1. Пункт 1. С момента вступления в силу Методических указаний утрачивают силу предыдущие нормативные акты ФЭК России, регламентирующие расчет тарифов на розничном рынке энергии (мощности), в том числе:
- Методические указания о порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке, утвержденные Приказом ФЭК России 16.04.97 (протокол ФЭК России N 73);
- Постановление ФЭК России "Об утверждении методики расчета минимальных уровней тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением субъектов Российской Федерации" от 21.07.2000 N 36/4;
- Постановление ФЭК России "Об утверждении методики расчета прогнозных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, потребляемую организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета" от 04.08.2000 N 41/1;
- Постановление ФЭК России "О внесении изменений в Методические указания о порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке" от 08.08.2001 N 50/4;
- Постановление ФЭК России "О внесении изменений в Методику расчета прогнозных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, потребляемую организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета" от 15.08.2001 N 52/5;
- Постановление ФЭК России "Об утверждении методики расчета размера платы за услуги по передаче электрической энергии" от 12.05.2000 N 25/3;
- Постановление ФЭК России "Об утверждении Методики расчета размера платы за услуги по передаче тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения" от 30.06.2000 N 33/1.
2. Пункт 2. Под регулируемой организацией в Методических указаниях понимается организация, осуществляющая в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" от 02.04.2002 N 226 регулируемые виды деятельности.
3. Пункт 3. Понятия, используемые в пункте 3, строго соответствуют понятиям, данным в действующих правовых актах (Федеральный закон от 14.04.95 N 41-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 226).
Согласно п. 2 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 226 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы ценообразования) и п. 3 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации "Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Правила регулирования) период регулирования - один год (за исключением случаев, предусмотренных п. 4 и 5 Правил регулирования). Например, если тарифы утверждены с 1 октября 2002 г., то период регулирования - с 1 октября 2002 г. до 1 октября 2003 г.
4. Пункт 4. Энергоснабжающая организация (ЭСО), получающая энергию от АО-энерго или с ФОРЭМ, для целей расчета тарифов на энергию рассматривается так же, как и АО-энерго, и может выступать в качестве:
производителя энергии (при наличии собственной генерации);
региональной сетевой организации;
покупателя энергии (при покупке энергии у другой ЭСО, АО-энерго, с ФОРЭМ, у независимых производителей энергии, включая блок-станции);
потребителя энергии (в части собственного потребления, например, для хозяйственных нужд).
В частности, к ЭСО относятся регулируемые организации, осуществляющие покупку энергии в целях ее дальнейшей перепродажи или оказывающие услуги по передаче энергии.
Под региональной сетевой организацией в Методических указаниях понимается организация, имеющая в собственности или на иных законных основаниях электрические (тепловые) сети, не относящиеся к единой национальной электрической сети, и осуществляющая услуги по передаче (поставке) электрической (тепловой) энергии. К таким организациям относятся как АО-энерго, так и другие энергоснабжающие организации, в том числе получающие электрическую (тепловую) энергию для дальнейшей ее продажи.
5. Пункт 5. В пункте 5 опечатка. После слова "электрической" пропущено слово "(тепловой)".
6. Подпункт 5.4. В первом слове 1 абзаца опечатка. Вместо слова "Плат" следует читать "плата".
До вступления в силу Методики расчета сбытовых надбавок расходы ЭСО на сбытовую деятельность учитываются в расходах на передачу энергии.
Распределение общих расходов на сбытовую деятельность между расходами, относимыми на сбыт электрической и тепловой энергии, производится согласно пункту 11 Методических указаний.
Распределение общих расходов на сбыт электрической энергии между уровнями напряжения рекомендуется производить пропорционально суммарной заявленной мощности потребителей (покупателей) на планируемый период регулирования.
Распределение общих расходов на сбыт тепловой энергии между сбытом теплоносителей "пар" и "горячая вода" рекомендуется производить пропорционально полезному отпуску тепловой энергии в виде пара и горячей воды.
Под расходами на сбытовую деятельность в Методических указаниях понимаются расходы на контроль и снятие показаний с приборов учета и контроля, установку и эксплуатацию указанных приборов, организацию и содержание систем учета и обработки данных, ведение договорной работы.
Величина расходов на сбытовую деятельность определяется количеством точек подключения обслуживаемых абонентов. Исходя из этого, тариф на электроэнергию для потребителей (покупателей), получающих электроэнергию по прямым договорам, рассчитывается без сбытовой надбавки в случае наличия одной точки подключения. В случае наличия нескольких точек подключения стороны прямого договора самостоятельно (в рамках предельного уровня тарифов) договариваются об учете в договорном тарифе расходов на сбытовую деятельность.
