II. Состав, последовательность и сроки выполнения контрольных (надзорных) мероприятий

13. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании ежегодного Плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее - план проверок), разрабатываемого ВСС Росгвардии до 1 декабря года, предшествующего году проведения контрольных (надзорных) мероприятий, утверждаемого директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации (далее - директор), с учетом:

1) необходимости проведения плановой проверки деятельности одного и того же контролируемого лица не чаще одного раза в 3 года;

2) оценки результатов внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за последние 2 года.

14. Предложения в план проверок в отношении контролируемых лиц оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии готовятся должностными лицами ветеринарно-санитарных подразделений управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии до 1 ноября года, предшествующего году проведения контрольных (надзорных) мероприятий, и направляются в ВСС Росгвардии.

15. Исключение контрольного (надзорного) мероприятия из плана проверок производится в следующих случаях:

1) в связи с прекращением деятельности (ликвидацией) контролируемого лица;

2) в связи с прекращением контролируемым лицом вида деятельности, в отношении которого было запланировано контрольное (надзорное) мероприятие;

3) в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы;

4) по решению директора.

16. Основанием для проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия является наступление сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия, включенного в план проверок.

17. Основаниями для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются:

1) наличие у начальника ВСС Росгвардии (его заместителя) сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

2) решение директора, заместителя директора;

3) истечение срока исполнения контролируемым лицом ранее выданного предписания об устранении нарушения.

18. При наличии основания для проведения контрольного (надзорного) мероприятия начальником ВСС Росгвардии (его заместителем) принимается и подписывается решение о его проведении (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку).

19. Контрольные (надзорные) мероприятия могут предусматривать следующие контрольные (надзорные) действия, осуществляемые при их проведении:

1) осмотр;

2) досмотр;

3) опрос;

4) получение письменных объяснений;

5) истребование документов;

6) отбор проб (образцов);

7) испытание;

8) экспертиза.

20. При осмотре инспектор проводит визуальное обследование объектов государственного надзора в присутствии контролируемого лица или его уполномоченного представителя.

По результатам осмотра инспектором составляется протокол осмотра.

21. При досмотре инспектор проводит визуальное обследование объектов государственного надзора в присутствии контролируемого лица и (или) его уполномоченного представителя с применением видеозаписи.

По результатам досмотра инспектором составляется протокол досмотра.

22. Опрос заключается в получении устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его уполномоченного представителя и иных лиц, располагающих такой информацией.

23. Получение письменных объяснений проводится инспектором путем получения письменных свидетельств, имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его уполномоченного представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями, путем составления письменного документа в свободной форме, в том числе инспектором собственноручно со слов указанных лиц с последующим их ознакомлением и отметкой о том, что с их слов записано верно. Объяснения подписываются контролируемым лицом или его уполномоченным представителем (свидетелем) с указанием даты и места его составления.

24. Для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований инспектор вправе предъявить (направить) контролируемому лицу требование о представлении необходимых и (или) имеющих значение документов и (или) их копий.

Истребуемые документы направляются инспектору в форме электронного документа (электронного образа), за исключением случаев, если инспектором установлена необходимость представления документов на бумажном носителе.

Документы могут быть представлены инспектору на бумажном носителе контролируемым лицом лично или через уполномоченного представителя либо направлены посредством почтового отправления.

На бумажном носителе представляются подлинники документов либо заверенные в установленном порядке их копии. В случае направления контролируемым лицом инспектору незаверенных копий документов на бумажном носителе такие документы не считаются направленными и не могут являться доказательствами соблюдения обязательных требований.

По завершении контрольного (надзорного) мероприятия подлинники документов возвращаются контролируемому лицу в течение 5 рабочих дней после завершения контрольного (надзорного) мероприятия.

В случае представления заверенных копий истребуемых документов инспектор вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Истребуемые документы должны быть представлены контролируемым лицом инспектору в срок, указанный в требовании о представлении документов. В случае если контролируемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного в указанном требовании срока, оно обязано незамедлительно (ходатайством в письменной форме) уведомить инспектора о невозможности представления документов в установленный срок, с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого контролируемое лицо может представить истребуемые документы.

В течение 24 часов со дня получения такого ходатайства инспектор продлевает срок представления документов или отказывает в продлении срока, о чем составляется документ (электронный документ) и информируется контролируемое лицо посредством почтового отправления и (или) в форме электронного документа.

25. Отбор проб (образцов) осуществляется инспектором или привлеченным им специалистом (экспертом) в присутствии контролируемого лица или его уполномоченного представителя.

Результаты отбора проб (образцов) оформляются протоколом (актом) отбора проб (образцов).

