VI. Развитие инфраструктуры пассажирского транспорта

Инфраструктура пассажирского транспорта включает в себя в том числе автомобильные дороги и улицы, остановочные пункты, отстойно-разворотные площадки, диспетчерские пункты, начальные и конечные остановочные пункты (станции), парки (депо), рельсовый путь трамвая, объекты энергохозяйства (контактно-кабельную сеть, тяговые и понизительные подстанции - для ГНЭТ).

Таблица 6. Рекомендуемые параметры

инфраструктуры и их предельные значения

Городские агломерации <*>

Безопасность и надежность

Скорость и пунктуальность

Комфорт и удобство

Экологичность

Доступность и инклюзивность

Доля протяженности участков трамвайной/троллейбусной инфраструктуры, где введено ограничение скорости по состоянию пути и (или) энергохозяйства <**>

Доля протяженности линий обособленного движения пассажирского транспорта в общей протяженности линейной инфраструктуры, по которой проходят маршруты пассажирского транспорта

Доля остановочных пунктов, оборудованных для маломобильных групп населения

Крупнейшие

00000021.wmz 0%

00000022.wmz 1

-

-

00000023.wmz 100%

Крупные

00000024.wmz 0%

00000025.wmz 1

-

-

00000026.wmz 100%

Большие и средние

-

00000027.wmz 0,2

00000028.wmz 100%

Малые

-

00000029.wmz 0,1

00000030.wmz 100%

--------------------------------

<*> По численности населения крупнейшего городского округа городской агломерации.

<**> Только для городских агломераций, в которых функционирует ГНЭТ.

При проведении оптимизации систем транспортного обслуживания городских агломераций важнейшим вопросом является рациональное размещение и оборудование остановочных пунктов пассажирского транспорта, в том числе для маломобильных пассажиров. При проектировании и размещении остановочных пунктов ПТОП целесообразно руководствоваться требованиями отраслевых сводов правил: СП 42.13330.2016. "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утвержден приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр), СП 396.1325800.2018. "Свод правил. Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования" (утвержден приказом Минстроя России от 1 августа 2018 г. N 474/пр), а также СП 59.13330.2020 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утвержден приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. N 904/пр).

Остановочные пункты рекомендуется располагать вблизи пересечений или примыканий улиц, у пассажирообразующих объектов и основных путей следования пешеходов.

Рекомендуется принимать следующие расстояния между остановочными пунктами на застроенных территориях:

трамвай - 400 - 600 м;

автобус и троллейбус - 300 - 400 м.

Расстояния между остановочными пунктами автобуса-экспресса и скоростного трамвая следует принимать не менее 800 м.

Указанные рекомендуемые значения длин перегонов на маршрутах пассажирского транспорта могут обеспечить наиболее высокие показатели качества транспортного обслуживания населения и производительность использования подвижного состава.

В составе остановочного пункта рекомендуется предусматривать: остановочную площадку (на проезжей части, обозначенной разметкой), посадочную площадку, павильоны ожидания). На подходах к остановочным пунктам и в местах их размещения рекомендуется предусматривать соответствующую пешеходную инфраструктуру, приспособленную также и для маломобильных групп населения.

При формировании пешеходной инфраструктуры рекомендуется обеспечивать кратчайшие и безопасные пешеходные связи с наименьшими затратами времени с учетом функциональных и планировочных особенностей конкретной территории.

Рекомендуется, чтобы в транспортно-пересадочных узлах вне зависимости от значений расчетных пассажиропотоков время передвижения на пересадку пассажиров не превышало 5 минут без учета времени ожидания транспортных средств.

В целях обеспечения приоритетных условий движения пассажирского транспорта на УДС городов рекомендуется предусматривать выделенные полосы для движения пассажирского транспорта (далее - выделенные полосы).

Обустройство выделенных полос рекомендуется проводить при соответствующем технико-экономическом обосновании с учетом интенсивности движения транспортных средств, наличия заторов и предзаторовых ситуаций, интенсивности движения маршрутных транспортных средств. Выделенную полосу рекомендуется оборудовать комплексами автоматической фотовидеофиксации нарушений.

Для автобусов, в том числе электробусов, а также для троллейбусов целесообразно организовывать выделенные полосы, если общая интенсивность движения на участке превышает 10 единиц транспортных средств в час или пассажиропотоки в пиковый час в сечении превышают 500 пассажиров в час, а задержка по времени в пути на соответствующем сегменте превышает 25% относительно условий свободного потока (скорость движения в ночное время).

