См. Программу на 2022 год.

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства

в отношении совершеннолетних недееспособных

или не полностью дееспособных граждан

Подконтрольными субъектами при осуществлении контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если они наделены законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Основными нормативными правовыми актами Российской Федерации по контролю за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, содержащими обязательные требования, являются Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 8 августа 2011 г. N 891н "О реализации пункта 17 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. N 927", приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 250н "Об утверждении формы акта об обследовании условий жизни близкого родственника, выразившего желание стать опекуном или попечителем совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина".

Государственная функция по контролю за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан исполняется Рострудом и его территориальными органами в соответствии со статьей 29.2 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и предусматривает проведение плановых и внеплановых проверок деятельности органов опеки и попечительства.

Специализированным структурным подразделением Федеральной службы по труду и занятости, созданным для реализации функций по обеспечению контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан является Управление предоставления социальных гарантий и организации государственного контроля качества оказания социальной помощи населению Федеральной службы по труду и занятости.

С целью совершенствования осуществления контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также увеличения количества контрольно-надзорных мероприятий с 1 января 2018 года указанный контроль осуществляют территориальные органы Роструда - государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации (82 государственные инспекции труда).

Всего в 2019 году территориальными органами Роструда организовано и проведено 113 проверок органов опеки и попечительства в 36 субъектах Российской Федерации.

Осуществление территориальными органами Роструда контроля за деятельностью органов опеки и попечительства позволило значительно увеличить количество контрольно-надзорных мероприятий.

В ходе проведения проверок Рострудом были выявлены отдельные нарушения в деятельности органов опеки и попечительства, в том числе по вопросам:

- ведения личных дел (нарушения выявлены в 19 субъектах Российской Федерации);

- подбора и учета кандидатов в опекуны (нарушения выявлены в 8 субъектах Российской Федерации);

- проведения проверок условий жизни недееспособных граждан (нарушения выявлены в 8 субъектах Российской Федерации);

- оформления отчетов опекунов (нарушения выявлены в 2 субъектах Российской Федерации).

По результатам проверок составлены акты и выдано 52 предписания об устранении выявленных нарушений.

Анализ результатов контрольной деятельности Роструда показал, что основными нарушениями в ходе проведения проверок органов опеки и попечительства являются нарушения в ведении личных дел, оформлении отчетов опекунов, также нарушения порядка подбора и учета кандидатов в опекуны.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим координацию деятельности органов опеки и попечительства на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, рекомендовано принять меры для оказания организационно-методической помощи органам опеки и попечительства по вопросам осуществления государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.