Введение ограничений в работе с контрагентами

С 15 октября 2024 г. уточнены условия, из которых, как правило, исходит подкомиссия Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, когда разрешает сделки по отчуждению ценных бумаг, в том числе акций, иностранными лицами, связанными с недружественными государствами, или лицами, которые находятся под их контролем. См. Выписку из протокола ее заседания от 15.10.2024 N 268/1. Соответствующие изменения будут отражены в материале при его актуализации.

Применяются специальные экономические меры в отношении отдельных юрлиц, физлиц и находящихся под их контролем организаций. В частности, такими мерами являются:

- запрет совершать сделки с этими лицами;

- исполнять перед такими лицами обязательства по совершенным сделкам, если эти обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме.

Перечень указанных лиц, дополнительные критерии отнесения к сделкам, совершение которых и исполнение обязательств по которым запрещается, а также условие действия такого запрета установлены Постановлением Правительства РФ от 11.05.2022 N 851. Одним из названных дополнительных критериев является то, что сделка предусматривает совершение платежей с участием и (или) в пользу указанных лиц. Способ совершения операций при этом не имеет значения: запрет действует в том числе при использовании СБП.

Правительство РФ уполномочено выдавать временные разрешения на совершение определенных сделок (операций, действий) с отдельными юрлицами, физлицами и находящимися под их контролем организациями, если в отношении названных лиц (организаций) применяются специальные экономические меры. Это правило применяется к правоотношениям, возникшим с 3 мая 2022 г.

Банк России разъяснил, что исполнение российскими должниками обязательств по временному порядку расчетов нельзя считать ненадлежащим и по этому основанию признавать дефолтом. Если иностранные кредиторы признают его таковым, российские кредиторы не могут рассматривать это как основание применять условия о кросс-дефолте по иным обязательствам данного российского должника.

По общему правилу резиденты должны получить разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ для того, чтобы:

- приобретать по сделкам исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации у правообладателей - лиц недружественных государств, обеспечивать исполнение денежных обязательств по таким сделкам. Исключение - случаи, когда приобретаются исключительные права на произведения науки, литературы и искусства, результаты исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного или кабельного вещания, а также когда размер обязательств по сделкам не превышает 15 млн руб. (эквивалент этой суммы в валюте). Разрешение комиссии при необходимости может содержать условие о том, что вознаграждение и другие платежи по сделкам перечисляют на открытый на имя правообладателя, гаранта (поручителя) специальный рублевый счет типа "О" в уполномоченном банке, и другие условия сделок. Установлен специальный порядок представления заявлений о выдаче разрешений на осуществление (исполнение, совершение) сделок и операций. Закреплен состав сведений, включаемых в указанные заявления;

- выдавать нерезидентам займы в иностранной валюте.

Банк России рекомендовал кредитным организациям предусмотреть для заемщиков кредитов (займов), предоставляемых в валюте недружественного государства, возможность погашать их в рублях или валюте иностранного государства, не совершающего недружественных действий. Это правило можно установить на случай введения ограничительных мер в отношении кредитной организации или заемщика;

- предоставлять кредиты и займы в рублях иностранным контрагентам из недружественных стран и подконтрольным им лицам - нерезидентам. При этом кредитные организации могут без получения отдельного разрешения предоставлять иностранным физлицам, связанным с недружественными государствами, кредиты (займы) в рублях, обеспеченные ипотекой;

- покупать (получать в собственность иным образом) недвижимость или ценные бумаги у лиц из недружественных государств и подконтрольных им лиц или отчуждать их указанным лицам (за исключением Специальных иностранных лиц);

- продавать или покупать недвижимость либо ценные бумаги у другого иностранного контрагента, если он приобрел их после 22 февраля 2022 г. у лица из недружественной страны.

Резидентам не нужно получать разрешение для совершения таких сделок (операций) с лицами из недружественных государств, которые влекут возникновение права собственности на ценные бумаги (исключение: сделки с российскими ценными бумагами и еврооблигациями), если одновременно соблюдаются определенные условия;

- совершать ряд операций, сумма которых превышает установленный Советом директоров Банка России размер.

