постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 февраля 2022 г. N 272
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее - федеральный государственный контроль (надзор).
Предметом федерального государственного контроля (надзора) являются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.
"контролируемые лица" - организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в Российской Федерации, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты, при которых в соответствии с законодательством Российской Федерации контрольно-кассовая техника может не применяться, а также операторы фискальных данных, экспертные организации и изготовители;
"обязательные требования" - требования по соблюдению правил применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров;
"уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа" - должностное лицо, уполномоченное на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являющееся руководителем, заместителем руководителя контрольного (надзорного) органа, а также руководителем, заместителем руководителя территориального контрольного (надзорного) органа.
Иные термины и определения, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, установленных Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
б) должностное лицо контрольного (надзорного) органа.
5. Должностные лица контрольного (надзорного) органа при проведении проверок соблюдают ограничения и выполняют обязанности, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий и обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора), применяются положения Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
7. Объектом федерального государственного контроля (надзора) является деятельность контролируемых лиц.
8. Контрольный (надзорный) орган обеспечивает учет объектов федерального государственного контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и настоящим Положением.
9. Учет объектов федерального государственного контроля (надзора) осуществляется в электронном виде на основании:
а) сведений Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
б) сведений автоматизированной информационной системы налоговых органов;
в) анализа информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
г) анализа общедоступной информации.
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
Информирование контролируемых лиц осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в средствах массовой информации и через кабинет контрольно-кассовой техники.
13. Обобщение правоприменительной практики осуществляется контрольным (надзорным) органом в порядке, установленном статьей 47 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
По итогам обобщения правоприменительной практики контрольный (надзорный) орган ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным годом, готовит доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по федеральному государственному контролю (надзору) (далее - доклад о правоприменительной практике), и обеспечивает его публичное обсуждение на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети "Интернет".
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя контрольного (надзорного) органа не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.
Утвержденный доклад о правоприменительной практике размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет" в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения.
В случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение, содержащее в том числе указание на соответствующие обязательные требования и предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемых лиц могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).
Возражение может быть подано в электронном виде через кабинет контрольно-кассовой техники. При отсутствии доступа к кабинету контрольно-кассовой техники возражение может быть представлено в контрольный (надзорный) орган на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Возражение должно содержать основания и доводы, а также документы (их копии), подтверждающие указанные доводы (при наличии), на основании которых контролируемое лицо не согласно с предостережением.
Контрольный (надзорный) орган рассматривает возражение и не позднее 10 рабочих дней со дня его получения принимает решение об отсутствии необходимости принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, в отношении которых было направлено предостережение, либо о необходимости принятия таких мер.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в абзаце восьмом настоящего пункта, контролируемому лицу, подавшему возражение, направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения. Ответ о результатах рассмотрения возражения направляется контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу тем же способом, которым направлено возражение.
15. Консультирование контролируемых лиц и их представителей (разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора) осуществляется должностным лицом контрольного (надзорного) органа в порядке, установленном статьей 50 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Консультирование по телефону проводится в следующем порядке:
перед началом консультирования контролируемое лицо оповещается о проведении записей консультирования;
контролируемое лицо задает необходимые вопросы должностному лицу контрольного (надзорного) органа;
должностное лицо дает разъяснения по вопросам, заданным контролируемым лицом;
в случае если вопрос контролируемого лица не относится к компетенции контрольного (надзорного) органа, должностным лицом контрольного (надзорного) органа даются необходимые разъяснения по обращению в соответствующие органы государственной власти.
Личный прием проводится руководителем или заместителями руководителя контрольного (надзорного) органа, руководителем или заместителями руководителя территориального контрольного (надзорного) органа в следующем порядке:
информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет";
контролируемое лицо записывается любым доступным способом на прием;
в назначенную дату контролируемое лицо или его представитель приходит на личный прием и предъявляет документы, удостоверяющие его личность, или документ, подтверждающий полномочия представителя;
личный прием осуществляется в порядке очередности;
контролируемое лицо задает необходимые вопросы должностному лицу контрольного (надзорного) органа;
должностное лицо дает разъяснения по вопросам, заданным контролируемым лицом;
в случае если вопрос контролируемого лица не относится к компетенции контрольного (надзорного) органа, должностным лицом контрольного (надзорного) органа даются необходимые разъяснения по обращению в соответствующие органы государственной власти;
в ходе личного приема контролируемому лицу может быть отказано в дальнейшем консультировании, если ранее такому лицу был дан ответ по существу поставленных вопросов.
Время консультирования по телефону или на личном приеме одного контролируемого лица не может превышать 15 минут. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется.
Консультирование, в том числе письменное консультирование, осуществляется по вопросам, касающимся порядка осуществления федерального государственного контроля (надзора), в том числе:
профилактики рисков нарушения обязательных требований;
соблюдения обязательных требований;
порядка осуществления федерального государственного контроля (надзора);
порядка обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа;
иных вопросов, касающихся осуществления федерального государственного контроля (надзора).
Консультирование осуществляется без взимания платы.
Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет" письменного разъяснения по изложенным в обращениях вопросам, подписанного уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа, в случае поступления в контрольный (надзорный) орган более 10 таких обращений.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении контролируемого лица.
Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, при осуществлении которой контролируемое лицо должно соблюдать обязательные требования.