7. Подпункт 5.5. Зонные тарифы (цены) на электроэнергию для потребителей в Методических указаниях дифференцированы по суточным зонам графика электрической нагрузки. Дифференциацию по недельным зонам предполагается установить позднее путем внесения соответствующих дополнений в Методические указания.
Потребители, в том числе заключившие прямые договора, в соответствии с Основами ценообразования перед вводом в действие отрегулированных тарифов самостоятельно выбирают один из вариантов тарифов, предложенных в тарифном меню. При этом в течение срока действия тарифов (цен) изменение выбранного варианта тарифов допускается только по согласованию сторон (энергоснабжающей организации и потребителя).
Расчет потребителей за электрическую (тепловую) энергию по двухставочным и зонным тарифам производится только при наличии соответствующих приборов учета.
8. Подпункт 5.6. Предельные тарифы (цены) устанавливаются ФЭК России или региональными энергетическими комиссиями (РЭК) в пределах своей компетенции.
Под договорными тарифами в Методических указаниях понимаются тарифы, величина которых определяется сторонами прямого договора в рамках предельных уровней, установленных органом регулирования.
Предельные тарифы рекомендуется устанавливать на уровне экономически обоснованных тарифов, т.е. договорные тарифы должны быть не выше предельных тарифов. Заинтересованность производителей энергии в договорных тарифах (прямых договорах) может быть реализована через особые условия оплаты их продукции (например, через авансовые платежи).
В Методических указаниях под прямым договором понимается договор купли-продажи, заключенный между производителем (производителями) электроэнергии и потребителем (потребителями, покупателями) электроэнергии (см. п. 82 - 85 Методических указаний) в соответствии с Гражданским законодательством Российской Федерации.
9. Пункт 6. Цена продажи производителями электроэнергии, не поставляемой на оптовый рынок (п. 5.1), устанавливается РЭК.
Тариф (цену) на тепловую энергию (п. 5.2) устанавливает РЭК.
Тариф (цену) на тепловую энергию, вырабатываемую организациями, поставляющими электроэнергию на оптовый рынок (п. 5.3), устанавливает РЭК. При этом рекомендуется учитывать мнение ФЭК России по величине указанного тарифа.
Предельные размеры платы за услуги по передаче электрической и тепловой энергии (мощности) по региональным электрическим (тепловым) сетям (п. 5.4) устанавливает ФЭК России по представлению РЭК. Экономически обоснованные размеры платы за указанные услуги (в том числе по уровням напряжения) устанавливает РЭК.
Тарифы (цены) на электроэнергию, поставляемую потребителям (п. 5.5), устанавливает РЭК.
Предельные тарифы (цены) на электрическую и тепловую энергию (п. 5.6) и тарифы (цены) на электрическую энергию и услуги по ее передаче со сроком действия два и более лет (п. 5.7) устанавливают в соответствии со своей компетенцией ФЭК России и РЭК.
10. Пункт 7. Плата за балансировку, оперативно-диспетчерское управление, передачу электроэнергии по единой национальной электрической сети, абонентную плату за услуги РАО "ЕЭС России", цена покупки электроэнергии с оптового рынка устанавливаются на основании соответствующих методических указаний, разрабатываемых ФЭК России и не являющихся предметом рассмотрения Методических указаний.
11. Подпункт 9.1. Формула (2) носит общий характер и означает, что необходимая валовая выручка (НВВ) субъекта регулирования делится на объем отпускаемой субъектом регулирования продукции (объем оказываемых им услуг). Так, для производителя электроэнергии объем продукции - отпуск электроэнергии с шин (с учетом положений п. 28 Методических указаний), для производителя тепловой энергии - отпуск тепловой энергии с коллекторов, для региональной электрической сети - заявленная потребителем мощность, для региональной тепловой сети - полезный отпуск потребителю тепловой энергии.
12. Подпункт 9.2. Состав расходов определяется главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (смета расходов), а также положениями по бухгалтерскому учету (калькуляция расходов) в части, не противоречащей главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации. В качестве положений по бухгалтерскому учету рекомендуется использовать, в частности, следующие документы:
- положение по бухгалтерскому учету "Расходы предприятия" ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, зарегистрированное Минюстом России 31.05.99, регистрационный N 1790;
- положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.99 N 32н, с изменениями от 30.12.99 и 30.03.2001, зарегистрированное Минюстом России 31.05.99, регистрационный N 1791;
КонсультантПлюс: примечание.
Приказ Минфина РФ от 27.01.2000 N 11н, утвердивший ПБУ 12/2000, утратил силу в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 13.12.2010 N 169н.