Установлен временный порядок совершения сделок (операций) с иностранными ценными бумагами, которые принадлежат резидентам и учитываются на счетах, открытых центральному депозитарию в иностранных организациях как лицу, действующему в интересах других лиц. Речь идет о сделках, по которым право собственности на указанные ценные бумаги переходит нерезидентам (в том числе лицам недружественных стран), и эти сделки совершаются за счет их средств, находящихся на счетах типа "С". Помимо прочего определено, что совокупная начальная стоимость отчуждаемых иностранных ценных бумаг, принадлежащих одному резиденту, ограничена 100 тыс. руб. Указанные сделки заключаются на торгах.

Разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ также нужно для того, чтобы резиденты (лица, которые находятся под их контролем) могли в определенных случаях совершать с лицами недружественных стран сделки (операции) с некоторыми российскими ценными бумагами и еврооблигациями.

Определены условия, которые, как правило, устанавливает комиссия при принятии решения о выдаче разрешений на отчуждение указанными лицами ценных бумаг (в том числе акций), долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах российских обществ. В частности, это следующие условия:

- имеется отчет о независимой оценке рыночной стоимости активов. Отчет нужно составить не более чем за шесть месяцев до даты, когда планируется заседание подкомиссии. Указанную оценку должно проводить лицо, включенное в перечень оценщиков (оценочных организаций), рекомендованных подкомиссией для проведения такой оценки, или заключившее трудовой договор с внесенным в этот перечень юрлицом. Перечень рекомендованных оценщиков (оценочных организаций) и перечень саморегулируемых организаций оценщиков, рекомендованных для проведения экспертного заключения, размещены на сайте Минфина России;

- есть экспертное заключение, подготовленное экспертом (экспертами) СРО оценщиков, включенной в перечень СРО оценщиков, рекомендованных подкомиссией для подготовки экспертного заключения;

- активы продаются с дисконтом не менее 50% от их рыночной стоимости, отраженной в отчете о независимой оценке;

- имеется обязательство добровольно направить в федеральный бюджет средства в размере не менее 15% от рыночной стоимости соответствующих активов, указанной в отчете о независимой оценке рыночной стоимости активов, в течение одного месяца с даты осуществления (исполнения) сделки (операции). При этом независимую оценку проводит оценщик, занимающийся частной практикой и включенный в перечень оценщиков (оценочных организаций), которые рекомендованы подкомиссией, или оценщик, заключивший трудовой договор с включенным в этот перечень юрлицом.

Резидентам разрешено приобретать недвижимость, отчуждаемую юрлицами из недружественных государств и (или) подконтрольными им лицами, местом регистрации которых не является РФ, если расчеты по этим сделкам (операциям) проводятся с использованием счета типа "С".

На средства и ценные бумаги, учитываемые на счете типа "С", не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, наложен арест, в отношении них не может быть заявлено требование о взыскании обязательных платежей, не могут быть приняты иные обеспечительные меры. Это правило применяется, если судебные акты и акты иных органов вынесены после 03.01.2024.

Банк России разъяснил, что сделки (операции), в результате которых возникает право собственности на недвижимость, совершаемые между резидентом и иностранным гражданином (лицом без гражданства) - валютным резидентом осуществляются без использования счета типа "С".

Определены сделки (операции), разрешенные для совершения.

Также резиденты - участники ВЭД должны получать разрешение на продажу иностранной валюты в ином размере, чем установлено.

Для получения разрешения следует обратиться с заявлением в Минфин России.

Контрагент не признается лицом из недружественного государства при условии, что:

- он контролируется российскими юрлицами или физлицами (в том числе через иностранные юрлица);

- информация о контроле раскрыта налоговым органам. Таким раскрытием информации может служить уведомление о КИК, направляемое контролирующим лицом в порядке ст. 25.14 НК РФ.

Определены лица, которые не признаются связанными с недружественными иностранными государствами.

Эмитентам - резидентам, которые находятся под контролем иностранных лиц, связанных с недружественными государствами, или лиц, находящихся под контролем таких иностранных лиц, разрешено выкупать у резидентов размещенные этими эмитентами ценные бумаги (в том числе через третье лицо, которое действует от имени эмитента или от своего имени, но за счет эмитента).

Росреестр разъяснил порядок осуществления юрлицами сделок с недвижимостью с участием лиц из недружественных стран.

Введены некоторые ограничения на сделки, совершаемые в сфере страхования. Одна из целей их введения - снизить риск отказа иностранных страховщиков от исполнения своих обязательств по перестраховочным контрактам. Ограничения действуют до 31 декабря 2024 г. включительно.

Определены дополнительные экономические меры, связанные с обращением ценных бумаг. Установлено, в частности, особое регулирование сделок (операций) с акциями российского АО, ОФЗ, облигациями российского эмитента, централизованный учет прав на которые (обязательное централизованное хранение которых) возложен на российского депозитария, с паями российского ПИФа, влекущих за собой переход права собственности на эти ценные бумаги, их передачу в доверительное управление или залог. Это касается ценных бумаг, когда они (либо ценные бумаги иностранных эмитентов, удостоверяющие права в отношении акций российского АО) одновременно:

- приобретены после 1 марта 2022 г. у лиц из недружественных стран (исключение - лица, отвечающие одновременно определенным требованиям);

- зачислены на открытый в российском депозитарии или реестре владельцев ценных бумаг счет депо (лицевой счет) владельца с определенных счетов.

При передаче таких ценных бумаг в ряде случаев нужно получить разрешение Банка России или Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. Его также нужно получить для совершения последующих сделок с ценными бумагами.

Определены максимальное количество последующих сделок (операций) с ценными бумагами и суммарный объем стоимости таких сделок (операций) в один торговый день. Речь о сделках (операциях) с российскими ценными бумагами, перечисленными в п. 1 Указа Президента РФ от 03.03.2023 N 138, за исключением инвестиционных паев российского паевого инвестиционного фонда (далее - российские ценные бумаги) на организованных торгах, которые совершаются на основании разрешений. Сделки (операции) должны отвечать одному из условий. Например, акции, являющиеся предметом сделки (операции), должны быть приобретены у лиц, которые не являются лицами недружественных стран и которые получили российские ценные бумаги по договорам, заключенным до 1 марта 2022 г. включительно.

Определено условие, которое, как правило, устанавливает Правительственная комиссия при принятии решения о выдаче разрешений на осуществление (исполнение) ряда сделок (операций) по передаче российских ценных бумаг, приобретенных и зачисленных в установленном порядке. Речь идет об обязанности добровольно направить в федеральный бюджет 20% от номинальной стоимости российских ценных бумаг (при сделках (операциях) с ОФЗ, облигациями российских эмитентов, централизованный учет прав на которые (обязательное централизованное хранение которых) осуществляет российский депозитарий) или от суммы сделки (операции) с акциями российских АО, паями российских ПИФов.

Кроме того, определен перечень сделок (операций), на которые не распространяются дополнительные экономические меры, связанные с обращением ценных бумаг.

Банк России разъяснил некоторые вопросы применения названных экономических мер. В частности, ведомство определило, что без соблюдения особого порядка совершаются:

- сделки (операции), совершаемые помимо воли лица, осуществляющего права по ценным бумагам в рамках исполнения судебных решений;

- сделки (операции) с российскими ценными бумагами, которые поступили до 3 марта 2023 г. включительно на счета депо в результате биржевых сделок, заключенных на основании безадресных заявок, по итогам клиринга и о которых нет информации, что они приобретены после 1 марта 2022 г. у лиц недружественных иностранных государств;

- сделки (операции) (кроме заключаемых на организованных торгах на основании безадресных заявок) с российскими ценными бумагами, на совершение которых до 3 марта 2023 г. были выданы разрешения в соответствии с указами Президента РФ, если в таких разрешениях одновременно содержится лимит по количеству ценных бумаг (сумме денежных средств) и он не был достигнут до указанной даты, а также условия (график) последующей реализации этих бумаг;

- последующие сделки (операции) с акциями российских АО, полученными в результате определенных сделок (операций).

