XX. Хранение музейных предметов из бумаги (графика, архивные документы, редкие книги, карты, плакаты)
XX. Хранение музейных предметов из бумаги (графика, архивные
документы, редкие книги, карты, плакаты)
20.1. При хранении музейных предметов на бумажной основе необходимо учитывать следующее:
разрушение бумажной основы от действия света и пересыхания;
выцветание под действием света акварели, раскрашенных лубков и гравюр, чернил, текстов, напечатанных на машинке;
чувствительность к сотрясениям, вибрации при перемещениях, транспортировке текстов и изображений, выполненных карандашом и незакрепленных рисунков углем, а также пастели, которые легко стираются и осыпаются.
20.2. Музейные предметы на бумажной основе (например, документы, произведения графики, акварели, гравюры) хранят в темноте. Не допускается их освещение прямыми солнечными лучами.
20.3. В целях сохранения произведений графики фото- и киносъемка каждого листа разрешается только в необходимых случаях не чаще одного раза в год (для рисунков) и двух раз - для гравюр.
20.4. При хранении бумажных материалов запрещается:
хранить их в открытом виде на столах, полках и стеллажах;
перегибать их (кроме карт, имеющих на сгибах специальные полоски из мягкой материи, и архивных материалов, имеющих естественные сгибы);
прикалывать их кнопками и прибивать гвоздями листы произведений графики;
загибать авторские поля или обрезать их;
наклеивать произведения графики сплошь на картон или приклеивать паспарту непосредственно на поля рисунка или гравюры;
применять силикатный клей, клейкую ленту или скотч, наносить клей непосредственно на произведение графики; наносить собственные пометы чем-либо на лицевую сторону;
употреблять при окантовке деревянные прокладки и немузейный картон, не имеющий соответствующие характеристики.
Скатывание бумажных материалов в трубку допускается лишь в случае крайней необходимости и производится на вал достаточного размера или картонную трубку диаметром не более 25 см.
Гравюры, рисунки или плакаты большого формата, наклеенные на тонкий холст или марлю, хранятся свернутыми в рулоны или накатанными на специально изготовленные валы из нейтрального синтетического материала. Произведения, наклеенные на ткань, накатываются лицевой стороной вверх.
20.5. Для перекладывания и заворачивания произведений графики рекомендуется применять микалентную длинноволокнистую каландрированную бумагу. Произведения монтируются в паспарту из музейного картона в размер папки.
При перекладывании гравюры и рисунки во избежание изломов берут за противоположные углы (по диагонали) двумя руками. При хранении гравюры и рисунки должны всегда лежать лицевой стороной вверх.
20.6. Однородные фонды бумажных материалов и коллекций по возможности размещают в одном месте (например, художественная графика, рукописи, плакаты, карты, планы). В целях предохранения от света и пыли их хранят в закрытых шкафах с выдвижными полками и лотками.
Произведения графики хранятся в папках или коробках из бескислотного картона с твердыми бортами только в горизонтальном положении.
Мягкие папки не рекомендуется класть более четырех одна на другую. Количество произведений графики в папках не должно превышать 30 листов (с двойным паспарту) или 45 листов (с одинарным паспарту).
Листы, хранящиеся в папках, подбираются по размерам во избежание неравномерного давления и деформации бумаги.
Каждый лист хранится и экспонируется в паспарту (в экспозиции - в двойном паспарту, рисунки - в двойном высоком паспарту независимо от того, показываются ли они в витринах или в окантовке).
Для изготовления паспарту применяется бескислотный картон. Паспарту оформляется в виде двух раскрывающихся половин, скрепленных с помощью корешка из ткани. Одна его половина должна иметь окно, соответствующее размерам изображения.
Произведения графики закрепляются на половине паспарту, не имеющей окна, на бумажных шарнирах (лапках), которые приклеиваются с оборота к верхнему краю произведения и паспарту.
Произведение графики и оригинальная авторская монтировка сохраняются единым комплексом.
20.7. Пастель и незакрепленные рисунки углем хранятся в застекленном виде, исключающем непосредственное соприкосновение стекла с поверхностью рисунка.
Запрещается использование гвоздей и оргстекла при монтировке произведений выполненных пастелью, углем, мягкими карандашами произведений графики и документов. В этом случае стыки задника и окантовки оклеиваются плотной архивной лентой на бумажной или тканевой основе.
20.8. Окантованные или имеющие рамки графические произведения хранится в шкафах, где полки имеют вертикальные перегородки, позволяющие произведениям висеть, не касаясь Друг друга.
20.9. Архивные документы на бумажной основе размещаются на стеллажах, в металлических шкафах горизонтально или вертикально в картонных папках или плотно закрывающихся коробках для архивного хранения, а наиболее ценные документы - в несгораемых шкафах со специальным режимом хранения. Мелкие документы конвертируются или инкапсулируются в специальный архивный материал.
Каждая папка или коробка должна иметь опись и номер. При выдаче материала для работы необходимо отмечать количество выдаваемых листов и их сохранность, а при приеме обратно обязательно проверять и то и другое.
20.10. Рукописные книги (на пергаменте и на бумаге) хранятся в специальных шкафах, обеспечивающих защиту их от света и пыли. Старопечатные книги хранятся отдельно от рукописных.
Ветхие рукописные и старопечатные книги хранятся в чехлах или в специальных коробках.
При работе с рукописными и старопечатными книгами в фонде применяются специальные пюпитры (подставки).
20.11. Грамоты (на пергаменте или на бумаге) хранятся в развернутом виде в специальных папках в горизонтальном положении в шкафах или стеллажах. В каждой папке хранится не более 3 - 5 грамот. Грамоты в папках прокладываются микалентной бумагой.
20.12. Грамоты на бересте хранятся заклеенными между двумя стеклами в вертикальном положении в специально оборудованном шкафу.
20.13. Столбцы хранятся в специальных папках. Расклейка столбцов допускается при особой необходимости после нумерации склеенных листов.
20.14. Для обеспечения сохранности рукописных и старопечатных книг, грамот, столбцов и особо ценных документов целесообразно изготовить их воспроизведения (оцифрованные экземпляры, микрофильмы, фотографии, муляжи), которые служат заменителем подлинников при выдаче их для научной работы и в экспозицию.
20.15. Воспроизведения хранятся в коробках и в шкафах отдельно от подлинных материалов.
20.16. В хранилище должна осуществляться свободная циркуляция воздуха, исключающая образование застойных зон.
20.17. Температурно-влажностный режим регулируют с помощью систем кондиционирования воздуха или отопительно-вентиляционных средств. Кратность обмена воздуха в 1 ч: приток - 1.0; вытяжка - 1,0.
20.18. В помещениях, приспособленных под хранилища, но не оборудованных системами кондиционирования воздуха или приточно-вытяжной вентиляцией, температуру и влажность воздуха нормализуют рациональным проветриванием, отоплением и применением технических средств, руководствуясь показаниями контрольно-измерительных приборов.
20.19. Температуру и влажность, воздуха контролируют и регистрируют два - три раза в неделю в одно и то же время суток, при нарушениях режима - ежедневно.
20.20. Измерительные приборы размещают в главных проходах в каждой комнате и на каждом ярусе, вдали от отопительных и вентиляционных систем на расстоянии (1.4 +/- 0,1) м от пола.
20.21. Необходимо не реже одного раза в неделю производить проветривание шкафов и ящиков, в которых хранятся папки с бумажными материалами, книгами или рукописями. При проветривании шкафы, ящики, витрины рекомендуется оставлять открытыми на 5 - 6 часов, а если возможно, то и на целый день. Хранилища оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией.
Шкафы, ящики, корешки папок, футляры нужно систематически очищать при помощи пылесоса.
20.22. Музейные предметы на бумажной основе, перемещаемые из одного помещения в другое с отличающимися параметрами температуры и влажности, проходят акклиматизацию.
20.23. Вновь поступающие документы обследуют и при необходимости выполняют гигиеническую и (или) дезинфекционную обработку.
20.24. Обследование, очистку и временное хранение пораженных документов выполняют в изолированном помещении.
20.25. Гигиеническую обработку выполняют не реже одного раза в один-два года.
20.26. Микологический и энтомологический контроль осуществляют обследованием фондов два раза в год, а при необходимости - чаще.
20.27. Пораженные документы изолируют, подвергают дезинфекции и (или) дезинсекции в специальном помещении.
20.28. Дезинфекцию и (или) дезинсекцию фонда выполняют при массовом биологическом поражении музейных предметов на бумажной основе и (или) при поражении предметов интерьера и конструкционных элементов помещения.
20.29. Стабилизацию и реставрацию музейных предметов на бумажной основе выполняют с учетом характера и степени повреждений, условий последующей эксплуатации, максимально сохраняя признаки подлинности документов и не создавая затруднений для использования.
20.30. Стабилизация и реставрация бумажных материалов и пергаментов производится реставраторами.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей