Срок действия документа ограничен 1 сентября 2028 года.

II. Управление деятельностью заявителя (эксплуатанта)

4. Заявитель (эксплуатант) должен осуществлять:

подготовку выполнения полетов в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 68 Воздушного кодекса Российской Федерации <2>;

--------------------------------

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2006, N 30, ст. 3290.

организацию подготовки, контроль квалификации принятых на работу специалистов, включая лиц из числа авиационного персонала, а также лиц, осуществляющих управление беспилотными гражданскими воздушными судами с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее.

(в ред. Приказа Минтранса России от 19.10.2022 N 420)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заявитель (эксплуатант) должен обеспечить:

функционирование системы управления безопасностью полета (далее - СУБП) в порядке, установленном правилами разработки и применения СУБП, утвержденными в соответствии со статьей 24.1 Воздушного кодекса Российской Федерации <3>;

--------------------------------

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2021, N 18, ст. 3061.

поддержание летной годности воздушных судов в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 37.2 Воздушного кодекса Российской Федерации <4>;

--------------------------------

<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2022, N 1, ст. 57.

наземное обслуживание в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 37.1 Воздушного кодекса Российской Федерации <5>;

--------------------------------

<5> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2015, N 29, ст. 4380.

медицинское освидетельствование членов летного экипажа гражданского воздушного судна в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 53.1 Воздушного кодекса Российской Федерации <6>;

--------------------------------

<6> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2021, N 24, ст. 4226.

предоставление экипажам воздушных судов аэронавигационной, метеорологической информации в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 69 Воздушного кодекса Российской Федерации <7>;

--------------------------------

<7> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2015, N 29, ст. 4380.

авиационную безопасность в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 84 Воздушного кодекса Российской Федерации <8>.

--------------------------------

<8> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2021, N 24, ст. 4188.

Заявитель (эксплуатант) должен разработать и обеспечить функционирование системы управления качеством.

5. Руководитель заявителя (эксплуатанта) должен назначить должностных лиц из числа руководителей, соответствующих установленным пунктом 8 настоящих Правил требованиям, в обязанности которых входит обеспечение исполнения функций по:

а) организации подготовки и допуска к полету членов экипажей воздушных судов;

б) поддержанию летной годности воздушных судов;

в) функционированию СУБП;

г) авиационной безопасности;

д) функционированию системы управления качеством;

е) наземному обслуживанию.

Должностные лица из числа руководителей, обеспечивающих функционирование СУБП организации, а также системы управления качеством, должны подчиняться непосредственно руководителю заявителя (эксплуатанта) и являются независимыми от сферы производственной деятельности эксплуатанта. По решению заявителя (эксплуатанта) допускается объединение функций по управлению безопасностью полетов, а также реализации системы управления качества в рамках обязанностей одного должностного лица из числа руководителей.

(в ред. Приказа Минтранса России от 19.10.2022 N 420)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Допускается сокращение указанного в пункте 5 настоящих Правил перечня лиц при условии обеспечения выполнения функций, указанных в пункте 3 настоящих Правил, заявителем (эксплуатантом), владеющим не более чем тремя воздушными судами любой максимальной взлетной массы или восемью воздушными судами с максимальной взлетной массой не более 27000 килограммов.

В случае если заявитель (эксплуатант) осуществляет коммерческие воздушные перевозки на легких пилотируемых воздушных судах или на беспилотных воздушных судах, руководитель заявителя (эксплуатанта) вправе единолично исполнять функции, предусмотренные подпунктами "а", "б", "г", "е" пункта 5 настоящих Правил.

7. Заявитель (эксплуатант) должен разработать и внедрить СУБП, включающую:

организационную структуру, основные функции структурных подразделений и порядок их взаимодействия при осуществлении производственной деятельности, полномочия и ответственность должностных лиц из числа руководителей;

систему управления рисками, связанными с утомляемостью;

процедуры доведения до сведения персонала и контроля исполнения принятых управленческих решений;

порядок взаимодействия со сторонними организациями, осуществляющими обеспечение полетов.