Совет директоров Банка России может ограничивать суммы, в пределах которых резиденты (за некоторым исключением) могут осуществлять предоплату (аванс) в пользу нерезидентов по определенным видам контрактов.

Покупка иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ юрлицами - нерезидентами, являющимися лицами недружественных государств, осуществляется в размере 0 долларов США или иной иностранной валюты за валюту РФ или за иную иностранную валюту. Исключение составляют следующие сделки банков - нерезидентов, являющихся лицами таких государств:

- купля-продажа одной иностранной валюты за другую;

- поставочный валютный форвард и своп-договор, предусматривающие поставку одной иностранной валюты за другую.

Указанные сделки можно проводить без ограничений при условии, что курс покупки иностранной валюты либо цена договора (сделки) будет отклоняться не более чем на 2% от курса либо цены, складывающихся на соответствующую валюту (аналогичные финансовые инструменты) на организованных торгах на российском и (или) международном валютном рынке на момент их заключения.

Федеральный закон от 19.12.2022 N 519-ФЗ

Федеральный закон от 14.03.2022 N 55-ФЗ

Указ Президента РФ от 20.05.2024 N 430

Указ Президента РФ от 03.05.2022 N 252

Другие документы

Указ Президента РФ от 08.04.2024 N 244

Указ Президента РФ от 08.11.2023 N 844

Указ Президента РФ от 03.03.2023 N 138

Указ Президента РФ от 22.12.2022 N 942

Указ Президента РФ от 18.03.2022 N 126

Указ Президента РФ от 05.07.2022 N 430

Указ Президента РФ от 04.05.2022 N 254

Указ Президента РФ от 05.03.2022 N 95

Указ Президента РФ от 01.03.2022 N 81

Указ Президента РФ от 28.02.2022 N 79

Постановление Правительства РФ от 20.07.2024 N 993

Постановление Правительства РФ от 11.05.2022 N 851

Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 N 295

Постановление Правительства РФ от 26.03.2022 N 476

Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р

Официальное разъяснение Банка России от 02.06.2023 N 3-ОР

Официальное разъяснение Банка России от 24.04.2023 N 2-ОР

Официальное разъяснение Банка России от 04.04.2022 N 3-ОР

Официальное разъяснение Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР

Информационное письмо Банка России от 22.09.2022 N ИН-03-23/116

Письмо Банка России от 17.01.2023 N 45-19/116

Письмо Банка России от 09.08.2022 N 03-12-2/7578

Письмо Банка России от 07.04.2022 N 31-4-1/507

Решение Совета директоров Банка России от 26.07.2024

Решение Совета директоров Банка России от 19.07.2022

Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 07.03.2024 N 232/9

Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 26.09.2023 N 193/4

Выписка из решения подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 07.07.2023 N 171/5

Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 24.04.2023 N 157/3

Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 22.03.2023 N 149/1

Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 19.01.2023 N 127/3

Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 07.09.2022 N 85 (доведена Минфином России 13.09.2022 N 05-06-10/ВН-46770)

Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 15.06.2022 N 63

Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 21.06.2022 N 64/1

Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 05.05.2022 N 43

Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 21.04.2022 N 36

Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 11.04.2022 N 30

Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 04.04.2022 N 24

Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 24.03.2022 N 17

Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 17.03.2022 N 12

Письмо Росреестра от 27.07.2023 N 14-6723-ТГ/23

Информация Росреестра

Письмо Минфина России от 07.02.2024 N 03-12-12/1/10180

Письмо ФНС России от 22.06.2023 N ШЮ-4-13/7940@

Письмо ФНС России от 30.09.2022 N ШЮ-4-13/13043@