Таблица 2. Основные задачи и функции специалистов сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ

Таблица 2

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ

Специалисты

Категории обучающихся (с указанием нозологической группы)

Основные профессиональные задачи и функции

Основные задачи при работе с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ

Тьютор

Все категории обучающихся, нуждающихся в тьюторском сопровождении (все нозологические группы)

Обеспечивает тьюторское сопровождение обучающихся:

1) педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;

2) организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;

3) организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.

Тьютор осуществляет индивидуальное сопровождение обучающихся во время проведения групповых занятий преподавателями. Тьютор может предъявить задание в индивидуальной форме, использовать методы альтернативной и дополнительной коммуникации для объяснения материала, выполнения заданий.

Сопровождение студента на учебном занятии предполагает:

1) присутствие тьютора на занятиях, посещение которых предусмотрено для обучающегося с инвалидностью и ОВЗ в его индивидуальной образовательной программе;

2) оказание необходимой поддержки и помощи студенту в процессе выполнения запланированных учебных заданий.

Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи

Все категории обучающихся, нуждающихся в оказании технической помощи

Оказание технической помощи

Обеспечение доступа на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, к месту отдыха и предоставляемым в нем услугам. Оказание помощи в использовании ТСР, одевании/раздевании, соблюдении сан.-гигиенических требований

Учитель-дефектолог (учитель-логопед (логопед)

Все категории обучающихся с инвалидностью и ОВЗ

Осуществляет работу, направленную на

- максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии;

- обследование обучающихся, воспитанников, определение структуры и степени выраженности имеющегося у них нарушения развития;

комплектование группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников;

- проведение групповых и индивидуальных занятий по исправлению недостатков в развитии, восстановлении нарушенных функций;

- консультирование педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ОВЗ;

- формирование общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ

Основные направления деятельности учителя-дефектолога в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью относятся:

- педагогическая диагностика особенностей обучающихся с ОВЗ;

- коррекционно-развивающая деятельность, направленная на создание условий для развития сохранных функций;

определение методов, приемов, средств коррекционно-развивающих занятий;

формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;

коррекцию отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы;

- аналитическая и профилактическая деятельность.

Сурдопедагог

Обучающиеся с нарушениями слуха

Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся

Основная цель коррекционной деятельности сурдопедагога - совершенствование слухо-зрительного восприятия речи обучающихся с нарушением слуха как необходимого условия получения информации на индивидуальном занятии и полноценного общения со слышащими сверстниками.

Тифлопедагог

Обучающиеся с нарушением зрения

Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации слепых, слабовидящих обучающихся

Целью работы тифлопедагога является компенсация нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процессов зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, эмоций); стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности обучающихся.

Педагог-психолог

Все категории обучающихся

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ и инвалидностью; обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса лиц с ОВЗ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ при освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации; психологическая поддержка и помощь другим субъектам учебно-воспитательного процесса по вопросам обучения и воспитания лиц с инвалидностью и ОВЗ; формирование положительного отношения к лицам с инвалидностью и ОВЗ и др.

Тифлосурдопереводчик

Обучающиеся с нарушениями зрения и слуха (слепоглухие)

Деятельность по сопровождению и двустороннему переводу на жестовый или тактильный жестовый язык для граждан с одновременным нарушением зрения и слуха

Основные задачи:

- обеспечение коммуникации обучающихся с одновременными нарушениями зрения и слуха;

- тифлосурдокомментирование с целью обеспечения информационной доступности окружающей среды;

- перевод устной, письменной или жестовой речи в тактильную дактильную азбуку или тактильный жестовый язык на уровне межличностной коммуникации.

Переводчик русского жестового языка

Обучающиеся с нарушениями слуха

Осуществление прямого и обратного перевода посредством русского жестового языка

Предоставление услуг по переводу на русский жестовый язык и обеспечение равного доступа к информации во время занятий.

Социальный педагог

Все категории обучающихся

Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации,

Основными задачами являются: социальная защита прав обучающихся, создание благоприятных условий для развития личности, установление связей и партнерских отношений между семьей и учебным заведением, поддержка обучающихся в процессе социализации.

Специалист по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов

Все категории обучающихся, нуждающихся в оказании технической помощи

Консультация и помощь при использовании технических средств

Обеспечение или консультирование по подбору и использованию технических средств, необходимых для эффективного освоения программ СПО и ПО, в том числе технических средств, обеспечивающих социально-бытовую адаптацию в образовательном процессе.