Обязательный профилактический визит проводится должностным лицом контрольного (надзорного) органа в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи в следующем порядке:
уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа принимается решение о проведении обязательного профилактического визита в отношении контролируемого лица в форме профилактической беседы или путем использования видео-конференц-связи, определяются дата, время и должностные лица контрольного (надзорного) органа, уполномоченные на его проведение;
контролируемое лицо уведомляется любым доступным способом, позволяющим проконтролировать получение уведомления, в том числе путем вручения такого уведомления в момент оказания государственной услуги регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня проведения обязательного профилактического визита.
Обязательный профилактический визит проводится в рабочее время в период, устанавливаемый уведомлением о проведении обязательного профилактического визита, и не может превышать 8 часов.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты федерального государственного контроля (надзора) представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо контрольного (надзорного) органа незамедлительно направляет такую информацию в контрольный (надзорный) орган для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
КонсультантПлюс: примечание.
В 2022 - 2024 гг. внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся в случаях и порядке, установленных Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336. До 2030 г. установлены особенности проведения контрольной закупки.
в) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
20. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом (наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование) проводятся должностными лицами контрольного (надзорного) органа на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа.
21. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий, которые в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя, присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно, за исключением проведения контрольных мероприятий, совершения контрольных действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом.
а) смерть близкого родственника (родителей, супруга (супруги), ребенка, родного брата (сестры), дедушки (бабушки) или близкого родственника супруга (супруги);
б) болезнь или необходимость присмотра за больным супругом (супругой), ребенком, родителями;
в) пребывание под следствием или судом;
г) применение мер административного или уголовного наказания, которое делает его явку невозможной.
получение письменных объяснений;
а) решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
б) решение об объявлении предостережения;
в) решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Выездное обследование проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
В случае если с момента начала проведения контрольной закупки и до момента ее завершения фискальные данные, включая фискальный документ, не получены контрольным (надзорным) органом, что исключает обоснованную оценку соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт) составляется и направляется контролируемому лицу в течение одного рабочего дня с момента завершения контрольной закупки.
получение письменных объяснений;
перед началом эксперимента должностными лицами контрольного (надзорного) органа вырабатываются основные направления проведения контрольного (надзорного) мероприятия для выявления возможных нарушений обязательных требований;
в случае использования при эксперименте тест-предметов и (или) тест-субъектов такие тест-предметы и (или) тест-субъекты фиксируются средствами фотосъемки и (или) видеосъемки;
создается ситуация, позволяющая оценить соблюдение контролируемым лицом обязательных требований;
В случае необходимости должностное лицо контрольного (надзорного) органа может привлекать для участия в эксперименте соответствующего специалиста.
32. Видеозапись при необходимости используется в случаях:
б) невозможности однозначной идентификации нарушений обязательных требований при фотосъемке;
в) проведения опроса (при наличии письменного согласия контролируемого лица на проведение видеозаписи опроса);
г) отказа контролируемого лица, в отношении которого проводится проверка, или его уполномоченного представителя от дачи письменного объяснения и при его согласии давать устные объяснения с применением видеозаписи.
33. Аудиозапись при необходимости используется в случаях:
а) проведения опроса (при наличии письменного согласия контролируемого лица на проведение аудиозаписи опроса);
б) отказа контролируемого лица или его представителя, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие, от дачи письменного объяснения и при его согласии давать устные объяснения с применением аудиозаписи.
В письменном согласии должностным лицом контрольного (надзорного) органа или лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, должна быть сделана отметка о проведении аудио- или видеозаписи с указанием наименования и серийного номера звуко- или видеозаписывающей аппаратуры и носителя, на который осуществлялась такая запись.
Аналогичным образом фиксируются устные объяснения иных лиц, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
а) для фиксации хода и результатов контрольного (надзорного) мероприятия осуществляются ориентирующая, обзорная, узловая и детальная фотосъемка и видеозапись;
б) фото-, аудио-, видеофиксация проводится должностным лицом контрольного (надзорного) органа посредством использования фотоаппаратов, диктофонов, видеокамер, а также мобильных устройств (телефоны, смартфоны, планшеты);
в) оборудование, используемое для проведения фото- и видеофиксации, должно иметь техническую возможность отображения на фотоснимках и видеозаписи текущей даты и времени, а также сохранения данных о месте съемки (координат);
г) при проведении фото- и видеофиксации должны соблюдаться следующие требования:
необходимо применять приемы фиксации, при которых исключается возможность искажения свойств объекта федерального государственного контроля (надзора);
следует обеспечивать условия фиксации, при которых полученные фотоснимки, видеозапись максимально точно и полно отображают свойства объектов федерального государственного контроля (надзора);
фото-, аудио- и видеоматериалы являются приложением к акту.
39. Ознакомление контролируемого лица с актом производится в соответствии со статьей 88 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной налоговой службы рассматривается вышестоящим органом Федеральной налоговой службы (в порядке подчиненности).
Жалоба на решение Федеральной налоговой службы, действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа рассматривается руководителем Федеральной налоговой службы.
44. Ключевым показателем федерального государственного контроля (надзора) является соотношение количества контрольно-кассовой техники, применяемой с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, и общего количества зарегистрированной контрольно-кассовой техники на конец отчетного периода.
45. Отчетным периодом для расчета значения ключевого показателя является календарный год.
46. Целевое значение ключевого показателя определяется исходя из ежегодного роста значения ключевого показателя на 5 процентов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей