Меры в сфере транспорта

Правительство РФ утвердило комплексную программу развития авиационной отрасли России до 2030 г. Целями программы являются:

- обеспечение авиационной связанности регионов и мобильности населения;

- поддержание необходимого уровня безопасности полетов;

- обеспечение технологического суверенитета в авиационной отрасли РФ.

В числе прочего программа содержит оценочный прогноз развития авиационной промышленности. В нем, в частности, приведен перечень мероприятий для повышения финансовой привлекательности эксплуатации отечественных воздушных судов.

Изменены страховые тарифы ОСАГО. В частности, уменьшены минимальные и увеличены максимальные значения базовых ставок тарифа. Корректировка была необходима, чтобы страховщики могли точнее учитывать риски автовладельцев в условиях роста стоимости запчастей. Для общественного транспорта (маршрутные автобусы, троллейбусы, трамваи) значения изменились на 17,8% в обе стороны, для прочих категорий транспортных средств - на 26%.

На три года продлены российские национальные водительские удостоверения, срок действия которых истекает (истек) в 2022 - 2025 гг. В эти документы не нужно вносить изменения.

До конца 2030 г. действуют правила исполнения обязательств по уплате арендных, лизинговых и иных платежей по договорам, предусматривающим приобретение, аренду, лизинг воздушных судов, вспомогательных силовых установок, авиационных двигателей в случаях, установленных п. 2 Указа Президента РФ от 01.04.2022 N 179. Правила применяются в отношении обязательств перед иностранными хозяйственными обществами, которые связаны с недружественными государствами.

Такие обязательства могут исполняться без соблюдения положений п. п. 2 - 9 Указа Президента РФ от 05.03.2022 N 95 и Указа Президента РФ от 01.04.2022 N 179. Для этого необходимо получить разрешение Правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями в РФ.

Определены обстоятельства, при которых обязательства считаются исполненными надлежащим образом. Правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями может выдавать разрешения на исполнение обязательств перед иностранными кредиторами без соблюдения положений установленного порядка.

До конца 2024 г. действуют особенности исполнения договоров финансовой аренды (лизинга), договоров аренды иностранных воздушных судов, используемых для полетов эксплуатантами, и авиационных двигателей. Особенности касаются порядка расчетов по договору, а также порядка страхования, эксплуатации, техобслуживания указанных судов и двигателей. Правила применяются к договорам, заключенным до 24 февраля 2022 г.

Установлены особенности госрегистрации в 2022 - 2026 гг. гражданских воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов, прав на такие суда и сделок с ними. Эти особенности касаются, например, самолетов, которые используются российскими лизингополучателями (арендаторами) и принадлежат на праве собственности или ином законном основании лизингодателям (арендодателям) недружественных государств. Среди прочего определен порядок направления заявления и документов для госрегистрации воздушных судов в указанном реестре, госрегистрации прав на них. Их, в частности, можно подать через портал Госуслуг.

Срок госрегистрации прав на воздушные суда сокращен с одного месяца до 10 дней со дня подачи заявления и необходимых документов.

Сертификаты летной годности на гражданские самолеты выдаются в том числе на основании дополнительных сертификатов типа, выданных иностранным государством при изменении типовой конструкции гражданского воздушного судна до 1 января 2022 г.

Действуют особенности разрешительных режимов в сфере транспорта. В частности, установлено:

- погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на ж/д транспорте и деятельность по перевозкам таких грузов ж/д транспортом не требует получения лицензии. Особенность будет действовать до исключения указанных видов деятельности из числа лицензируемых;

- сроки действия поверок бортовых устройств системы "Платон", которые ввели в эксплуатацию до 31 декабря 2023 г., продлены на 24 месяца со дня, следующего за днем окончания таких сроков. Вносить изменения об этом в сведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений не нужно.

Установлены особенности разрешительных режимов в сфере авиации. Установлено, в частности, что в 2024 г. эксплуатация гражданских воздушных судов иностранного производства, их компонентов, а также компонентов иностранного производства в составе воздушных судов российского производства допускается в том числе при наличии эксплуатационно-технической документации, летно-эксплуатационной документации, программного обеспечения, а также навигационных баз данных, баз данных земной поверхности и искусственных препятствий без их обновления со стороны разработчика.

Утверждены правила применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия. Помимо прочего установлены особенности оценки соответствия типа колесных транспортных средств, произведенных в РФ. Например, такое ТС пройдет оценку, если оно не нарушает уровни выбросов, указанные либо в требованиях для такой оценки, либо в техрагламенте Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (положение применяется до 30 июня 2025 г).

Правила действуют до 31 декабря 2027 г. (за исключением некоторых положений со сроком действия до 30 июня 2025 г.).

Транспортные средства категорий M2 и M3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, можно пока не оснащать тахографами. Обязанность по их оснащению такими устройствами приостановлена до 1 марта 2025 г.

Минтранс России может определять особенности применения на территории России нормативных актов Совета по ж/д транспорта государств - участников СНГ, а также иных международных организаций в области ж/д транспорта.

При ввозе воздушных и морских судов обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов не предоставляется независимо от целей ввоза. Главное, чтобы товар ввозился в соответствии с таможенными процедурами временного ввоза (допуска) или выпуска для внутреннего потребления при условном выпуске товаров.

Юрлица, ИП и уполномоченные участники договора простого товарищества, с которыми заключен государственный (муниципальный) контракт либо которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, не обязаны направлять ежеквартальные отчеты о них в уполномоченные органы.

Срок рассмотрения заявления об изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок, которое предусматривает отмену отдельных рейсов, уменьшение максимального количества ТС отдельных классов и (или) использование ТС меньшего класса, не должен превышать 10 рабочих дней.

Минтранс России с целью обеспечить в условиях санкций бесперебойную эксплуатацию морских судов и выполнение международных договоров РФ поручил уполномоченным лицам принять ряд мер, в частности:

- чтобы исключить задержки в эксплуатации, выдавать и (или) продлевать судовые документы без классификации и освидетельствования судов, если при этом нет прямой угрозы жизни и здоровью людей, безопасности груза, а также опасности загрязнения окружающей среды;

- если нет возможности посетить судно, выдавать документы дистанционным способом;

- если изготовитель оборудования отозвал у сервисных компаний поручение на его обслуживание, принимать результаты работ, которые выполнили компании, имевшие такое признание, или другие компании, имеющие признание на проведение работ по аналогичному оборудованию.

Контейнеры, перевозимые на железнодорожном транспорте, и контейнеры, перевозимые на морских судах, судах внутреннего водного транспорта и смешанного плавания, которые до 15.04.2022 находились на территории РФ, могут многократно использоваться для внутренних перевозок по России в пределах срока временного ввоза.

Правительство РФ определило особенности открытия пунктов пропуска через госграницу РФ. Особенности действуют до конца 2024 г.

До конца 2024 г. Правительство РФ вправе устанавливать особенности исполнения договоров лизинга морских судов, судов внутреннего водного транспорта или судов смешанного плавания.

Правительство РФ дало распоряжение ФСБ России, ФТС России, Россельхознадзору и Роспотребнадзору обеспечить, в частности пограничный, таможенный контроль на территориях, которые создаются в рамках реконструкции, и в помещениях автомобильного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через госграницу РФ Верхний Ларс.

Определены случаи, когда товары (кроме животных) могут прибывать в РФ и убывать из РФ в местах, которые не являются местами перемещения товаров в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС. Это касается пункта пропуска Яраг-Казмаляр (Республика Дагестан) и морского пункта пропуска Кавказ. Перемещать товары можно при соблюдении ряда условий.

Федеральный закон от 19.12.2022 N 519-ФЗ

Федеральный закон от 26.03.2022 N 74-ФЗ

Федеральный закон от 14.03.2022 N 56-ФЗ

Другие документы

Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877

Федеральный закон от 15.04.2022 N 92-ФЗ

Указ Президента РФ от 01.04.2022 N 179

Постановление Правительства РФ от 29.11.2024 N 1667

Постановление Правительства РФ от 28.12.2022 N 2493

Постановление Правительства РФ от 24.12.2022 N 2422

Постановление Правительства РФ от 15.07.2022 N 1269

Постановление Правительства РФ от 12.05.2022 N 856

Постановление Правительства РФ от 29.04.2022 N 777

Постановление Правительства РФ от 29.04.2022 N 778

Постановление Правительства РФ от 12.05.2022 N 855

Постановление Правительства РФ от 09.05.2022 N 837

Постановление Правительства РФ от 11.04.2022 N 635

Постановление Правительства РФ от 09.04.2022 N 627

Постановление Правительства РФ от 19.03.2022 N 412

Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353

Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 N 539

Распоряжение Правительства РФ от 25.06.2022 N 1693-р

Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2022 N 1069-р

Постановление Правительства РФ от 19.03.2022 N 411

Поручение Минтранса России от 14.03.2022 N АП-10-пр

Указание Банка России от 28.07.2022 N 6209-У