Специалисты
|
Категории обучающихся (с указанием нозологической группы)
|
Основные профессиональные задачи и функции
|
Основные задачи при работе с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ
|
Тьютор
|
Все категории обучающихся, нуждающихся в тьюторском сопровождении (все нозологические группы)
|
Обеспечивает тьюторское сопровождение обучающихся:
1) педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
2) организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
3) организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.
|
Тьютор осуществляет индивидуальное сопровождение обучающихся во время проведения групповых занятий преподавателями. Тьютор может предъявить задание в индивидуальной форме, использовать методы альтернативной и дополнительной коммуникации для объяснения материала, выполнения заданий.
Сопровождение студента на учебном занятии предполагает:
1) присутствие тьютора на занятиях, посещение которых предусмотрено для обучающегося с инвалидностью и ОВЗ в его индивидуальной образовательной программе;
2) оказание необходимой поддержки и помощи студенту в процессе выполнения запланированных учебных заданий.
|
Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи
|
Все категории обучающихся, нуждающихся в оказании технической помощи
|
Оказание технической помощи
|
Обеспечение доступа на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, к месту отдыха и предоставляемым в нем услугам. Оказание помощи в использовании ТСР, одевании/раздевании, соблюдении сан.-гигиенических требований
|
Учитель-дефектолог (учитель-логопед (логопед)
|
Все категории обучающихся с инвалидностью и ОВЗ
|
Осуществляет работу, направленную на
- максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии;
- обследование обучающихся, воспитанников, определение структуры и степени выраженности имеющегося у них нарушения развития;
комплектование группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников;
- проведение групповых и индивидуальных занятий по исправлению недостатков в развитии, восстановлении нарушенных функций;
- консультирование педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ОВЗ;
- формирование общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ
|
Основные направления деятельности учителя-дефектолога в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью относятся:
- педагогическая диагностика особенностей обучающихся с ОВЗ;
- коррекционно-развивающая деятельность, направленная на создание условий для развития сохранных функций;
определение методов, приемов, средств коррекционно-развивающих занятий;
формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
коррекцию отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы;
- аналитическая и профилактическая деятельность.
|
Сурдопедагог
|
Обучающиеся с нарушениями слуха
|
Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся
|
Основная цель коррекционной деятельности сурдопедагога - совершенствование слухо-зрительного восприятия речи обучающихся с нарушением слуха как необходимого условия получения информации на индивидуальном занятии и полноценного общения со слышащими сверстниками.
|
Тифлопедагог
|
Обучающиеся с нарушением зрения
|
Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации слепых, слабовидящих обучающихся
|
Целью работы тифлопедагога является компенсация нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процессов зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, эмоций); стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности обучающихся.
|
Педагог-психолог
|
Все категории обучающихся
|
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ и инвалидностью; обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления
|
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса лиц с ОВЗ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ при освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации; психологическая поддержка и помощь другим субъектам учебно-воспитательного процесса по вопросам обучения и воспитания лиц с инвалидностью и ОВЗ; формирование положительного отношения к лицам с инвалидностью и ОВЗ и др.
|
Тифлосурдопереводчик
|
Обучающиеся с нарушениями зрения и слуха (слепоглухие)
|
Деятельность по сопровождению и двустороннему переводу на жестовый или тактильный жестовый язык для граждан с одновременным нарушением зрения и слуха
|
Основные задачи:
- обеспечение коммуникации обучающихся с одновременными нарушениями зрения и слуха;
- тифлосурдокомментирование с целью обеспечения информационной доступности окружающей среды;
- перевод устной, письменной или жестовой речи в тактильную дактильную азбуку или тактильный жестовый язык на уровне межличностной коммуникации.
|
Переводчик русского жестового языка
|
Обучающиеся с нарушениями слуха
|
Осуществление прямого и обратного перевода посредством русского жестового языка
|
Предоставление услуг по переводу на русский жестовый язык и обеспечение равного доступа к информации во время занятий.
|
Социальный педагог
|
Все категории обучающихся
|
Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации,
|
Основными задачами являются: социальная защита прав обучающихся, создание благоприятных условий для развития личности, установление связей и партнерских отношений между семьей и учебным заведением, поддержка обучающихся в процессе социализации.
|
Специалист по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов
|
Все категории обучающихся, нуждающихся в оказании технической помощи
|
Консультация и помощь при использовании технических средств
|
Обеспечение или консультирование по подбору и использованию технических средств, необходимых для эффективного освоения программ СПО и ПО, в том числе технических средств, обеспечивающих социально-бытовую адаптацию в образовательном процессе.
|