При необходимости возможно устройство обособленных выделенных полос с применением ограждений, гибких конструкций и (или) делиниаторов.

При потоках свыше 2 тыс. пассажиров человек в час и отсутствии градостроительных возможностей создания линии рельсового пассажирского транспорта рекомендуется рассмотреть возможность физического обособления выделенных полос с организацией скоростного автобусного (троллейбусного) сообщения (Bus Rapid Transit).

Использование выделенных полос может обеспечить наиболее эффективное использование подвижного состава, повышение безопасности и качества транспортных услуг для населения.

В случае приоритизации ГНЭТ и недостаточном качестве его инфраструктуры и подвижного состава рекомендуется реализация комплексных проектов развития ГНЭТ. Проект ГНЭТ включает в себя мероприятия по модернизации (реконструкции, капитальному ремонту и ремонту) существующей инфраструктуры ГНЭТ (трамвайные пути, трамвайная (троллейбусная) контактная и кабельная сети, электрические подстанции, зарядные станции, депо), обновление подвижного состава и, при обосновании, сооружение новых инфраструктурных объектов вышеперечисленных типов.

Высокая эффективность ГНЭТ достигается только при надлежащем уровне развития как инфраструктуры, так и подвижного состава.

Модернизация инфраструктуры в соответствии с современными техническими решениями позволит значительно повысить скорость и комфортность сообщения, снизить эксплуатационные издержки и привлечь дополнительный пассажиропоток. Однако эксплуатация даже современного подвижного состава на устаревшей инфраструктуре приведет к ускоренному износу новых транспортных средств, равно как и модернизация инфраструктуры при отсутствии соответствующего подвижного состава не позволит реализовать поставленные цели. Ключевым условием качественной реализации проекта ГНЭТ является сбалансированный подход, обеспечивающий максимальную эффективность инвестиций.

Этапность реализации мероприятий должна обеспечивать первостепенное обновление на ключевых маршрутах сети с наибольшим пассажиропотоком в целях увеличения охвата населения и создания положительного образа у населения системы транспортного обслуживания городской агломерации.

Приоритет целесообразно отдавать модернизации существующих линий, где экономическая эффективность капитальных затрат наиболее высока. При соответствующем обосновании (высокий прогнозный пассажиропоток, отсутствующие связи, необходимые для эффективной работы маршрутной сети в целом и другое) возможна реализация мероприятий, связанных с новым строительством.

Выбор конкретных технических решений в каждом случае рекомендуется осуществлять индивидуально исходя из имеющихся предпосылок (прогнозный пассажиропоток, топология сети, обеспечение технологической совместимости и другое) и подтверждения экономическими расчетами.

При оптимизации систем транспортного обслуживания городских агломераций и рассмотрении вопросов проектирования новых, либо развитии существующих трамвайных и троллейбусных линий рекомендуется руководствоваться СП 98.13330.2018. "Свод правил. Трамвайные и троллейбусные линии" (утв. приказом Минстроя России от 20 ноября 2018 г. N 735/пр).

При формировании комплексных проектов развития ГНЭТ рекомендуется предусматривать мероприятия, направленные на обеспечение 100-процентной доступности транспортных средств и инфраструктуры для маломобильных пассажиров, повышение надежности работы (обособление трамвайных путей, организация выделенных полос).

Приоритет рекомендуется отдавать мероприятиям, совокупные эффекты от реализации которых будут максимальны.

При формировании мероприятий комплексных проектов развития ГНЭТ рекомендуется учитывать следующие факторы:

1) перспективная численность населения в зоне реализации проектов; доступность и комфортность;

2) резервы (дефицит) провозной способности инфраструктуры и его изменение при реализации проектов.

Рекомендуется исходить из того, что проект ГНЭТ должен обеспечивать удовлетворение прогнозного транспортного спроса и достижение целевых показателей качества транспортного обслуживания при минимизации необходимых инвестиционных ресурсов бюджетов всех уровней в сравнении с альтернативными вариантами.

Помимо развития трамвайной и троллейбусной инфраструктуры важной задачей может стать развитие зарядной инфраструктуры для электрического автотранспорта, что позволит внедрять электробусы там, где это экономически целесообразно.