"Разъяснения по вопросам, связанным с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. N 2050" (утв. Росаккредитацией)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ

РАЗЪЯСНЕНИЯ

ПО ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 26 НОЯБРЯ

2021 Г. N 2050

В связи с вступлением в силу с 1 марта 2022 г. (за исключением некоторых положений) постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. N 2050 "Об утверждении Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, Правил проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, Правил внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц и предусмотренные пунктами 7 и 8 части 1 статьи 21 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", Правил рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении действия аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 2050) обращаем внимание аккредитованных лиц и заявителей, а также всех заинтересованных лиц на следующее.

1. В отношении заявителей и аккредитованных лиц, подавших заявления о предоставлении государственной услуги (по аккредитации, по расширению области аккредитации, по подтверждению компетентности аккредитованного лица) до 1 марта 2022 г., государственные услуги оказываются в соответствии с действующими на момент подачи соответствующего заявления нормами законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Заявления о предоставлении государственных услуг, поступающие с 1 марта 2022 г., будут рассматриваться в соответствии с положениями постановления N 2050.

С 1 марта 2022 г. также заявление о предоставлении государственной услуги и прилагаемые к нему документы и сведения необходимо представлять заявителям (аккредитованным лицам) в национальный орган по аккредитации в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством федеральной государственной информационной системы в области аккредитации.

2. В соответствии с пунктом 37 Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, утвержденных постановлением N 2050, национальный орган по аккредитации по результатам рассмотрения экспертного заключения, направленного по результатам документарной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации принимает следующие решения:

решение о проведении выездной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации;

решение о проведении выездной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации и о необходимости устранения выявленных несоответствий до завершения проведения экспертной группой выездной экспертизы соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации (в случае, если выявлены несоответствия документов и сведений заявителя (аккредитованного лица), представленных в целях получения аккредитации в национальной системе аккредитации (расширения области аккредитации), критериям аккредитации, которые не относятся к случаям, влекущих за собой отказ в аккредитации;

решение об отказе в аккредитации (расширении области аккредитации) в случае, если выявленные несоответствия относятся к перечню несоответствий, влекущих за собой отказ в аккредитации.

Таким образом с 1 марта 2022 г. приостановление осуществления аккредитации (расширения области аккредитации) по результатам проведения экспертизы представленных заявителем (аккредитованным лицом) документов и сведений, представленных в рамках документарной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, положениями постановления N 2050 не предусмотрено.

3. В соответствии с положениями постановления N 2050 договор заявителя (аккредитованного лица) с экспертной организацией должен быть заключен в срок не более 3 рабочих дня со дня направления заявителю (аккредитованному лицу), экспертной организации и эксперту по аккредитации приказа, предусмотренного пунктом 30 Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации и пунктом 29 Правил проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, утвержденных постановлением N 2050.

Экспертная организация информирует национальный орган по аккредитации о заключении (незаключении) договора с заявителем (аккредитованным лицом) не позднее одного рабочего дня со дня истечения вышеуказанного срока.

Обращаем внимание, что в случае непредставления в национальный орган по аккредитации договора в течение 21 рабочего дня со дня направления заявителю (аккредитованному лицу) вышеуказанного приказа национальный орган по аккредитации принимает решение об отказе в аккредитации при предоставлении государственной услуги по аккредитации или прекращении предоставления государственной услуги по подтверждению компетентности аккредитованного лица и приостановлении действия аккредитации.

Необходимо отметить, что указанные решения принимаются в случае, если договор не заключен в сроки, установленные постановлением N 2050, как по вине заявителя (аккредитованного лица), так и по вине экспертной организации.

Сведения о заключении (незаключении) договора экспертная организация направляет в национальный орган по аккредитации не позднее одного рабочего дня со дня истечения срока, составляющего 21 рабочий день со дня направления заявителю (аккредитованному лицу) приказа.

Уведомление экспертной организацией о заключении (незаключении) договора национального органа по аккредитации осуществляется в виде письма, составленного в произвольной форме.

В случае заключения договора подтверждением факта заключения договора является предоставление экспертной организацией в национальный орган по аккредитации электронного образа подписанного сторонами договора в формате PDF.

4. Пунктом 30 Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, утвержденных постановлением N 2050, установлено, что договор об оказании услуг между заявителем (аккредитованным лицом) и экспертной организацией формируется и заключается в электронном виде на специализированной электронной площадке.

Под специализированной электронной площадкой понимается специфический модульный продукт, электронная система сервисов (агрегатор, конфигуратор) с электронным документооборотом и электронными подписями, предусматривающая в том числе, но не ограничиваясь обмен договорами с контрагентами, сдачу отчетности, участие в торгах и другое.

При этом отмечаем, что Правила не устанавливают ограничений для выбора оператора специализированной электронной площадки.

5. С 1 марта 2022 г. к заявлению на оказание государственных услуг по аккредитации, расширению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованного лица должна быть приложена электронная область аккредитации - документ, сформированный с помощью конфигуратора областей аккредитации.

Таким образом аккредитованным лицам предоставлено право самостоятельно формировать и сокращать область аккредитации в электронном виде.

Вместе с тем, в случае отсутствия стандартов и нормативных документов, методик, показателей, единиц измерения необходимо направить обращение на адрес config@fsa.gov.ru.

В обращении указывается список отсутствующих данных. Для показателей и единиц измерения указывается соответствующая методика.

Испытательные лаборатории при выборе метода руководствуются следующей методологией:

Метод - это способ получения информации об объекте испытаний на основе одного или нескольких физических принципов.

Методика - документированная совокупность операций и правил, выполнение которых обеспечивает получение результата испытания с установленными характеристиками погрешности или неопределенностью.

В случае принятия решения о сокращении области аккредитации, необходимо заполнить в Конфигураторе областей аккредитации сокращаемую область аккредитации. После доработки функционала личного кабинета аккредитованных лиц, сформированную сокращаемую область аккредитации необходимо будет загрузить в паспорт аккредитованного лица самостоятельно без подачи заявления на государственную услугу.

Таким образом, в настоящий момент в случае отсутствия технической возможности сократить область аккредитации самостоятельно указанное возможно реализовать в рамках подтверждения компетентности аккредитованного лица.