26. Испытание проводится инспектором или специалистом (экспертом) по адресу местонахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его подразделения) либо по месту осуществления деятельности инспектора или специалиста (эксперта) посредством исследования проб (образцов), других предметов и материалов. По результатам испытания оформляется протокол испытания.

27. Экспертиза проводится по месту осуществления деятельности инспектора или экспертной организации аккредитованными организациями (учреждениями). Результаты экспертизы оформляются протоколом испытаний (экспертным заключением).

28. В целях фиксации инспектором или специалистом (экспертом) доказательств нарушений обязательных требований при проведении контрольных (надзорных) мероприятий могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.

Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи принимается инспектором самостоятельно, с отражением в акте проверки (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку) информации об их использовании.

Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту проверки.

29. Документарная проверка проводится инспектором путем рассмотрения документов, в том числе материалов предыдущих проверок, дел об административных правонарушениях, документов, поступающих от контролируемых лиц, организаций, физических лиц, а также информации, содержащейся в государственных информационных системах.

Срок проведения документарной проверки не должен превышать 10 рабочих дней.

В указанный срок не включается период со дня направления инспектором контролируемому лицу требования о представлении необходимых для рассмотрения в ходе документарной проверки документов до дня представления указанных в требовании документов, а также период со дня направления контролируемому лицу информации о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у инспектора документах и (или) полученным при осуществлении государственного надзора, и требования о представлении необходимых пояснений в письменной форме до дня представления указанных пояснений в ветеринарно-санитарную службу войск национальной гвардии.

30. Выездная проверка проводится по адресу местонахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (подразделения), а также в случае, если по результатам документарной проверки невозможно удостовериться в полноте и достоверности сведений, полученных в рамках документарной проверки.

О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала посредством почтового или электронного уведомления.

Срок проведения выездной проверки не должен превышать 10 рабочих дней.

Срок проведения выездной проверки в отношении контролируемых лиц устанавливается отдельно по каждому филиалу, обособленному структурному подразделению или объекту государственного надзора.

Срок проведения выездной проверки может быть приостановлен на основании мотивированного представления инспектора в случае, если срок осуществления испытаний (экспертиз) превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на срок осуществления испытаний (экспертиз) решением начальника ВСС Росгвардии (его заместителя).

31. Инспекционный визит проводится по адресу местонахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (подразделения), объекта государственного надзора.

Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.

Срок проведения инспекционного визита на одном объекте не может превышать 1 рабочий день.

32. Выездное обследование проводится по адресу местонахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (подразделения), объекта государственного надзора.

При проведении выездного обследования информирование контролируемого лица не допускается.

Срок проведения выездного обследования одного объекта не может превышать 1 рабочий день.

33. Результатом проведения контрольных (надзорных) мероприятий является составление акта проверки.

34. К результатам контрольного (надзорного) мероприятия относятся: оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение инспектором мер воздействия.

35. Оформление акта проверки производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия или в течение 24 часов после получения результатов испытания (экспертизы) в случае, если такие испытания (экспертизы) проводились.

Акт проверки направляется контролируемому лицу почтовым отправлением или электронным документом.

Контролируемое лицо подписывает акт проверки тем же способом, которым изготовлен акт проверки. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом акта государственного надзора по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте проверки инспектором об этом делается отметка.

36. В случае невозможности проведения контрольных (надзорных) мероприятий инспектором составляется акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку).

Невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия определяется:

1) ликвидацией контролируемого лица;

2) фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом;

3) иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия.

37. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом инспекторами в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области карантина растений, совершаются следующие действия:

1) контролируемому лицу после оформления акта проверки выдается предписание (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящему Порядку) с указанием сроков их устранения, при этом нарушения обязательных требований, указанные в акте как устраненные до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в предписании не указываются;

2) принимаются предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения;

3) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или состава административного правонарушения направляется информация в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или (при наличии полномочий) принимаются меры по привлечению виновных лиц к установленной законодательством ответственности;

4) принимаются меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

5) рассматривается вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

38. По истечении срока исполнения контролируемым лицом предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований инспектор оценивает его исполнение проведением одного из контрольных (надзорных) действий, предусмотренных подпунктом 3 пункта 17 настоящего Порядка.

39. При осуществлении государственного надзора проведение профилактических мероприятий является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

40. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды профилактических мероприятий:

информирование;

объявление предостережения;

консультирование.

41. Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется ВСС Росгвардии.

42. При наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, инспектор объявляет и направляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящему Порядку).

43. Вид профилактического мероприятия в отношении контролируемых лиц определяется начальником ВСС Росгвардии (его заместителем).

44. Консультирование по вопросам осуществления государственного надзора осуществляется инспектором по телефонной связи, видеосвязи, на личном приеме, а также в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий.