V. Выбор подвижного состава для городских агломераций

Эффективное использование подвижного состава имеет большое экономическое значение для функционирования пассажирского транспорта. Под эффективностью использования подвижного состава подразумевается выполнение необходимого объема перевозок в конкретные сроки исходя из сложившегося или прогнозируемого пассажиропотока при минимальных затратах.

Таблица 3. Рекомендуемые целевые параметры качества

подвижного состава и их предельные значения

Городские агломерации

Безопасность и надежность

Скорость и пунктуальность

Комфорт и удобство

Экологичность

Доступность и инклюзивность

Доля транспортных средств со сроком службы не выше нормативного

Индекс комфортности транспортных средств <*>

Доля транспортных средств высоких экологических классов, %

Доля транспортных средств, приспособленных для перевозки маломобильных групп населения, %

Все

00000017.wmz 100%

-

00000018.wmz 100%

00000019.wmz 100%

00000020.wmz 100%

--------------------------------

<*> Индекс комфортности рассчитывается как доля транспортных средств, оборудованных системой климат-контроля, комфортными местами для стоящих пассажиров и современной мультимедийной системой.

Пассажирский транспорт, маршруты которого имеют одноуровневые пересечения с автомобильными дорогами, является эффективным средством обеспечения перевозок при пассажиропотоках в лимитирующем сечении до 10 тыс. пассажиров в пиковый период. При превышении указанного значения эффективность такого транспорта значительно снижается, так как при сохранении требуемые интервалы движения не позволяют обеспечить достаточную скорость и надежность сообщения.

При пиковых пассажиропотоках в сечении более 600 пассажиров в час целесообразно приоритезировать трамвайное сообщение при наличии существующей инфраструктуры. В коридорах от 2 тыс. пассажиров и выше в пиковый час в одном сечении при наличии градостроительной возможности целесообразно рассматривать проекты создания новых наземных рельсовых коридоров. Если спрос на перевозки превышает 12 тыс. пассажиров в час, приоритетом может стать создание линии метрополитена.

Таблица 4. Оценочные величины

пассажиропотоков, при которых рекомендуется

использование соответствующего вида и класса

транспортных средств при типовых

условиях эксплуатации

Вид и класс транспортных средств

Пассажиропотоки, чел. в час

4 чел./кв. м

3 чел./кв. м

Автобус малого класса, автобус среднего класса

50 - 400

40 - 300

Автобус среднего класса, автобус большого класса, троллейбус большого класса

300 - 1 600

250 - 1 000

Автобус особо большого класса, троллейбус особо большого класса, трамвай большого класса

800 - 2 400

700 - 2 000

Трамвай особо большого класса

2 000 - 5 000

1 500 - 4 200

Трамвайные поезда (2 сцепленных трамвая большого класса или особо большого класса)

2 500 - 10 500

2 000 - 8 000

Метрополитен, специализированная городская железная дорога

свыше 12 000

свыше 10 000

Среди видов пассажирского транспорта при прочих равных условиях транспортные средства большого и особо большого класса являются наиболее эффективным средством осуществления перевозок (как с экономической точки зрения, так и с точки зрения рационального использования городского пространства):

1) стоимость перевозки одного пассажиро-места (при наличии соответствующих пассажиропотоков) ниже, чем при обслуживании маршрута транспортными средствами среднего и малого класса;

2) транспортное средство является более безопасным для пассажиров в случае возникновения ДТП;

3) за счет меньшего количества транспортных средств, необходимого для перевозки одинакового количества пассажиров, сокращается негативное воздействие на окружающую среду, инфраструктуру населенного пункта.

При этом, учитывая параметры УДС и планировочную организацию населенных пунктов, а также сложившуюся в соответствии с ней маршрутную сеть, использование транспортных средств большого и особо большого класса не всегда может быть технически реализуемым и оправданным.

Таблица 5. Рекомендуемый баланс

парка транспортных средств в зависимости

от размера городской агломерации и соотношения

малоэтажной и многоэтажной застройки

Численность жителей городской агломерации, тыс. чел.

Доля парка транспортных средств малого класса

Доля парка транспортных средств среднего класса

Доля парка транспортных средств большого класса и особо большого класса

доля территорий малоэтажной застройки

доля территорий малоэтажной застройки

доля территорий малоэтажной застройки

более 1 000

более 50%

30 - 50%

20 - 10%

менее 10%

более 50%

30 - 50%

20 - 10%

менее 10%

более 50%

30 - 50%

20 - 10%

менее 10%

до 20%

до 5%

до 30%

не более 10%

не менее 70%

не менее 90%

500 - 1000

до 30%

до 20%

до 10%

до 5%

до 70%

до 60%

до 50%

до 40%

не менее 15%

не менее 40%

не менее 50%

не менее 70%

200 - 500

до 40%

до 30%

до 20%

до 10%

до 70%

до 60%

до 50%

не менее 10%

не менее 30%

не менее 50%

100 - 200

до 50%

до 40%

до 30%

не менее 20%, в том числе большого

не менее 50%, в том числе большого и особо большого класса

-

-

50 - 100

до 60%

до 40%

до 30%

-

не менее 10%, в том числе большого и особо большого класса

-

-

не менее 10%, в том числе среднего класса

менее 50

до 50%

20 - 80%