Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 5 июля 2021 г. N 1121

ПРАВИЛА

РАССМОТРЕНИЯ ПОСТУПИВШИХ В ОРГАН ПО АККРЕДИТАЦИИ ЖАЛОБ

НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АККРЕДИТОВАННЫХ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ

ПРОДУКЦИИ, ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ (ЦЕНТРОВ) И ОРГАНОВ

ПО СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

1. Настоящие Правила устанавливают порядок рассмотрения поступивших в орган по аккредитации жалоб на деятельность аккредитованных органов по сертификации продукции, испытательных лабораторий (центров) и органов по сертификации систем менеджмента качества (далее - аккредитованные лица).

Настоящие Правила не применяются в отношении рассмотрения поступивших в орган по аккредитации жалоб государственных заказчиков (заказчиков) государственного оборонного заказа (далее - государственный заказчик (заказчик), федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в которых выражается несогласие с действиями (бездействием) органа по аккредитации.

2. В настоящих Правилах понятия "жалоба" и "испытательная лаборатория (центр)" применяются в значениях, используемых в Правилах аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. N 546 "Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила аккредитации).

3. В орган по аккредитации вправе обращаться с жалобами следующие заявители жалоб:

а) государственные заказчики (заказчики), федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа;

б) организации, осуществляющие разработку, производство, испытания, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники, разработку, производство, реализацию, испытания, утилизацию и хранение боеприпасов, а также разработку, производство, испытания, поставку в качестве головного исполнителя поставок изделий электронной компонентной базы или исполнителя, участвующего в поставках указанных изделий;

в) организации, осуществляющие поставки комплектующих изделий, сырья и материалов, являющихся предметом поставок в рамках сопровождаемых сделок по государственному оборонному заказу, а также иные заинтересованные лица.

4. Предметом жалобы являются действия:

а) аккредитованных органов по сертификации продукции и (или) органов по сертификации систем менеджмента качества, которыми:

в результате недостоверной оценки соответствия вооружения и военной техники, иной оборонной продукции, боеприпасов, электронной компонентной базы, комплектующих изделий, сырья и материалов и возможного риска причинения вреда при их создании и применении (эксплуатации, хранении, транспортировке, утилизации) в мирное время с учетом их технической сложности и значимости для нужд обороны страны и безопасности государства выданы документы об оценке (подтверждении) соответствия продукции, на основании которых указанная продукция (работы, услуги) признана несоответствующей обязательным требованиям государственного заказчика (заказчика), а система менеджмента качества организации - несоответствующей установленным требованиям;

нарушены сроки и правила проведения аккредитованными органами по сертификации продукции и органами систем менеджмента качества инспекционного контроля за продукцией, указанной в абзаце втором настоящего подпункта, и системами менеджмента качества организаций, прошедших сертификацию;

к заявителю на сертификацию предъявляются требования об оплате проведения исследований (испытаний) продукции, указанной в абзаце втором настоящего подпункта, которые не предусмотрены нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) аккредитованных испытательных лабораторий (центров), допустивших нарушения методов исследований (испытаний) вооружения и военной техники, иной оборонной продукции, боеприпасов, электронной компонентной базы, комплектующих изделий, сырья и материалов, если такие нарушения повлекли за собой недостоверность или необъективность результатов исследований (испытаний) и измерений;

в) аккредитованных лиц, выдавших документы об оценке (подтверждении) соответствия продукции, указанной в абзаце втором подпункта "а" настоящего пункта, которые не могут быть применены в качестве доказательства соответствия такой продукции обязательным требованиям государственного заказчика (заказчика) в связи с содержащимися в них недостоверными и необъективными сведениями или неправильным оформлением документов об оценке (о подтверждении) соответствия.

5. Жалоба может быть направлена в орган по аккредитации почтовым отправлением с использованием официального сайта органа по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

6. Жалоба должна содержать следующие сведения:

а) полное и сокращенное (при наличии) наименование аккредитованного лица и заявителя жалобы с указанием сведений о государственной регистрации юридического лица, об адресе юридического лица в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, основном государственном регистрационном номере, идентификационном номере налогоплательщика, о телефоне, об адресе электронной почты, а также об адресе (адресах) и о месте (местах) осуществления деятельности;

б) обжалуемые действия аккредитованных лиц;

в) доводы, на основании которых заявитель жалобы не согласен с действиями аккредитованных лиц, а также требования в отношении обжалуемых действий аккредитованных лиц. Заявителем жалобы могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;

г) адрес электронной почты, по которому должно быть направлено решение органа по аккредитации по результатам рассмотрения жалобы;

д) дата подачи жалобы.

7. К жалобе прилагаются:

а) копия договора между заявителем на сертификацию и аккредитованным органом по сертификации продукции о проведении сертификации продукции или органом по сертификации систем менеджмента качества о проведении сертификации систем менеджмента качества либо копия договора между заявителем на сертификацию и аккредитованной испытательной лабораторией (центром) о проведении исследований (испытаний) продукции (работ, услуг) в случае, если используются результаты аккредитованной испытательной лаборатории (центра) в качестве доказательств соответствия продукции, указанной в абзаце втором подпункта "а" и подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, обязательным требованиям государственного заказчика (заказчика);

б) скан-копии сертификата соответствия с приложениями (при наличии) или протокола испытаний (исследований) с приложениями (при наличии);

в) скан-копия оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенности, подтверждающей полномочия представителя заявителя жалобы на осуществление действий от имени заявителя жалобы, если жалоба подается через представителя заявителя жалобы.

8. Жалоба может быть подана в орган по аккредитации в течение 6 месяцев со дня совершения аккредитованными лицами действий, указанных в пункте 4 настоящих Правил.

9. Жалобы регистрируются в органе по аккредитации в день их поступления в соответствии с правилами делопроизводства и документирования информации, утвержденными органом по аккредитации.

10. Орган по аккредитации информирует заявителя жалобы о дате регистрации и ее реквизитах в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

11. В целях реализации органом по аккредитации функции по рассмотрению в установленном порядке жалоб органом по аккредитации разрабатываются необходимые руководства.

12. Орган по аккредитации в течение 3 рабочих дней со дня регистрации жалобы и прилагаемых документов обеспечивает проверку:

а) соответствия предмета жалобы установленной компетенции органа по аккредитации в соответствии с настоящими Правилами;

б) полноты сведений, которые должны содержаться в жалобе, и комплектность документов, указанных в пунктах 6 и 7 настоящих Правил, необходимых для объективного и всестороннего рассмотрения жалобы, а также полномочия подписавшего жалобу лица.

13. Поступившая в орган по аккредитации жалоба и прилагаемые к ней документы подлежат оставлению без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя жалобы в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного органом по аккредитации лица, в следующих случаях:

а) предмет жалобы не относится к компетенции органа по аккредитации;

б) жалоба не содержит либо содержит неполный объем сведений, предусмотренный пунктом 6 настоящих Правил;

в) прилагаемая к жалобе скан-копия доверенности, подтверждающая полномочия представителя заявителя жалобы на осуществление действий от имени заявителя жалобы, если жалоба подается через представителя заявителя жалобы, не соответствует установленным законодательством Российской Федерации требованиям к оформлению доверенности;

г) жалоба подписана лицом, не уполномоченным на ее подписание;

д) истек установленный пунктом 8 настоящих Правил срок для подачи жалобы;

е) жалоба по аналогичному предмету находится на рассмотрении в органе по аккредитации либо имеется решение по жалобе, принятое ранее органом по аккредитации в соответствии с требованиями настоящих Правил, в отношении того же заявителя жалобы и по тому же предмету жалобы.

14. Заявитель жалобы вправе повторно представить в орган по аккредитации жалобу при условии, что будут устранены замечания, явившиеся основанием для оставления ее без рассмотрения.

15. Жалоба рассматривается органом по аккредитации в течение 30 дней со дня регистрации в органе по аккредитации.

16. Для рассмотрения жалобы решением органа по аккредитации создается рабочая группа из числа не более 3 сотрудников органа по аккредитации, из которых назначается руководитель.

