См. Программу на 2022 год.

Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания

Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере

социального обслуживания

Особенность социального обслуживания заключается в том, что социальные услуги оказываются лицам, которые, как правило, не в состоянии самостоятельно улучшить условия жизнедеятельности в силу различных обстоятельств (состояние здоровья, отсутствие работы и средств к существованию, многодетность, пожилой возраст), социальные услуги направлены не просто на улучшение уровня жизнедеятельности, а на устранение тех условий, которые значительно ухудшают или могут в ближайшее время ухудшить условия жизнедеятельности гражданина.

Социальное обслуживание должно основываться на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носить гуманный характер и не допускать унижения чести и достоинства человека. Гуманный характер социального обслуживания выражается в особой заботе о тех людях, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании в связи с особыми жизненными обстоятельствами, например, такими как старческая немощность, инвалидность, малообеспеченность и т.п.

Подконтрольными субъектами при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания являются поставщики социальных услуг - юридические лица независимо от организационно-правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.

Основным нормативным правовым актом Российской Федерации в сфере социального обслуживания, содержащим обязательные требования, является Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

Поставщики социальных услуг обязаны соблюдать обязательные требования, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1239 "Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 886н "Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления)", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2015 г. N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи".

Поставщики социальных услуг также руководствуются в своей деятельности нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания, на территории которого они осуществляют свою деятельность. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания, разработанными в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", утверждаются:

- нормативы штатной численности организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации при предоставлении социальных услуг указанными организациями;

- нормативы обеспечения мягким инвентарем организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации при предоставлении социальных услуг указанными организациями;

- нормативы обеспечения площадью жилых помещений организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации при предоставлении социальных услуг указанными организациями;

- нормы питания в организациях социального обслуживания субъекта Российской Федерации;

- порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг;

- порядок утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг;

- предельная величина среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;

- размер платы за предоставление социальных услуг и порядок ее взимания.

Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания исполняется Рострудом и его территориальными органами в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и предусматривает проведение плановых и внеплановых проверок организаций социального обслуживания населения.

Исполнение государственной функции также регулируется Административным регламентом осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, утвержденным приказом Федеральной службы по труду и занятости от 23 сентября 2019 г. N 265 (зарегистрирован в Минюсте России 19 декабря 2019 г. N 56897).

Специализированным структурным подразделением Федеральной службы по труду и занятости, созданным для реализации функций по обеспечению федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания является Управление предоставления социальных гарантий и организации государственного контроля качества оказания социальной помощи населению Федеральной службы по труду и занятости.

С целью совершенствования осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, а также увеличения количества контрольно-надзорных мероприятий с 1 января 2018 года указанный контроль осуществляют территориальные органы Роструда - государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации (82 государственные инспекции труда).

В рамках исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в 2019 году должностными лицами центрального аппарата Роструда проведены внеплановые проверки по поступившей информации от граждан и органов исполнительной власти в 2 субъектах Российской Федерации (Смоленская область, Тульская область). Всего проверено 2 организации социального обслуживания.

Всего в 2019 году территориальными органами Роструда организовано и проведено 1038 проверок во всех субъектах Российской Федерации.

Таким образом, Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами в 2019 году всего проведено 1040 проверок организаций социального обслуживания.

Осуществление территориальными органами Роструда федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания позволило увеличить количество контрольно-надзорных мероприятий в 10 раз.

Из общего количества проведенных проверок 63% составляют внеплановые проверки, в том числе проверки организаций психоневрологического профиля, проведенные в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 27 февраля 2019 г. N ТГ-П12-1425 совместно с Росздравнадзором, Роспотребнадзором, ФГБУ "ФБ МСЭ" Минтруда России, а также представителями общественных организаций во всех субъектах Российской Федерации.

В ходе проведения проверок в 2019 году Рострудом и его территориальными органами было выявлено более 1414 нарушений в деятельности организаций социального обслуживания, в том числе по вопросам:

- обеспечения доступной среды для инвалидов и маломобильных граждан (33% от общего количества выявленных нарушений);

- обеспечения открытости и доступности информации о поставщике социальных услуг (30% от общего количества выявленных нарушений);

- соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (17% от общего количества выявленных нарушений);

- обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений (11% от общего количества выявленных нарушений);

- соблюдения порядка предоставления социальных услуг (6% от общего количества выявленных нарушений).

По результатам проверок составлены акты и выдано 562 предписания об устранении выявленных нарушений.

Устранение нарушений находится на контроле у Роструда.

Анализ результатов контрольно-надзорной деятельности Роструда показал, что основными нарушениями в ходе федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания являются: недостаточное обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в зданиях и сооружениях, недостаточное обеспечение открытости и доступности информации о поставщике социальных услуг, несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, несоблюдение порядка предоставления социальных услуг.

Показателями результативности и эффективности федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания является активная деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по повышению качества оказываемых социальных услуг гражданам в организациях социального обслуживания.