Приказом Минфина РФ от 08.11.2010 N 143н утверждено новое Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010).
- положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 27.01.2000 N 11н, не нуждается в государственной регистрации (письмо Минюста России от 16.03.2000 N 1838-ЭР).
В случае выделения организации, осуществляющей производство и передачу электроэнергии, субвенций из федерального бюджета на компенсацию тарифов на электроэнергию указанные субвенции относятся (как дополнительный источник дохода) на производство и передачу электроэнергии в соответствии с принятой в организации учетной политикой. При этом рекомендуется учитывать мнение администрации и РЭК региона. Аналогичным образом рекомендуется поступать в случае поступления регулируемой организации дохода других дополнительных источников (например, дотаций из бюджетов всех уровней) для компенсации расходов на осуществление регулируемых видов деятельности.
Оценка экономической обоснованности отдельных статей расходов определена Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (ст. 4), Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (п. 9 и 16 - инвестиции из прибыли, п. 10 - все расходы на основании плановых балансов, п. 12 - топливо на технологические цели, п. 13 - расходы на оплату труда, п. 14 - ремонтные работы, п. 15 - цены (тарифы) на сырье, материалы, работы и услуги производственного характера, топливо на технологические цели, п. 29 - избыточные и непроизводительные расходы, не включаемые в состав тарифов (цен) на энергию (не обоснованные перед регулирующими органами расходы), п. 31 - ранее не включенные регулирующим органом в состав тарифов (цен) на энергию обоснованные расходы.
13. Подпункт 9.3. В целях реализации подпункта 9.3 распределение необходимой валовой выручки (расходов) осуществляется на основании учетной политики, принятой в АО-энерго. В случае несогласия хотя бы одного РЭКа в данном вопросе с указанной учетной политикой РЭКам рекомендуется на основании взаимной договоренности, с учетом специфики соответствующего АО-энерго и регионов и при обязательном согласии АО-энерго, совместно определить принципы разделения расходов по регулируемым видам деятельности между субъектами Российской Федерации. В случае недостижения согласия РЭКам рекомендуется обращаться в ФЭК России.
14. Подпункт 9.5. Под избыточными и непроизводительными расходами в Методических указаниях понимаются расходы, не включенные органом регулирования в тарифы на энергию, обоснованность которых не доказана органу регулирования. При этом решения РЭК должны быть подтверждены официальными документами (отчетными данными и данными результатов официальных проверок хозяйственной деятельности организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности).
15. Подпункт 9.6. Подпункт 9.6 дан в редакции п. 31 Основ ценообразования. Экономически обоснованные расходы, не учтенные регулирующим органом в период регулирования, включаются в состав тарифов (цен) на энергию в последующий период регулирования.
Во избежание двойного учета следует рассматривать выплату части кредиторской задолженности (пп. 9.7.2 Методических указаний) совместно с включаемыми в расчет тарифов на энергию экономически обоснованными расходами, не включенными в расчет тарифов на энергию при предыдущем периоде регулирования (пп. 9.6 Методических указаний), и расходами, направляемыми на покрытие убытков от списания просроченной дебиторской задолженности (пп. 9.7.1 Методических указаний).
16. Подпункт 9.7.
Подпункт 9.7.1. Распределение расходов, направленных на покрытие убытков от списания просроченной дебиторской задолженности, возникшей до 1 января 2001 г., между разными видами регулируемой деятельности (производством и передачей электрической и тепловой энергии) рекомендуется производить в соответствии с учетной политикой, принятой в регулируемой организации. При этом рекомендуется придерживаться следующих базовых положений:
распределение расходов между электрической (суммарно производство и передача) и тепловой (суммарно производство и передача) энергией производится пропорционально дебиторской задолженности соответственно за электрическую и тепловую энергию;
распределение расходов между производством и передачей электрической (тепловой) энергии производится пропорционально прямым расходам (с учетом прямых расходов из прибыли), имевшим место до 1 января 2001 г. (при отсутствии раздельного учета - за годы, когда такой учет имел место), на производство и передачу электрической (тепловой) энергии.
Подпункт 9.7.2. В соответствии с п. 31 Основ ценообразования РЭК учитывает в расходах регулируемой организации расходы на выплату части кредиторской задолженности, не покрываемой встречными обязательствами дебиторов. Речь идет о положительной разнице между кредиторской и дебиторской задолженностью по видам регулируемой деятельности. Указанная разница покрывается в последующие периоды регулирования. Количество периодов регулирования, в течение которых покрывается эта разница, определяет РЭК.
Распределение расходов, направляемых на покрытие кредиторской задолженности, между разными видами регулируемой деятельности рекомендуется производить в соответствии с учетной политикой, принятой в регулируемой организации (например, пропорционально прямым расходам).
За дополнительными разъяснениями по указанному пункту, в соответствии с распределением полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации, рекомендуется обращаться в Минфин России.
17. Подпункт 9.8. Исключение из необходимой валовой выручки указанных в п. 9.8 Методических указаний расходов производится на основании официальных отчетных данных или данных официальных проверок хозяйственной деятельности регулируемой организации.
Последний абзац (не используемые в базовом периоде регулирования средства по отдельным статьям расходов учитываются в следующем периоде регулирования как источник покрытия расходов) применяется в случае его непротиворечия п. 30 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации. Если в соответствии с указанным п. 30 регулируемая организация сократила свои расходы, предварительно согласовав это с РЭКом, направления использования сэкономленных средств находятся в компетенции регулируемой организации и не учитываются РЭКом при расчетах тарифов.
Указанные в п. 30 Основ ценообразования мероприятия по сокращению расходов оформляются регулируемой организацией в виде программы сокращения расходов. Требования к составу и форме представления указанной программы и отчету по ее выполнению определяет РЭК. Экономический эффект от реализации мероприятий по повышению надежности энергоснабжения рекомендуется рассчитывать с учетом снижения величины ущерба от недоотпуска энергии потребителям.
18. Пункт 11. Выбор одного из двух предлагаемых в Методических указаниях методов распределения косвенных расходов осуществляется регулируемой организацией.
Под прямыми расходами рекомендуется понимать расходы, которые напрямую должны быть отнесены на один из видов регулируемой деятельности, регламентированных Основами ценообразования. Под косвенными расходами рекомендуется понимать все другие расходы, которые необходимы для осуществления двух и более указанных видов деятельности.
19. Пункт 12. При отсутствии нормативов (норм) по отдельным статьям расходов до их утверждения в установленном порядке соответствующими министерствами и ведомствами рекомендуется в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации использовать в расчетах экспертные оценки на основе отчетных данных. При обосновании расходов рекомендуется также использовать нормы и нормативы, приведенные в правилах технической эксплуатации, производственных и заводских инструкций.
При расчете расходов на сырье, материалы, работы и услуги производственного характера, топливо для технологических целей и на услуги по его перевозке, а также на иные услуги рекомендуется применять следующие цены (тарифы):
регулируемые государством тарифы (цены) - в отношении продукции (услуг), регулируемых государством;
цены, установленные на основании договоров, заключенных в соответствии с правилами закупок (конкурсов, торгов), - в отношении продукции (услуг), на получение которой регулируемой организацией заключены соответствующие договора;
биржевые котировки, прайс-листы. При отсутствии другой информации применяются прогнозные индексы изменения цен на расчетный период регулирования, определяемые Минэкономразвития России.
Расходы на оплату труда рекомендуется определять в пределах от фактических расходов на оплату труда за предыдущий расчетный период регулирования, умноженного на индекс роста региональных (при их отсутствии - общероссийских, рассчитываемых Минэкономразвития России) потребительских цен в расчетном периоде регулирования, до расходов, определяемых в соответствии с отраслевым тарифным соглашением.
До разработки Минэнерго России соответствующего документа для определения нормативов создания запасов топлива (кроме ядерного) рекомендуется использовать проектные данные, а также объемы запасов топлива, доводимые до производителей энергии ежегодными приказами РАО "ЕЭС России", и отчетные данные по запасам топлива за предыдущие периоды регулирования.
При комбинированном производстве электрической и тепловой энергии расходы на покупную электроэнергию на производственные (хозяйственные) нужды рекомендуется разносить между производством электрической и тепловой энергии в соответствии с принятой в регулируемой организации учетной политикой.
20. Пункт 13. Содержание порядка согласования программ производственного развития должно быть прописано в соответствующем документе, разрабатываемом ФЭК России по согласованию с Минэнерго России и Минэкономразвития России. До разработки указанного документа рекомендуется включать в тарифы на энергию средства на развитие производства в объемах, согласованных администрацией региона (субъекта Российской Федерации). Основанием для разработки программ производственного развития могут служить предписания государственных надзорных органов (Госэнергонадзор, Госгортехнадзор, Госстандартнадзор, Госатомэнергонадзор, Госстройнадзор и др.).
Расходы на социальное развитие рекомендуется включать в тарифы на энергию в объемах, согласованных администрацией региона (субъекта Российской Федерации, мэрии).