17. Рабочая группа в порядке подготовки к рассмотрению жалобы:

а) в 3-дневный срок с даты регистрации жалобы запрашивает у аккредитованных лиц отчет по предмету жалобы, а также в отношении продукции, указанной в абзаце втором подпункта "а" и подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, у аккредитованного органа по сертификации продукции - скан-копию сертификационного дела или у аккредитованной испытательной лаборатории (центра) - скан-копию архивного дела, а в отношении систем менеджмента качества у органа по аккредитации систем менеджмента качества - скан-копию сертификационного дела. Дела в отношении указанной продукции являются доказательством соответствия такой продукции обязательным требованиям государственного заказчика (заказчика). К отчету по предмету жалобы прилагаются документы и сведения, подтверждающие заключение аккредитованного лица по результатам реагирования на предмет жалобы;

б) организует сбор, обобщение и анализ поступивших от заявителя жалобы и аккредитованных лиц документов в целях определения обоснованности жалобы.

18. В случае если из поступивших документов и материалов невозможно установить обстоятельства, необходимые для принятия органом по аккредитации решения по жалобе, или не представлен аккредитованным лицом указанный в пункте 19 настоящих Правил отчет, орган по аккредитации может инициировать проведение внепланового инспекционного выездного контроля аккредитованного лица в соответствии с пунктом 157 Правил аккредитации.

В этом случае срок принятия решения органом по аккредитации по жалобе, предусмотренный пунктом 15 настоящих Правил, продлевается на срок окончания внепланового инспекционного контроля, но не более чем на 30 дней.

О принятом решении информируется заявитель жалобы в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного органом по аккредитации лица.

19. Отчет аккредитованного лица по предмету жалобы в произвольной форме представляется в орган по аккредитации в течение 15 дней с даты получения аккредитованным лицом запроса от органа аккредитации на представление документов, предусмотренных подпунктом "а" пункта 17 настоящих Правил.

20. Рабочая группа вправе к рассмотрению материалов жалобы и отчета аккредитованного лица привлекать экспертов по аккредитации, технических экспертов и экспертные организации, область аттестации и область специализации которых соответствует предмету жалобы соответственно.

21. По результатам рассмотренных документов и материалов, непосредственно связанных с рассмотрением жалобы, рабочая группа готовит экспертное заключение рабочей группы об обоснованности жалобы (далее - экспертное заключение).

22. Экспертное заключение оформляется в 3 экземплярах и должно содержать следующие сведения:

а) наименование заявителя жалобы;

б) дата и место составления экспертного заключения;

в) дата и номер решения органа по аккредитации о проведении внепланового инспекционного контроля аккредитованного лица в случае, указанном в пункте 18 настоящих Правил;

г) фамилии, имена и отчества (при наличии) привлеченных к рассмотрению материалов жалобы и отчета аккредитованного лица экспертов по аккредитации, технических экспертов и экспертов, осуществляющих деятельность в экспертных организациях;

д) перечень рассмотренных документов, представленных заявителем жалобы и аккредитованным лицом, и их значение для принятия органом по аккредитации решения по жалобе;

е) результаты оценки соответствия представленных заявителем жалобы документов критериям аккредитации в заявляемой области аккредитации, включая описание несоответствия представленных заявителем жалобы документов критериям аккредитации в заявляемой области аккредитации (при наличии);

ж) выводы рабочей группы об обоснованности или о необоснованности жалобы.

23. Экспертное заключение подписывается руководителем рабочей группы и членами рабочей группы.

Одновременно рабочей группой готовится проект решения органа по аккредитации по жалобе в 3 экземплярах.

24. До принятия органом по аккредитации решения по жалобе заявитель жалобы вправе отозвать ее полностью или частично.

25. Экспертное заключение и проект решения органа по аккредитации по жалобе представляется руководителю органа по аккредитации на утверждение, а в случае его отсутствия (болезнь, командировка или отпуск) - лицу, исполняющему его обязанности.

26. В удовлетворении жалобы отказывается в случаях, если:

а) действия аккредитованных лиц и их должностных лиц признаны органом по аккредитации законными и обоснованными;

б) действия аккредитованных лиц и их должностных лиц обжалованы в судебном порядке.

27. Первый и второй экземпляры решения органа по аккредитации по жалобе вместе с экспертным заключением направляются заявителю жалобы и аккредитованному лицу в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, не позднее дня, следующего за днем принятия решения.

Третий экземпляр решения органа по аккредитации по жалобе вместе с экспертным заключением хранится в органе по аккредитации.

28. Орган по аккредитации организует выполнение принятого решения по жалобе.