8. При проведении процедур подтверждения соответствия заявителя, намеревающегося выполнять коммерческие воздушные перевозки на пилотируемых воздушных судах максимальной взлетной массой 5700 килограммов и более, в том числе вертолетах, максимальная взлетная масса которых составляет 3100 килограммов и более, требованиям настоящих Правил, уполномоченный орган проверяет соответствие лица, выполняющего функции, указанные в пункте 5 настоящих Правил, следующим требованиям:

а) по организации подготовки и допуска членов экипажей воздушных судов:

имеет практический опыт в подготовке членов экипажей воздушных судов гражданской авиации не менее трех лет, опыт работы в качестве командира воздушного судна (далее - КВС) не менее пяти лет и квалификационную отметку в свидетельстве специалиста авиационного персонала, позволяющую выполнять функции инструктора (либо имел ее ранее);

знает воздушное законодательство Российской Федерации в области требований к членам экипажей воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов, их допуску к выполнению своих функций, а также ознакомлен с аналогичными областями законодательства иностранных государств, на территории которых эксплуатант осуществляет деятельность;

знает язык, на котором разработчиком принята эксплуатационная документация воздушного судна, для ее прочтения и понимания;

б) по поддержанию летной годности воздушных судов:

имеет практический опыт в поддержании летной годности или техническом обслуживании гражданских воздушных судов не менее пяти лет;

знает воздушное законодательство Российской Федерации в области поддержания летной годности гражданских воздушных судов, требований к авиационному персоналу, осуществляющему техническое обслуживание воздушных судов, а также ознакомлен с аналогичными областями законодательства иностранных государств, на территории которых эксплуатант (заявитель) организует или осуществляет (планирует осуществлять) техническое обслуживание воздушных судов;

понимает эксплуатационную документацию воздушных судов на языке, на котором ее принял разработчик;

в) по управлению безопасностью полетов:

имеет практический опыт по организации подготовки и выполнения полетов в гражданской авиации не менее пяти лет;

имеет опыт расследования авиационных событий;

знает воздушное законодательство Российской Федерации в области подготовки и выполнения полетов, поддержания летной годности гражданских воздушных судов, расследования авиационных происшествий и инцидентов, требований к авиационному персоналу СУБП, а также ознакомлен с аналогичными областями законодательства иностранных государств, на территории которых эксплуатант осуществляет деятельность;

г) по авиационной безопасности:

имеет практический опыт работы в организациях, обеспечивающих авиационную безопасность, не менее трех лет;

знает воздушное законодательство Российской Федерации в области авиационной безопасности, требований к авиационному персоналу, обеспечивающему авиационную безопасность, методы оценки рисков и выявления факторов опасности при обеспечении авиационной безопасности, а также ознакомлен с аналогичными областями законодательства иностранных государств, на территории которых эксплуатант осуществляет деятельность;

д) по реализации системы управления качеством:

имеет опыт работы в авиапредприятиях не менее пяти лет;

имеет подготовку в вопросах управления качеством;

ознакомлен с требованиями к системам управления качеством;

е) по наземному обслуживанию:

имеет практический опыт в организации наземного обслуживания, аэропортовой деятельности или по обслуживанию пассажиров, обработке почты, багажа и грузов не менее пяти лет;

знает воздушное законодательство Российской Федерации в областях обслуживания пассажиров, обработки почты, багажа и грузов, обслуживания воздушных судов и организации их загрузки, контроля массы воздушного судна и положения его центра тяжести, заправки топливом, анти/противообледенительной обработки воздушных судов, а также ознакомлен с аналогичными областями законодательства иностранных государств, на территории которых эксплуатант осуществляет деятельность;

понимает эксплуатационную документацию воздушных судов на языке, на котором ее утвердил разработчик.

9. При проведении процедур подтверждения соответствия заявителя, намеревающегося выполнять коммерческие воздушные перевозки на легких пилотируемых воздушных судах или беспилотных воздушных судах, требованиям настоящих Правил, уполномоченный орган проверяет соответствие следующим требованиям лица, выполняющего функции, указанные в пункте 5 настоящих Правил:

а) по организации подготовки и допуска членов экипажей воздушных судов:

имеет практический опыт в подготовке членов экипажей воздушных судов гражданской авиации, опыт выполнения полетов в качестве КВС не менее трех лет;

знает воздушное законодательство Российской Федерации в области требований к членам экипажей воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов, их допуску к выполнению своих функций, а также ознакомлен с аналогичными областями законодательства иностранных государств, на территории которых эксплуатант осуществляет деятельность;

понимает эксплуатационную документацию воздушных судов на языке, на котором ее принял разработчик;

б) по поддержанию летной годности воздушных судов:

имеет практический опыт в организации поддержания летной годности или технического обслуживания гражданских воздушных судов;

знает воздушное законодательство Российской Федерации в области поддержания летной годности гражданских воздушных судов, требований к авиационному персоналу, осуществляющему техническое обслуживание воздушных судов, а также ознакомлен с аналогичными областями законодательства иностранных государств, на территории которых эксплуатант (заявитель) организует или осуществляет (планирует осуществлять) техническое обслуживание воздушных судов;

понимает эксплуатационную документацию воздушных судов на языке, на котором ее принял разработчик;