Объемы расходов из прибыли должны быть экономически обоснованы, поэтому не рекомендуется использовать упрощенный способ определения величины прибыли (на основании задаваемого уровня рентабельности).
При определении величины дивидендов в качестве предприятий, занимающихся аналогичным видом деятельности, рекомендуется рассматривать, например, Газпром, Транснефть. При определении величины дивидендов рекомендуется принимать во внимание наличие у регулируемой организации нерегулируемых видов деятельности (возможности получения за счет этого дополнительных доходов), а также возможности увеличения величины выплачиваемых дивидендов за счет средств, остающихся у регулируемой организации при реализации в соответствии с п. 30 Основ ценообразования программ сокращения своих расходов.
21. Пункт 16. Дифференциация тарифов на электрическую энергию по группам потребителей в Методических указаниях производилась в соответствии с:
п. 25 Основ ценообразования (объемы потребления (покупки) электрической энергии учитывались через величину заявленной мощности, режимы использования потребителями электрической мощности учитывались через число часов использования заявленной мощности). Исходя из этого, в Методических указаниях определены условия тарифообразования для базовых потребителей, к которым относятся крупные потребители электроэнергии с практически ровным графиком нагрузок. Эти потребители влияют на график нагрузки энергосистемы, способствуя его уплотнению, и обеспечивают оптимальную загрузку наиболее экономичных энергоблоков;
п. 24 Основ ценообразования (для населения не может применяться двухставочный тариф);
п. 3 Правил регулирования (для бюджетных потребителей период регулирования тарифов на энергию не может составлять менее одного года).
Дифференциация тарифов на электрическую энергию в зависимости от категории надежности энергоснабжения (п. 25 Основ ценообразования) в Методических указаниях не производилась. Указанная дифференциация будет учтена в дальнейшем путем внесения соответствующих изменений в Методические указания.
Письмом от 13.06.2002 N ОВ-1959/11 ФЭК России обратилась в Минфин России с просьбой дать определение понятия "бюджетные потребители". Письмом от 27.06.2002 N 06-08-20/87 Минфин России разъяснил, что бюджетные потребители - это организации, финансируемые за счет средств "федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, а также местных бюджетов". По разъяснению Минфина России, согласно ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетная организация - это "организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов". За дополнительными разъяснениями рекомендуется обращаться в Минфин России.
Процедура отнесения потребителей электроэнергии к базовым потребителям определяется РЭК самостоятельно. При этом рекомендуется учитывать два основных фактора:
- недопущение резкого увеличения тарифов на электроэнергию для других (небазовых) потребителей (чем большее количество потребителей отнесено к базовым, тем больше тариф на электроэнергию для других потребителей);
- сдерживание одновременного выхода на оптовый рынок крупных потребителей (во избежание появления у энергоснабжающей организации выпадающих доходов и, как следствие, повышения тарифов для других потребителей).
После принятия РЭК решения об отнесении потребителей электроэнергии к базовым потребителям оно направляется на утверждение в ФЭК России. К указанному решению рекомендуется прилагать результаты расчетов по изменению тарифов на электроэнергию для всех групп потребителей, вызванному изменением состава группы базовых потребителей. Рекомендуется решения РЭК об изменении состава группы базовых потребителей согласовывать с администрацией региона.
Для рассчитывающихся по общему счетчику на вводе населенных пунктов, жилищных организаций (потребляющих электроэнергию на технические цели жилых домов), садоводческих товариществ, дачно-строительных кооперативов рекомендуется производить расчет тарифов на электроэнергию так же, как для населения. Так же, как для населения, рекомендуется производить расчет тарифов на электроэнергию, потребляемую религиозными организациями (монастыри, храмы, соборы, церкви, мечети, синагоги, пагоды), содержащимися за счет средств прихожан. В случае если тариф на электроэнергию для населения выше тарифа на электроэнергию для группы "прочие потребители", тариф для указанных религиозных организаций рекомендуется устанавливать на уровне тарифа для группы "прочие потребители".
Введение РЭК подгрупп потребителей с особыми условиями тарифообразования не допускается. Формирование перечня групп потребителей энергии, имеющих в соответствии с Основами ценообразования особые условия тарифообразования, находится в компетенции ФЭК России.
Для энергоснабжающих организаций, включая оптовых потребителей-перепродавцов, цена на электроэнергию для собственного потребления (производственные нужды, в том числе котельные, водопровод, очистные сооружения, а также хозяйственные нужды) должна устанавливаться по утверждаемым РЭК тарифам для соответствующих групп потребителей.
22. Пункт 18.
Абзац 1 говорит о следующем.
