд принимает решение о несоответствии комплекта документов указанным требованиям.

В случае если в заявку включен проект, в отношении которого имеется отдельное поручение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, заявка рассматривается Фондом в приоритетном порядке в течение 35 рабочих дней со дня ее получения.

11. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не позднее 7 рабочих дней со дня получения от Фонда комплекта документов рассматривает представленный комплект документов и в случае отсутствия замечаний согласовывает решение, указанное в пункте 10 настоящих Правил.

Решение Фонда о несоответствии комплекта документов требованиям настоящих Правил либо позиция Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, расходящаяся с решением Фонда о соответствии комплекта документов требованиям настоящих Правил, направляется Фондом в субъект Российской Федерации, на территории которого планируется реализация такого проекта, заемщику с целью доработки комплекта документов в соответствии с замечаниями Фонда и (или) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Срок такой доработки не может превышать 20 рабочих дней. В случае непоступления доработанной заявки в Фонд в течение 20 рабочих дней ее дальнейшее рассмотрение прекращается.

Фонд после согласования Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации решения Фонда о соответствии комплекта документов требованиям, установленным настоящими Правилами, направляет информацию о согласованном проекте (проектах) в Президиум (штаб) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации с приложением решения, указанного в абзаце первом пункта 10 настоящих Правил, и комплекта документов в электронном виде.

11(1). В случае изменения проекта после принятия Президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации решения, указанного в пункте 12 настоящих Правил:

а) Фондом повторно проводится проверка комплекта документов и повторно принимается решение в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил;

б) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не позднее 7 рабочих дней со дня получения от Фонда комплекта документов рассматривает представленный комплект документов и в случае отсутствия замечаний согласовывает решение Фонда о соответствии комплекта документов требованиям настоящих Правил, а при наличии замечаний отказывает в его согласовании;

в) решение Фонда о несоответствии комплекта документов требованиям настоящих Правил либо позиция Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, расходящаяся с решением Фонда о соответствии комплекта документов требованиям настоящих Правил, направляется Фондом в субъект Российской Федерации, на территории которого планируется реализация проекта;

г) решение Фонда о соответствии комплекта документов требованиям настоящих Правил, согласованное Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, направляется в Президиум (штаб) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации;

д) Президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации принимается решение об одобрении измененного проекта.

(п. 11(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2022 N 2509)

(см. текст в предыдущей редакции)

11(2). В случае если единственным изменением проекта является уменьшение его стоимости относительно предельного лимита финансирования, одобренного Президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил, Фонд направляет в Президиум (штаб) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации информацию об уменьшении стоимости проекта и о высвободившемся лимите финансирования.

(п. 11(2) введен Постановлением Правительства РФ от 12.10.2023 N 1692)

12. Президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации принимается решение об одобрении проекта с предельным лимитом финансирования.

13. Фонд в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения, указанного в пункте 12 настоящих Правил, уведомляет заемщика, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, на территории которого проект планируется к реализации, и главу муниципального образования (в случае, установленном пунктом 18 настоящих Правил) о принятом решении.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1771)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Предоставление Фондом заемщику займа осуществляется на основании заключенного Фондом и заемщиком договора займа или договора, предусматривающего приобретение Фондом размещаемых заемщиком облигаций. Указанные договоры заключаются при выполнении следующих условий:

а) заключение между Фондом, субъектом Российской Федерации, на территории которого планируется к реализации проект, муниципальным образованием, в случаях, установленных пунктом 18 настоящих Правил, и заемщиком соглашения о реализации проекта;

б) заключение заемщиком концессионного соглашения, предметом которого являются объекты инфраструктуры, строительство, реконструкция, модернизация которых планируются в рамках реализации проекта, если на дату подачи заявки такое концессионное соглашение не было заключено.

15. Типовые условия соглашения о реализации проекта утверждаются Фондом по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

16. Соглашение о реализации проекта должно содержать в том числе следующие положения:

а) обязательство субъекта Российской Федерации и муниципального образования в случае, если муниципальное образование является стороной соглашения о реализации проекта, содействовать реализации проекта, в том числе принимать в сроки и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, правовые акты, решения, необходимые для своевременной и эффективной реализации проекта;

б) обязательство субъекта Российской Федерации или муниципального образования (в случае передачи соответствующих полномочий в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения законом субъекта Российской Федерации) в ближайший период регулирования на основании представленных заемщиком документов обеспечить утверждение заемщику тарифов или долгосрочных параметров регулирования в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для формирования необходимой валовой выручки, достаточной для исполнения заемщиком обязательств по займу, и (или) обеспечить иные нетарифные источники исполнения обязательств по займу;

в) обязательство Фонда заключить с заемщиком договор займа в соответствии с настоящими Правилами;

г) обязательство сторон незамедлительно информировать друг друга о возникающих при реализации проекта рисках, случаях неисполнения заемщиком своих обязательств при реализации проекта и по договору займа;

д) обязательство субъекта Российской Федерации отвечать перед Фондом за исполнение заемщиком его обязательств перед Фондом по договору займа, в том числе обязательства по возврату займа и уплате процентов по займу полностью или частично в случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего подпункта.

По решению Фонда соглашением о реализации проекта может быть предусмотрено, что субъект Российской Федерации отвечает перед Фондом за исполнение обязательств заемщика в части, не покрытой обеспечением, указанным в пункте 17 настоящих Правил, при условии включения в соглашение о реализации проекта заверения заемщика о предоставлении такого обеспечения.

16(1). Соглашением о реализации проекта может быть предусмотрено обязательство заемщика возместить субъекту Российской Федерации расходы, понесенные субъектом Российской Федерации в связи с исполнением обязательства перед Фондом, указанного в подпункте "д" пункта 16 настоящих Правил, за исключением случаев, когда заемщиком являются государственное (муниципальное) бюджетное учреждение, государственное (муниципальное) автономное учреждение, государственное (муниципальное) унитарное предприятие.

В соглашение о реализации проекта также могут быть включены положения о способах обеспечения исполнения указанного обязательства заемщика. В случае если способом обеспечения исполнения указанного обязательства заемщика является залог имущества, соглашение о реализации проекта может предусматривать внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество (в случае если залогодателем является заемщик).

(п. 16(1) введен Постановлением Правительства РФ от 12.10.2023 N 1692)

17. Способами обеспечения исполнения обязательств заемщика по возврату займа, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных договором займа, могут быть банковские гарантии, поручительства, гарантии (поручительства) государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", залог имущества.

Не допускается принятие в качестве обеспечения исполнения обязательств заемщика:

банковских гарантий и поручительств юридических лиц, имеющих неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

банковских гарантий и поручительств юридических лиц, стоимость чистых активов которых менее величины, составляющей трехкратную сумму предоставляемой банковской гарантии (предоставляемого поручительства), юридических лиц, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), юридических лиц, которые находятся в процессе реорганизации или ликвидации.

Обеспечение исполнения обязательств должно соответствовать требованиям, установленным Фондом по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

18. Муниципальное образование является стороной соглашения о реализации проекта, если имущество, подлежащее созданию, реконструкции, модернизации в рамках проекта, является муниципальной собственностью.

19. Соглашение о реализации проекта подписывается от имени субъекта Российской Федерации, муниципального образования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования соответственно.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1771)

(см. текст в предыдущей редакции)

20. Соглашение о реализации проекта и договор займа должны быть заключены в течение 20 рабочих дней со дня принятия решения об одобрении проекта. В случае если предоставление займа осуществляется на основании договора, предусматривающего приобретение Фондом размещаемых заемщиком облигаций, такой договор заключается в срок, предусмотренный соглашением о реализации проекта.

21. Требования к договору займа и договору, предусматривающему приобретение размещаемых заемщиком облигаций, утверждаются Фондом по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.

22. Заключаемый в соответствии с настоящими Правилами договор займа должен предусматривать в том числе следующие условия:

а) порядок, сроки и условия перечисления займа заемщику, в том числе обязанность заемщика представить в Фонд в отношении каждого объекта инфраструктуры, включенного в проект, заключение по результатам технологического и ценового аудита или положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, в том числе о достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, модернизации этих объектов инфраструктуры, предусмотренные подпунктом "д" пункта 7 настоящих Правил (в случае, если указанные заключения не представлены ранее), в течение 2 месяцев со дня заключения договора займа, обязанность заемщика представить в Фонд в отношении каждого объекта инфраструктуры, включенного в проект, заключение по результатам технологического и ценового аудита или положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, в том числе о достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, модернизации этих объектов инфраструктуры, предусмотренные подпунктом "д(1)" пункта 7 настоящих Правил, в течение 6 месяцев со дня заключения договора займа, обязанность заемщика представить в Фонд нормативные правовые акты, на основании которых мероприятия проекта включены в схему теплоснабжения и (или) в схему водоснабжения и водоотведения, указанные в подпункте "в" пункта 7 настоящих Правил, в течение 20 рабочих дней после подачи заявки;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.04.2022 N 668, от 29.12.2022 N 2509, от 12.10.2023 N 1692, от 06.07.2024 N 923)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) основания и порядок уменьшения суммы займа;

в) сроки возврата заемщиком займа и уплаты процентов;

г) о возврате заемщиком на лицевой счет Фонда, с которого ранее был предоставлен заем:

с лицевого счета заемщика - неиспользованного остатка займа, образовавшегося на лицевом счете;

со счета заемщика, открытого в кредитной организации, - займа и процентов за пользование займом;

д) право заемщика на досрочный возврат займа;

е) основания для отказа Фонда от исполнения договора, в том числе в случае непредставления в сроки, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, заключений, предусмотренных подпунктами "д" и "д(1)" пункта 7 настоящих Правил;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2022 N 2509)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) основания для предъявления Фондом требования к заемщику о досрочном возврате займа;

з) способы обеспечения исполнения заемщиком его обязательств;

и) ответственность заемщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, в том числе случаи и порядок уплаты штрафных санкций;

к) обязательство заемщика обеспечить соответствие проектных решений, реализуемых в рамках мероприятий проекта, проектным решениям, в отношении которых получены положительные заключения, предусмотренные подпунктами "д" и "д(1)" пункта 7 настоящих Правил, в части:

затрагивающей несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы;

класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов;

выполнения требований технических регламентов, требований энергетической эффективности и требований по оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

(пп. "к" в ред. Постановления Правительства РФ от 12.10.2023 N 1692)

(см. текст в предыдущей редакции)

л) право Фонда на безакцептное списание денежных средств со счета (счетов) заемщика в случае неисполнения заемщиком своих обязательств, в том числе безакцептное списание на основании решения правления Фонда территориальным органом Федерального казначейства средств основного долга по договору займа с соответствующего раздела на лицевом счете заемщика;

м) порядок проведения Фондом проверок соблюдения заемщиком требований, предусмотренных настоящими Правилами, целевого использования займа;

н) положения о казначейском сопровождении средств по договору займа и средств по договорам, заключаемым в рамках исполнения договора займа, а также обязательные условия, предусмотренные порядком, установленным Правительством Российской Федерации при казначейском сопровождении.