в) по управлению безопасностью полетов:

имеет практический опыт по организации подготовки и выполнения полетов в гражданской авиации;

знает воздушное законодательство Российской Федерации в области подготовки и выполнения полетов, под держания летной годности гражданских воздушных судов, расследования авиационных происшествий и инцидентов, требований к авиационному персоналу СУБП, а также ознакомлен с аналогичными областями законодательства иностранных государств, на территории которых эксплуатант осуществляет деятельность;

г) по авиационной безопасности:

знает воздушное законодательство Российской Федерации в области авиационной безопасности, требований к авиационному персоналу, обеспечивающему авиационную безопасность, методы оценки рисков и выявления факторов опасности при обеспечении авиационной безопасности, а также ознакомлен с аналогичными областями законодательства иностранных государств, на территории которых эксплуатант осуществляет деятельность;

д) по реализации системы управления качеством:

имеет подготовку в вопросах управления качеством;

ознакомлен с требованиями к системам управления качеством;

е) по наземному обслуживанию:

имеет практический опыт в организации наземного обслуживания, аэропортовой деятельности или по обслуживанию пассажиров, обработке почты, багажа и грузов;

знает воздушное законодательство Российской Федерации в областях обслуживания пассажиров, обработки почты, багажа и грузов, обслуживания воздушных судов и организации их загрузки, контроля массы воздушного судна и положения его центра тяжести, заправки топливом, анти/противообледенительной обработки воздушных судов, а также ознакомлен с аналогичными областями законодательства иностранных государств, на территории которых эксплуатант осуществляет деятельность;

понимает эксплуатационную документацию воздушных судов на языке, на котором ее утвердил разработчик.

10. Заявитель (эксплуатант) должен обеспечивать в объеме, необходимом для исполнения своих обязанностей, подготовку персонала эксплуатанта в области законов, нормативных правовых актов и иных актов государств, на территории которых персонал осуществляет исполнение служебных обязанностей.

11. Заявитель (эксплуатант) должен обеспечивать наличие средств связи для организации полетов со всеми подразделениями эксплуатанта во всех местах осуществления производственной деятельности эксплуатанта.

12. Заявитель (эксплуатант) должен обеспечить наличие помещений, рабочих мест, оборудования, вспомогательных служб и персонала, обеспечивающих деятельность эксплуатанта.

13. Заявитель для выполнения регулярных коммерческих воздушных перевозок пассажиров по планируемой программе полетов должен владеть воздушными судами в количестве, определяемом графиком оборота воздушных судов, но не менее шести воздушных судов с количеством пассажирских мест 55 и более или не менее трех воздушных судов с количеством пассажирских мест 55 и более в случае, если воздушные суда зарегистрированы в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации <9> и с даты их производства до даты подачи заявления в уполномоченный орган о выдаче сертификата эксплуатанта прошло не более пяти лет, или не менее трех воздушных судов с количеством пассажирских мест до 55.

--------------------------------

<9> Пункт 1.1 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2016, N 1, ст. 82).

Эксплуатант для выполнения регулярных коммерческих воздушных перевозок пассажиров по расписанию регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров должен владеть воздушными судами, включенными в сертификат эксплуатанта, в количестве, определяемом расписанием полетов воздушных судов с учетом необходимости проведения наземного и технического обслуживания (далее - график оборота) воздушных судов, но не менее шести воздушных судов с количеством пассажирских мест 55 и более или не менее трех воздушных судов с количеством пассажирских мест 55 и более в случае, если воздушные суда зарегистрированы в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и с даты их производства до даты подачи заявления в уполномоченный орган о внесении воздушного(ых) судна(ов) в эксплуатационную спецификацию сертификата эксплуатанта прошло не более пяти лет, или не менее трех воздушных судов с количеством пассажирских мест до 55.

14. Заявитель для выполнения нерегулярных (чартерных) воздушных перевозок пассажиров по программе выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров на воздушных судах с количеством пассажирских мест более 55 должен владеть воздушными судами в количестве, определяемом графиком оборота воздушных судов, но не менее трех.

Заявитель (эксплуатант), входящий в одну группу юридических лиц, объединяющую две и более российских авиакомпаний, созданных в различных организационно-правовых формах и связанных между собой отношениями значительного влияния или контроля, которые возникли вследствие прямого участия физических или юридических лиц в их уставном (складочном) капитале с эксплуатантом, имеющим пассажирооборот более 10 миллионов пассажиров в год, для выполнения регулярных коммерческих воздушных перевозок пассажиров по планируемой программе полетов, а также для выполнения регулярных коммерческих воздушных перевозок пассажиров по расписанию регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров на воздушных судах с количеством пассажирских мест более 55 должен владеть воздушными судами в количестве, определяемом графиком оборота воздушных судов, но не менее двух.

Эксплуатант для выполнения нерегулярных (чартерных) воздушных перевозок пассажиров по программе выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров на воздушных судах с количеством пассажирских мест более 55 должен владеть воздушными судами, включенными в сертификат эксплуатанта, в количестве, определяемом графиком оборота воздушных судов, но не менее трех.

15. Количество воздушных судов, необходимое для обеспечения планируемой программы полетов (расписания регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров) и (или) планируемой программы (программы) выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров (далее - парк воздушных судов), должно определяться заявителем (эксплуатантом) с учетом налета часов на одно воздушное судно, регламента технического обслуживания воздушных судов.

16. Достаточность парка эксплуатируемых воздушных судов должна оцениваться и определяться самостоятельно эксплуатантом.

Эксплуатант должен обеспечивать достаточность парка эксплуатируемых воздушных судов путем такого планирования суточного плана полетов, при котором в случае невозможности выполнить один или несколько рейсов ввиду отсутствия ранее запланированного исправного воздушного судна он сможет обеспечить выполнение данного рейса (рейсов) за счет имеющегося в наличии однотипного (или нескольких разнотипных) воздушного судна без дальнейшей существенной корректировки суточного плана полета, которая повлечет выполнение меньшего количества рейсов, чем в нем запланировано, или выполнение суточного плана полетов с 20% задержек продолжительностью более 2-х часов.

17. В случае задержки рейса более чем на 2 часа эксплуатант принимает решение о замене (неисправного) эксплуатируемого воздушного судна (эксплуатируемых воздушных судов) исходя из планируемого времени задержки отправления рейса из базового аэродрома или посадочной площадки, расстояния полета и иных факторов (обстоятельств), определенных эксплуатантом.

18. При отсутствии ранее запланированного исправного воздушного судна для выполнения регулярных коммерческих воздушных перевозок пассажиров и (или) нерегулярных (чартерных) воздушных перевозок пассажиров эксплуатант должен принять решение:

о замене ранее запланированного воздушного судна на иное воздушное судно (воздушные суда) и выполнении рейса на этом воздушном судне (воздушных судах);

об осуществлении перевозки пассажиров альтернативными способами (другими собственными рейсами или рейсами других эксплуатантов);

об устранении неисправности ранее запланированного воздушного судна.

В случае, когда количество рейсов эксплуатанта, на которые в один временной интервал требуется предоставление нескольких воздушных судов, превышает количество, имеющееся в парке эксплуатируемых воздушных судов, сформированного эксплуатантом, эксплуатант самостоятельно должен определить рейсы, на которых будет осуществлена замена воздушных судов.

19. Право на выполнение международных коммерческих воздушных перевозок пассажиров возникает при соответствии эксплуатанта не менее чем одному из следующих условий:

а) выполнение эксплуатантом в течение двух лет внутренних регулярных и (или) нерегулярных (чартерных) коммерческих воздушных перевозок пассажиров;

б) эксплуатант входит в одну группу юридических лиц, объединяющую две и более российских авиакомпаний, созданных в различных организационно-правовых формах и связанных между собой отношениями значительного влияния или контроля, которые возникли вследствие прямого участия физических или юридических лиц в их уставном (складочном) капитале, с эксплуатантом, имеющим пассажирооборот более 10 миллионов пассажиров в год;

в) по истечении 12 месяцев после получения сертификата эксплуатанта, при условии, что до этого эксплуатант выполнял полеты в соответствии с выданным свидетельством авиации общего назначения не менее чем в течение пяти лет;

г) эксплуатант планирует осуществлять:

коммерческие воздушные перевозки пассажиров в страны, входящие в Евразийский экономический союз;

коммерческие воздушные перевозки пассажиров эксплуатантов, единственным (единственными) учредителем (учредителями) которого является федеральный орган исполнительной власти;

коммерческие воздушные перевозки пассажиров эксплуатантов, осуществляющих воздушные перевозки пассажиров в пределах Дальневосточного федерального округа в размере более 50% от общего объема перевозок, определяемого по данным формы, утвержденной на основании подпункта 5.5 пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420 <10>, на дату возникновения у эксплуатанта права на выполнение международных воздушных перевозок пассажиров, но не менее одного календарного месяца, кроме полетов в страны, входящие в Европейское экономическое пространство.

--------------------------------

<10> Собрание законодательства РФ, 2008, N 23, ст. 2710; 2021, N 37, ст. 6524.