IV. Нормы обеспечения специалистов сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в образовательной организации и требования к комплектованию групп обучающихся

IV. НОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЛЕКТОВАНИЮ ГРУПП ОБУЧАЮЩИХСЯ

4.1. При организации образовательного процесса для лиц с инвалидностью и ОВЗ по программам подготовки специалистов среднего звена, программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих и программам профессионального обучения создаются условия для учебно-воспитательной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице:

N п/п

Наименование специалиста сопровождения

Количество ставок

Количество обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, имеющих потребности в специалисте сопровождения в соответствии с нозологией

Нормы часов работы со студентами (в неделю) <6>

1.

учитель-дефектолог

1

на каждые 6 - 12 человек

20

2.

тифлопедагог

1

на каждые 6 - 12 человек

20

3.

сурдопедагог

1

на каждые 6 - 12 человек

20

4.

переводчик русского жестового языка

1

на каждых 2 обучающихся с полной потерей слуха, на каждых 4 обучающихся слабослышащих

30

5.

тифлосурдопереводчик

1

на каждого обучающегося с одновременным нарушением зрения и слуха

30

6.

педагог-психолог

1

на каждые 30 человек

36

7.

тьютор

1

на каждые 1 - 6 человек

36

8.

ассистент (помощник)

1

на каждые 1 - 6 человек

40

9.

социальный педагог (социальный работник)

1

на каждые 10 - 15 человек

36

10.

Методист по созданию и реализации адаптированных образовательных программ

1

-

40

11.

специалиста по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов

1

на каждые 10 - 15 человек

40

--------------------------------

<6> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (редакция от 13 мая 2019 г.).

Нагрузочные соотношения являются рекомендательными, окончательное решение принимает учредитель образовательной организации.

4.2. Педагогическим работникам при обучении инвалидов и лиц с ОВЗ рекомендуется учитывать особенности их психофизического развития, состояние здоровья, содействовать созданию специальных условий, необходимых для получения профессионального образования и профессионального обучения.

Организация образовательного процесса при обучении инвалидов и лиц с ОВЗ может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.

4.3. Для создания вышеуказанных условий в целях обеспечения баланса интересов, обучающихся с инвалидностью, лиц с ОВЗ и обучающихся, не имеющих таких ограничений, в группе может устанавливаться меньшая наполняемость. При очной форме обучения наполняемость групп определяется таким образом, чтобы совместное обучение не препятствовало успешному освоению образовательных программ. При комплектовании учебных групп возможна интеграция обучающихся с различными видами нозологий в одной учебной группе.

Рекомендуемое количество обучающихся с инвалидностью и ОВЗ совместно с другими обучающимися устанавливается из расчета:

при получении СПО - не более 6 человек;

при получении ПО - не более 4 человек.

4.4. Для инвалидов и лиц с ОВЗ, не имеющих возможности обучаться в условиях инклюзивной образовательной среды в ОО, могут открываться группы компенсирующего обучения, специальные (коррекционные) группы, а для лиц, не имеющих возможности обучаться по очной форме, создаются условия для получения образования в иных формах, в том числе дистанционно.

4.5. При организации образовательного процесса по программам СПО и ПО в ОО рекомендуется использовать один из 3 вариантов получения образования для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

В рамках обучения по образовательным программам СПО для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ рекомендованы 1 и 2 варианты.

В рамках обучения по образовательным программам ПО для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ рекомендован 3 вариант.

Рекомендуемые варианты:

1-й вариант предполагает, что обучающийся с инвалидностью и ОВЗ получает образование наравне с обучающимися, не имеющими ограничений по здоровью, полностью соответствует по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников, находясь в их среде, и в те же сроки обучения (при необходимости организуется тьюторское сопровождение обучающегося);

2-й вариант предполагает, что обучающийся с инвалидностью и ОВЗ получает образование по индивидуальному плану, по адаптированной образовательной программе и в пролонгированные сроки обучения;

3-й вариант предполагает, что обучающийся с инвалидностью и ОВЗ получает профессиональные навыки, которые по содержанию и итоговым достижениям не соотносятся к моменту завершения обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития) <7>.

--------------------------------

<7> Получение профессионального обучения возможно для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ по вариантам 1, 2 при наличии у данной категории лиц общего образования.

4.6. Комплектация учебных групп в ОО формируется в зависимости от варианта организации образовательного процесса, с учетом нозологической группы обучающегося, и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальных программ реабилитации, заключений медико-социальной экспертизы. (Приложение 2. Таблица 1).