Если одна энергоснабжающая организация отпускает электроэнергию другой энергоснабжающей организации (ЭСО), то последняя по отношению к первой рассматривается в качестве потребителя электроэнергии, то есть для нее тариф устанавливается на тех же основаниях, что и для других потребителей первой ЭСО. Расчет цены (тарифа) на электроэнергию для нее производится в зависимости от того, к какой группе потребителей относятся потребители, получающие электроэнергию от данной ЭСО (базовый потребитель, бюджетный потребитель, прочий потребитель) в соответствии с п. 16 Методических указаний. Для потребителей электроэнергии, относящихся к одной группе потребителей, но получающих электроэнергию от разных ЭСО, конечные тарифы на электроэнергию (цена электроэнергии без стоимости услуг на ее передачу) должны быть одинаковы. Разной может быть только плата за услуги по передаче электроэнергии.
Абзац 2 говорит о следующем.
Тарифы на электроэнергию для потребителей 2 и 3 групп (бюджетные потребители и население) могут рассчитываться на одном уровне для каждой из указанных групп вне зависимости, от какой ЭСО им отпускается электроэнергия. В этом случае производится суммирование расходов всех ЭСО, устанавливаются единые тарифы для каждой указанной группы потребителей, в тарифах на отпускаемую ЭСО электроэнергию учитывается соответствующее повышение (понижение) к единому тарифу с целью соблюдения по каждому ЭСО баланса доходов и расходов. При этом возможны 2 варианта:
- понижение тарифа для отдельных ЭСО, компенсируемое выделением им дополнительных источников финансирования (например, бюджетных средств). В этом случае повышение тарифа для других ЭСО не производится;
- понижение тарифа для отдельных ЭСО, компенсируемое повышением его для других ЭСО. В этом случае в соответствии с п. 27 Основ ценообразования решение РЭК подлежит предварительному согласованию с МАП России. Для разъяснения процедуры согласования с МАП России РЭК рекомендуется обращаться в территориальные подразделения МАП России. В случае получения от МАП России отказа и отсутствия дополнительных источников финансирования РЭК принимает решение согласно абзацу 1 п. 18 Методических указаний.
При принятии РЭК решения согласно абзацу 2 п. 18 Методических указаний в качестве экономического обоснования рекомендуется, в частности, использовать следующие соображения:
- дифференциация тарифов на электроэнергию для населения скажется в большей степени, чем введение единого тарифа, на уровне жизни населения, что может повлечь за собой нежелательные социально-экономические последствия;
- дифференциация тарифов на электроэнергию для бюджетных потребителей существенно осложнит процесс формирования бюджетов всех уровней.
23. Пункт 22. В случае наличия одного источника генерации электроэнергии (одного юридического лица - производителя энергии, в качестве которого выступают собственные генерирующие источники ЭСО) средневзвешенный тариф на производство электроэнергии, рассчитываемый по формуле (6), равен среднему, утверждаемому РЭК, тарифу на электроэнергию, отпускаемую от собственных генерирующих источников ЭСО.
24. Пункт 23. В случае наличия одного источника генерации тепловой энергии (одного юридического лица - производителя энергии, в качестве которого выступают собственные генерирующие источники ЭСО) средневзвешенный тариф на производство тепловой энергии равен среднему, утверждаемому РЭК, тарифу на тепловую энергию, отпускаемую от собственных генерирующих источников ЭСО. В этом случае при дифференциации тарифа на тепловую энергию по узлам теплоснабжения средневзвешенный тариф на производство тепловой энергии равен среднему, утверждаемому РЭК, тарифу на тепловую энергию, отпускаемую от собственных генерирующих источников ЭСО, расположенных в соответствующем узле теплоснабжения.
25. Пункт 25. Расчет расхода топлива на тепловых электростанциях на производство электрической и тепловой энергии рекомендуется производить в соответствии с "Методическими указаниями по составлению отчета электростанции и акционерного общества энергетики и электрификации о тепловой экономичности оборудования". СПО ОРГРЭС, 1995 г. (РД 34.08.552-95).
26. Пункт 32. Решение об установлении (и расчете) единого тарифа продажи тепловой энергии или установлении (расчете) дифференцированных по узлам теплоснабжения тарифов продажи тепловой энергии принимает РЭК.
27. Пункт 34. При отсутствии соответствующих приборов учета (впредь до их установки) РЭК может принять решение об установлении только одноставочных тарифов на тепловую энергию.
28. Пункт 39. Формула (19) в подпункте 39.1 определяет расчет ставки за тепловую мощность. Ставка за тепловую мощность едина как для потребителей пара, так и для потребителей горячей воды.
