Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

XVII. Хранение произведений живописи

17.1. Хранение живописи осуществляется следующими способами:

17.2. Развеска по стенам.

Картины подвешивают на прочных шнурах или на металлических полосах с передвижными крючками. Один конец шнура закрепляется на металлической штанге, прикрепленной к верху стены, другой конец пропускается через два кольца, ввинченных в раму картины, а затем завязывается на штанге.

Подвеска картин не допускается вблизи радиаторов, печей, форточек, вентиляционного оборудования.

17.3. Развеска на щитах.

Картины в рамах подвешиваются на стационарных (неподвижных) или выдвижных щитах, затянутых крупной металлической сеткой.

Система выдвижных щитов наиболее компактна, но передвижение щита должно производиться с минимумом вибраций. Выдвижные щиты бывают двух типов - подвесные и со скольжением по полу на специальных полозках. Наиболее благоприятно для картин хранение на неподвижных щитах. Подвеска картин на сетке производится при помощи крюков S-образной формы. Один конец крюка вдевается в кольцо, ввинченное в раму картины, другой - в ячейку сетки. Сетка и крюки должны иметь антикоррозийное покрытие.

17.4. На стеллажах.

Для хранения картин на холсте и произведений живописи на досках рекомендуются стеллажи с гнездами для каждого произведения.

Для произведений на толстых досках (например, древнерусской живописи) стеллажи должны иметь решетчатое основание, обеспечивающее циркуляцию воздуха. Настил планок должен быть перпендикулярным плоскости произведений. На вертикальной стенке стеллажа должны быть оборудованы специальные индивидуальные ячейки с откосами, обтянутые тканью.

Для картин на холсте, натянутом на подрамник, поверх указанного решетчатого основания делают второй настил планок, снабженных скосами в направлении, параллельном плоскости картины. Для болыпемерных произведений между планками устанавливают подшипники с целью облегчить трение при установке и съемке картин со стеллажа.

Стеллажи из дерева должны быть выполнены из гладкого, сухого, не зараженного вредителями проолифленного дерева и быть подняты от пола не менее, чем на 25 см.

17.5. Не допускается постоянное хранение живописи в штабелях.

Этот метод хранения можно использовать только в качестве временной меры. При этом иконы и другие произведения живописи без рам, исполненные на толстых досках со шпонками, размещаются по размеру и приставляются лицевой стороной одного произведения к лицевой стороне последующего. Между произведениями прокладываются амортизационные подушки (холст, вата). Подушки попарно сшиваются лямками.

Картины на холсте без рам подбирают по размерам и, начиная с больших, ставят попарно лицом к лицу и оборотом к обороту без прокладок, так, чтобы давление штабеля приходилось только на края подрамников, но не на холсты. Лицевые стороны холстов у низа штабеля должны отстоять одна от другой на 2 - 5 см. Штабель не должен быть слишком большим, чтобы его давление на картины не было чрезмерным. Он размещается на специальных парных брусьях на расстоянии 15 см от пола.

В случае хранения картин в рамах в штабелях между рамами следует также прокладывать амортизационные подушки так, чтобы они не касались живописи или холста на обороте картины.

17.6. На валах.

Валы для накатки произведений станковой масляной живописи изготовляются из сухого, не поврежденного микроорганизмами и насекомыми дерева. Диаметр вала может быть от 50 см и больше. Для дублированных картин и картин с корпусной живописью - не менее 70 см. Каркас вала обтягивается в стык фанерой, а поверх нее оберточной бумагой. Поверхность вала должна быть гладкой. На оба конца вала надеваются кружала, диаметр которых должен быть больше диаметра вала с таким расчетом, чтобы картины, навернутые на вал, отстояли от пола не менее чем на 10 - 15 см.

Длина вала должна на 5 - 10 см превышать ширину картины.

На одном валу возможно хранение не более 5 картин. В случае, если необходимо накатать на вал несколько картин разного размера, то накатку на вал необходимо начинать с большего по ширине холста, и далее по ходу уменьшения. Это правило позволяет избежать заломов основы. При накатке холста на вал используется фильтровальная бумага в качестве защитной прослойки от трения оборотной стороны холста по живописному слою. Холст накатывать необходимо плотно на вал, с таким расчетом, чтобы не образовывалось воздушных пустот. В случае, если накатываемые на вал холсты имеют кромки, тогда перед натяжкой кромки двух и более картин последовательно сшиваюся нитями "встык". При отсутствии кромок живописных полотен, холсты закрытые бумагой фиксируются к валу бумажными лентами "скотч". Последний холст, обернутый в бумажную прослойку, закрепляется бумажными клейкими лентами.

Запрещается хранить большемерные картины на валах более двух - трех лет без проверки их сохранности.

Во избежание прогибания и деформации вал с накатанными на него картинами хранится только в горизонтальном положении. Дважды в год вал поворачивают вокруг оси на 180 градусов.

Снятие картин с подрамника и накатка их на вал, равно как и натягивание их на подрамник, производится только реставратором или под его руководством.

17.7. Свитки живописи (например, японской, китайской) хранятся накатанными на валики, а также в горизонтальном или вертикальном положении развешанными в шкафах или на стенках.

Свитки, имеющие серьезные дефекты или дублированные, хранятся только в горизонтальном положении в специальном шкафу, предпочтительно на отдельных лотках.

17.8. Картины, выполненные в технике темперной и клеевой живописи, а также в смешанной технике, с прорисовкой пастелью, хранятся в застекленном виде.

17.9. Произведения живописи подлежат систематическому осмотру и уходу. Периодически с картин, развешанных в экспозиции и хранилище, удаляется пыль специальными средствами.

Уборка помещения и особенно удаление пыли с картин во избежание каких-либо повреждений производятся под руководством ответственных за картины хранителей.

Запрещаются любые влажные протирки произведений живописи, как с лицевой, так и с оборотной стороны.

17.10. Запрещается передвигать картины по полу. При переноске картин их следует брать за планки или крестовину подрамника. Во избежание образования продавленности холста и травмирования грунта и красочного слоя запрещается прикасаться руками к холсту и красочному слою. Для защиты кромок по периметру картины набивают тонкие деревянные рейки - обноски.

Картины в рамах весом более 10 кг переносятся в вертикальном положении не менее чем двумя сотрудниками.

Снятые с подрамника картины размером по длинной стороне менее одного метра переносятся за два угла одной из сторон. Полотна, имеющие размер по длинной стороне более одного метра, переносятся двумя сотрудниками, держащими картину за два угла по длинной стороне, причем необходимо не допускать провисание верхнего края и перегибов холста, ведущих к изломам грунта. При перемещении живописи из одного помещения в другое необходимо использовать панелевоз с резиновыми шинами с легким и плавным ходом, на который ставится и привязывается картина.

17.11. Подрамник картины изготавливается из сухого дерева с перекладиной или крестовиной посередине, с клиньями в сочленениях брусков для растягивания полотна.

При оформлении картин в раму их следует крепить зажимами или пластинками (деревянными или металлическими). Крепление подрамника в раме гвоздями запрещается.

Запрещается ввинчивать в подрамник картины или в дерево иконы кольца для подвески. Кольца необходимо ввинчивать только в рамы картины, а для иконы делать специальные крючки.

17.12. Запрещается приклеивать непосредственно на холст как с лицевой, так и с оборотной стороны ярлыки и номера, ставить печати из сургуча, штампы, делать надписи чернилами, химическим карандашом и красками.

17.13. Для предохранения масляной и темперной живописи от суточных колебаний температуры и влажности картины в рамах конвертируются. Конвертирование бывает полное и частичное. При полном конвертировании лицевая сторона защищается стеклом, оборотная сторона - задником. При частичном конвертировании для больших картин делается только задник.

Задник конверта изготавливается из пенокартона или картона и закрепляется с оборота деревянными или металлическими вертушками.

Полное конвертирование живописи допускается не ранее, чем через 5 лет после создания картины.