Особенности внешнеэкономической, в том числе внешнеторговой, деятельности

Правительство РФ вправе устанавливать:

- ставки вывозных таможенных пошлин, отличные от базовых ставок вывозных таможенных пошлин, на срок не более 6 месяцев;

- тарифные квоты на вывоз отдельных видов товаров из России в виде более низкой или нулевой ставки вывозной таможенной пошлины. Такие преференции вводятся на срок, не превышающий 12 месяцев, и применяются при вывозе определенного количества товара. Вывозимые товары должны производиться (обрабатываться, заготавливаться, образовываться) на территории субъектов РФ, которые имеют удаленное географическое расположение либо находятся под санкциями недружественных стран.

Правительство РФ утвердило повышенные (по сравнению со ставками Единого таможенного тарифа ЕАЭС) ставки ввозных таможенных пошлин для отдельных товаров, у которых страна происхождения - государство или территория, нарушающая экономические интересы РФ. С 2 января 2025 г. перечень таких товаров был расширен.

Происхождение товаров, в отношении которых применяются указанные повышенные ставки, определяются по критериям, установленным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49, и подтверждается сертификатом, за исключением некоторых случаев. Ставки действуют по 31 декабря 2025 г. включительно.

В отношении отдельных видов смол эпоксидных и полиуретанов установлена ставка ввозных таможенных пошлин 0% от таможенной стоимости. Она применяется по 28 февраля 2026 г. включительно.

По 31 мая 2025 г. включительно установлено количественное ограничение (нетарифные квоты) на вывоз определенных видов минеральных удобрений в страны, не входящие в ЕАЭС. В частности, предусмотрено, что Минпромторг России распределяет нетарифные квоты между участниками внешнеторговой деятельности. Для их использования необходимо получить лицензию. Определены случаи, когда квоты не применяются.

Упрощен ввоз многокомпонентного оборудования, перемещаемого через таможенную границу различными товарными партиями в течение длительного периода (максимум 6 лет), с особенностями декларирования согласно ст. 117 Таможенного кодекса ЕАЭС, Федеральному закону от 26.03.2022 N 74-ФЗ. В частности, установлена возможность изменить решение о классификации, если товар необходимо поместить под иную таможенную процедуру.

ФТС России разъяснила, как применяется указанный упрощенный порядок.

До 1 января 2029 г. можно ввозить многокомпонентный товар в рамках нескольких внешнеэкономических сделок.

При ввозе до 1 сентября 2025 г. продукции, по которой выданы (зарегистрированы) сертификаты соответствия и (или) декларации о соответствии обязательным требованиям для серийно выпускаемой продукции, декларант не обязан подтверждать таможенным органам право использовать эти документы.

Установлены особенности оценки ввозимой в РФ продукции на предмет ее соответствия обязательным требованиям, проводимой в форме декларирования. Определено, в частности, что до 1 сентября 2025 г. это допускается делать на основании собственных доказательств заявителя (с учетом определенных особенностей). Также установлено, что заявитель сам решает, разместить ли ему информацию о декларации соответствия на сайте органа аккредитации. Но если заявитель этого не сделает, то не сможет реализовывать продукцию, выпущенную в обращение на основании указанной декларации о соответствии, потребителям исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, которые не связаны с предпринимательской деятельностью.

До 1 сентября 2025 г. продукцию разрешено ввозить без маркировки, предусмотренной обязательными требованиями, в том числе в части маркировки единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС. Ее допустимо нанести позже. Соответствующую маркировку нужно нанести до реализации продукции приобретателю (потребителю). Положения п. 5 Приложения N 18 к Постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 распространены на отношения, которые возникли с 1 марта 2023 г.

Участники внешнеэкономической деятельности, осуществляющие ее менее года, больше не должны предоставлять обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в п. п. 1 - 3 ч. 3 ст. 55 Закона о таможенном регулировании.

Сокращен срок для принятия решения о классификации товара, если соответствующее заявление подается через личный кабинет.

До 1 января 2026 г. допускается таможенное декларирование товаров с указанием одной товарной позиции в соответствии с ТН ВЭД, поставляемых с компонентом комплектно и (или) в разобранном виде и предъявляемых одновременно таможенному органу без внесения изменений в решение о классификации, если оно выдано до 1 июля 2022 г.

До 1 марта 2026 г., но не позднее 30 календарных дней до истечения общего срока подачи декларации на товары в отношении последнего компонента товаров в комплектном или завершенном виде лицо, получившее решение о классификации, обязано представить в таможенный орган документы и сведения, необходимые для внесения изменений в такое решение.

Правительством РФ установлен случай, при котором декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободного склада, может выступать лицо, не являющееся владельцем склада. Для этого оно должно соответствовать определенным требованиям.

Установлены условия, при соблюдении которых лицо, не являющееся владельцем свободного склада, выступающее декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободного склада, может осуществлять на территории склада хозяйственную деятельность.

Скорректирован размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин за товары, перемещенные через таможенную границу ЕАЭС, уклонение от уплаты которых влечет уголовную ответственность. Так, суммы, превышающие 3 млн руб., признаются крупным размером, а 9 млн руб. - особо крупным. Для отдельных товаров, перечень которых определяет Правительство РФ, размер пороговых сумм составляет более 2 млн и 6 млн руб. соответственно.

Правительство РФ определило особенности применения обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при предоставлении в отдельных случаях рассрочки по таким платежам.

Разрешен импорт в РФ без согласия правообладателей оригинальных иностранных товаров, перечень которых утвердил Минпромторг России. В отношении таких товаров (их групп) не применяются отдельные положения Гражданского кодекса РФ, в частности: положения о защите исключительных прав, об ответственности за нарушение исключительного права на произведение, объект смежных прав, изобретение, полезную модель или промышленный образец, а также об ответственности за незаконное использование товарного знака. Правило действует при условии, что указанные товары были введены в оборот за рубежом правообладателями (с их согласия). Установлено, что использование результатов интеллектуальной деятельности, которые выражены в товарах (их группах), включенных в утверждаемый Минпромторгом России перечень, и средств индивидуализации, которыми такие товары маркированы, не является нарушением исключительного права на эти результаты и средства.

Федеральный закон от 28.12.2024 N 536-ФЗ

Федеральный закон от 06.04.2024 N 79-ФЗ

Федеральный закон от 25.12.2023 N 630-ФЗ

Федеральный закон от 28.06.2022 N 213-ФЗ

Федеральный закон от 26.03.2022 N 74-ФЗ

Другие документы

Федеральный закон от 08.03.2022 N 46-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 30.12.2024 N 1989

Постановление Правительства РФ от 19.10.2024 N 1400

Постановление Правительства РФ от 14.10.2024 N 1369

Постановление Правительства РФ от 24.07.2023 N 1197

Постановление Правительства РФ от 07.12.2022 N 2240

Постановление Правительства РФ от 02.04.2022 N 563

Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 N 506

Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353

Приказ Минпромторга России от 21.07.2023 N 2701

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 01.03.2024 N 12

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 15.04.2022 N 75

Информация ФТС России

Информация ФТС России

Информация ФТС России от 07.04.2022