Ставка платы за тепловую энергию (подпункт 39.2) дифференцируется по параметрам теплоносителя: пар различных параметров и горячая вода.
РЭК может с учетом особенностей теплоснабжения в регионе принять решение об изменении значений коэффициентов Кр, в частности, принять значение Кр равным 1 для всех значений давления пара.
В Таблице 1 указано абсолютное давление пара.
29. Пункт 40. В формуле (21) необходимо учитывать размерность. Поскольку удельный расход топлива измеряется в кгут/Гкал, а цена топлива - в руб./тут, в формуле (21) следует учитывать коэффициент перевода кгут в тут, равный 0,001.
30. Пункт 42. В формуле (23) необходимо учитывать размерность. Поскольку удельный расход топлива измеряется в кгут/Гкал, а цена топлива - в руб./тут, в формуле (23) следует учитывать коэффициент перевода кгут в тут, равный 0,001.
31. Пункт 44. Рассчитанные двухставочные тарифы за тепловую энергию преобразовываются в одноставочные, так как расчеты с потребителями тепловой энергии могут производиться (при отсутствии счетчиков тепловой мощности) по одноставочным тарифам.
В третьем абзаце после формулы (27) опечатка. Вместо слов "часов/квартал" следует читать "часов/год".
В четвертом абзаце после формулы (27) опечатка. Вместо
i Тм
обозначения "Т " следует читать "Т ".
Тм i
32. Пункт 47. Расчетные показатели базового периода рекомендуется определять следующим образом.
По экономическим (стоимостным) показателям - по текущим показателям месяца (при отсутствии - квартала), предшествующего началу расчетного периода регулирования.
По показателям производственно-технического характера - по показателям соответствующего периода прошлого года.
33. Пункт 50. В данном пункте под "центром питания" понимается распределительное устройство электростанции либо подстанции с учетом коммутационных аппаратов.
34. Пункт 53. Расчет количества условных единиц осуществляется в соответствии с Приказом Минэнерго СССР от 26.01.87 N 51 "Об утверждении показателей для отнесения производственных объединений, предприятий и организаций электроэнергетической промышленности и их структурных подразделений к группам по оплате труда руководителей".
35. Пункт 55. В величине заявленной (расчетной) мощности учитывается поставка мощности в другой регион (другое АО-энерго).
36. Пункт 56. В последнем абзаце опечатка. Вместо слова "среднемесячное" следует читать "среднегодовое".
37. Пункт 57. В предпоследнем абзаце речь идет о том, что после вступления в силу Методических указаний организации, осуществляющие регулируемую деятельность по передаче электроэнергии, могут представить в РЭК расчеты нормативных коэффициентов технологического расхода (потерь) электроэнергии, произведенные привлекаемыми для этого специализированными организациями. Расходы за услуги указанных организаций включаются в НВВ регулируемой организации. РЭК рекомендуется в месячный срок рассматривать результаты указанных расчетов и, при необходимости, направлять их на утверждение в ФЭК России. В настоящее время (октябрь 2002 г.) нормативы потерь электроэнергии определяются в соответствии с Постановлением ФЭК России от 17.03.2000 N 14/10.
В последнем абзаце речь идет о том, что средневзвешенная ставка тарифа за электроэнергию определяется для базовых потребителей по формуле (87) и для остальных потребителей по формуле (91).
В случае, если при расчетах по прямым договорам оплата нормативных потерь электроэнергии включена в стоимость покупки электроэнергии от поставщика, потребитель оплачивает сетевой организации только плату за услуги по содержанию электрических сетей.
Коммерческие потери электрической энергии, за исключением потерь, связанных с погрешностью показаний приборов коммерческого учета, не учитываются в тарифах на электроэнергию. При этом региональные энергетические комиссии учитывают в тарифах на электроэнергию обоснованные расходы, необходимые регулируемым организациям для недопущения образования коммерческих потерь.
38. Пункты 59 и 60. В формулах (44), (45) и Таблице 2 для упрощения восприятия материала использован одноставочный тариф.
39. В пунктах 61 и 62 речь идет о том, что ФЭК России по представлению РЭК или ЭСО, или потребителей электроэнергии может установить отдельную плату (тариф) за услуги по передаче электроэнергии по выделенным участкам электросетей (при наличии соответствующих приборов учета и контроля). Под выделенными в Методических указаниях понимаются участки электросетей, которые используются для передачи электроэнергии конкретным потребителям (покупателям), в том числе электросети генераторного напряжения.
40. Подпункт 65.1.
По статье "Вода на технологические цели" элемента расходов "Вспомогательные материалы" в тепловых сетях отражается стоимость химически очищенной воды, необходимой для восполнения ее потерь (утечек) в тепловых сетях, и нормативных расходов в системах ГВС.
Утечки воды разделяются на утечки воды на станции (котельной), утечки воды в тепловых сетях, утечки воды у потребителей. В Методических указаниях учитываются нормативные утечки воды.
Количество утечек химически очищенной воды, отнесенных на передачу тепловой энергии, рассчитывается исходя из количества воды, необходимой для разового наполнения тепловой сети и систем теплопотребления.
К расходам теплоносителя у потребителя относятся сверхнормативные расходы воды, отбираемой на горячее водоснабжение, и технологические расходы в системах теплопотребления. Стоимость сверхнормативной воды, отобранной потребителем в открытых системах горячего водоснабжения, и стоимость технологических расходов в системах теплопотребления оплачивается потребителем отдельно по договорному тарифу (за невозврат конденсата). В смете расходов на производство тепловой энергии стоимость оплаченного невозврата конденсата вычитается из суммы расходов на производство тепловой энергии.
Утечки воды в сетях станции (котельной) относятся на производство тепловой энергии.
Расходы по статье "Вода на технологические цели" элемента расходов "Вспомогательные материалы" разбиваются на следующие составляющие:
- стоимость воды на нормативную подпитку систем горячего водоснабжения (Gп);
- стоимость воды на промывку и заполнение открытой системы теплопотребления;
- нормативные непроизводительные утечки (Gут).
Расходы по данным составляющим определяются с использованием формул (46 - 51). Формулы, данные в Методических указаниях, применяются для открытых систем теплопотребления. В случае закрытых систем не учитываются расходы теплоносителя на нормативные расходы в системах ГВС потребителей и объемы воды на заполнение и промывку систем теплопотребления, в зависимости от схемы теплоснабжения.
В формуле (51) необходимо учитывать перевод руб. в тыс. руб.
41. Подпункт 65.2. Рассчитываются затраты по статье "Покупная энергия на производственные и хозяйственные нужды". Отдельно рассчитываются затраты на компенсацию тепловых потерь:
- с непроизводительными утечками;
- через изоляцию трубопроводов водяных тепловых сетей.
В соответствии с Приложением 4 Методических указаний нормируется мощность насосного оборудования, используемого для передачи тепловой энергии.
Суммарная величина расходов элемента затрат "Энергия на хозяйственные и производственные нужды" складывается из стоимости тепловых потерь с непроизводительными утечками, тепловых потерь через изоляцию трубопроводов и стоимости электроэнергии, рассчитанных по формулам (63) - (65).
В формуле (52) необходимо учитывать перевод ккал в Гкал.
Плотность теплоносителя (воды) рекомендуется определять РЭК с учетом ее температуры и солесодержания.
В формуле (63) необходимо учитывать перевод руб. в тыс. руб.
42. Пункт 66. Плата за услуги по передаче тепловой энергии представляет собой сумму плат за содержание тепловых сетей и за потери тепловой энергии. Для водяных и для паровых тепловых сетей тарифные ставки за содержание сетей и тарифные ставки за компенсацию потерь тепловой энергии устанавливаются отдельно. Для этого НВВ сетевой организации разделяется между паровыми и водяными сетями, при этом общехозяйственные расходы распределяются между указанными сетями пропорционально прямым расходам.
Стоимость потерь тепловой энергии в водяных сетях определяется в соответствии со стоимостью тепловых потерь с непроизводительными утечками и тепловых потерь через изоляцию трубопроводов согласно п. 65.2 Методических указаний. Стоимость потерь тепловой энергии в паровых сетях определяется с учетом тарифа продажи тепловой энергии, отпускаемой в виде пара, по формулам (73) и (74).
В формуле (70) в состав НВВ не входят потери тепловой энергии в паре, а в формуле (71) в состав НВВ входят потери тепловой энергии в горячей воде.
43. Пункт 71. В формуле (85) Методических указаний опечатка. Вместо обозначения "Эбаз1" следует читать "Эотпбаз1".
В формуле (87) опечатки. Вместо обозначений "Эбаз1" и "Эпол1" следует читать соответственно "Эотпбаз1" и "Эотпsm".
В формуле (89) опечатка. Вместо обозначения "Эпол1" следует читать "Эотп1".
Иллюстративный пример расчета тарифов (цен) на производство электроэнергии.
Принятые при расчете предпосылки:
- имеются 2 производителя электроэнергии и 2 группы потребителей (Базовые и Прочие);
- рассматривается только ставка тарифа (цены) за электроэнергию (ставка тарифа за мощность не учитывается);
- вся электрическая сеть относится к высокому уровню напряжения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей