Анализ и оценка эффективности работы по предотвращению авиационных происшествий

Анализ и оценка эффективности работы

по предотвращению авиационных происшествий

44. Анализ состояния БзП и деятельности по предотвращению АП - обязательный элемент работы каждого авиационного командира (начальника). Анализ проводится после каждой летной смены и за определенный период: месяц, квартал, полугодие, год, пятилетие.

Он позволяет сделать выводы с целью оценки полноты и качества выполнения программы предотвращения АП, определения направлений ее корректировки, разработки дополнительных профилактических мероприятий по выявленным опасным факторам и с учетом получения новых задач и изменениям условий летной работы.

Анализ проводится во всех инстанциях от подразделения до федеральных органов исполнительной власти и организации, вида (рода войск) Вооруженных Сил Российской Федерации за месяц, квартал, полугодие, год, пятилетие или другой срок, определенный руководителем органа управления, командиром (начальником) исходя из целей анализа.

Основными документами с информацией для разработки анализа являются:

журналы учета АП;

журналы учета АИ;

журналы руководителя полетов (на аэродроме, полигоне, тактическом полигоне);

журналы оперативного контроля качества выполнения заданий летным составом и другие документы объективного контроля;

журналы оценки результатов боевого применения (полигонные листы);

журналы учета налета;

журналы старшего инженера полетов;

анализы аварийности за предыдущие периоды;

журналы учета замечаний проверяющих;

материалы проверок;

акты расследования АП, серьезных АИ и др.

Задачу на отработку материалов анализа ставит командир (начальник). В ходе постановки задачи командир (начальник) определяет:

цель анализа;

период, за который он проводится;

ответственные исполнители и привлекаемые службы (подразделения);

сроки подготовки и представления материалов.

Анализ состояния БзП и деятельности по предотвращению АП готовят:

в подразделениях - командиры и их заместители;

в частях - заместители командиров по летной подготовке (по БзП);

в соединениях, объединениях, родах войск и видах Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и организациях - заместители руководителей органов управления, командиров (начальников) совместно с органами БзП.

Проводят анализ руководители органов управления, командиры (начальники).

Этапы подготовки анализа:

сбор, обработка, систематизация, обобщение статистических данных;

анализ происшедших АП, чрезвычайных происшествий (далее именуются - ЧП) и АИ;

отработка аналитических выводов, оценок на основе анализа статистических данных и данных других источников, в том числе оценка уровня БзП;

разработка или корректировка программ предотвращения АП, рекомендаций и предложений по профилактике выявленных и прогнозируемых опасных факторов.

45. Анализ состояния БзП и деятельности по предотвращению АП должен включать разделы:

характер и особенности решаемых субъектом авиационной деятельности задач в анализируемом периоде и основные итоги их выполнения;

анализ АП, АИ, нарушений и ошибочных действий, известных и вновь выявленных;

сравнительная оценка показателей аварийности (состояния БзП) с предыдущим периодом, с аналогичным периодом прошлого года и т.п.;

детальный анализ аварийности, ошибок, упущений и нарушений по категориям летного состава, специалистов управления и обеспечения;

сравнительная оценка организации работы по предотвращению аварийности, ошибок, упущений и нарушений личного состава во всех структурных элементах своего субъекта авиационной деятельности (в том числе обязательный анализ эффективности использования средств объективного контроля);

положительные примеры грамотных профессиональных действий летного состава, специалистов управления и обеспечения по предотвращению аварийности;

выводы из анализа аварийности, прогноз проявления выявленных и новых опасных факторов с учетом оценки предстоящих задач, динамики условий летной работы, ее обеспечения и других факторов;

общая оценка деятельности по предотвращению АП;

указания командира (начальника) по предотвращению АП.

46. Анализ деятельности по предотвращению АП в подразделениях и частях (учреждениях) обеспечения проводится аналогично, как для авиационной части после каждой летной смены и за определенный период: месяц, квартал, полугодие, год, пятилетие.

Помимо своих внутренних документов основными источниками для разработки анализа должны быть журналы РП и другие документы авиационной части, содержащие оценку качества обеспечения полетов.

Анализ деятельности по предотвращению АП в подразделениях и частях обеспечения готовят командиры (начальники) и их заместители, а проводят командиры.

47. Анализ деятельности по предотвращению АП должен включать разделы:

характер и особенности решаемых задач в анализируемом периоде. Основные итоги их выполнения;

анализ АП, АИ, обусловленных (связанных) с недостатками конкретного вида обеспечения, проявления известных и вновь выявленных опасных факторов;

сравнительная оценка показателей аварийности (ошибок, упущений и нарушений личного состава, отказов техники и др.) с предыдущим периодом, с аналогичным периодом прошлого года;

детальный анализ ошибок, упущений и нарушений в обеспечении полетов по категориям специалистов обеспечения, деятельность (бездеятельность) которых способствовала АП, АИ;

сравнительная оценка организации работы по предотвращению АП, ошибок, упущений и нарушений личного состава во всех структурных элементах своей части обеспечения;

положительные примеры грамотных профессиональных действий специалистов обеспечения по предотвращению АП;

выводы из анализа деятельности по предотвращению АП, прогноз проявления известных и новых опасных факторов с учетом оценки предстоящих задач, ожидаемых условий обеспечения летной работы и других факторов;

общая оценка деятельности по предотвращению АП;

указания командира (начальника) по устранению опасных факторов и предотвращению АП.

48. Состояние БзП в авиационных частях и структурах субъектов государственной авиации оценивается по двум критериям:

состояние аварийности;

состояние работы по предотвращению АП.

Состояние аварийности оценивается:

"удовлетворительно", если за оцениваемый период в авиационной части не допущено АП или серьезного АИ с повреждением воздушного судна из-за нарушений (упущений) личного состава при организации, производстве, управлении и обеспечении полетов;

"неудовлетворительно", если за оцениваемый период в авиационной части допущено АП или серьезный АИ с повреждением воздушного судна из-за нарушений (упущений) личного состава при организации, производстве, управлении и обеспечении полетов.

Состояние работы по предотвращению АП оценивается:

"отлично", если своевременно выявлены и верно классифицированы АИ, отсутствуют АИ из-за нарушений (упущений) личного состава при организации, производстве, управлении и обеспечении полетов;

"хорошо", если имеет место единичный случай несвоевременного выявления или неверной классификации АИ, допущены АИ из-за нарушений (упущений) личного состава при организации, производстве, управлении и обеспечении полетов без их повторения по одним и тем же причинам;

"удовлетворительно", если имеет место сокрытие АИ, допущен серьезный АИ из-за нарушений (упущений) личного состава при организации, производстве, управлении и обеспечении полетов или допущено повторение АИ по одним и тем же причинам, связанным с нарушениями (упущениями) личного состава при организации, производстве, управлении и обеспечении полетов;

"неудовлетворительно", если имеет место сокрытие серьезного АИ, допущено повторение серьезных АИ по одним и тем же причинам, связанным с нарушениями (упущениями) личного состава при организации, производстве, управлении и обеспечении полетов.

Общая оценка определяется:

при оценке "удовлетворительно" за состояние аварийности - оценкой за состояние работы по предотвращению АП;

при оценке "неудовлетворительно" за состояние аварийности - "неудовлетворительно".

(п. 48 в ред. Приказа Министра обороны РФ от 19.11.2016 N 753)

(см. текст в предыдущей редакции)

49. В соединениях, объединениях и федеральных органах исполнительной власти, имеющих в своем составе государственную авиацию, деятельность по предотвращению аварийности оценивается аналогично. При этом оценка соединения определяется как среднеарифметическое значение оценок в подчиненных частях и управлении соединения (которое оценивается по нормативам части), а объединения - как среднеарифметическое значение оценок в подчиненных соединениях, отдельных частях и управлении объединения (которое оценивается по нормативам части) и выставляется:

"отлично", если средний балл составляет не менее 4,6;

"хорошо", если средний балл составляет менее 4,6, но не менее 3,6;

"удовлетворительно", если средний балл составляет менее 3,6, но не менее 2,6;

"неудовлетворительно", если средний балл составляет менее 2,6.

Оценки состояния БзП отражаются при проведении подведения итогов.

(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 19.11.2016 N 753)