II. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий

11. Государственный надзор осуществляется посредством проведения следующих плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:

1) мониторинговая закупка;

2) выборочный контроль;

3) инспекционный визит;

4) рейдовый осмотр;

5) документарная проверка;

6) выездная проверка;

7) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);

8) выездное обследование.

12. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов государственного надзора, указанных в подпунктах 1 и 3 пункта 4 Порядка, в зависимости от присвоенной им категории риска подразделяются на следующие виды и имеют следующую периодичность проведения:

1) для категории чрезвычайно высокого риска:

выездная проверка - один раз в год;

документарная проверка - один раз в год;

рейдовый осмотр - один раз в год;

выборочный контроль - один раз в год;

2) для категории высокого риска:

выездная проверка - один раз в два года;

документарная проверка - один раз в два года;

рейдовый осмотр - один раз в два года;

выборочный контроль - один раз в два года;

3) для категории значительного риска:

выездная проверка - один раз в три года;

документарная проверка - один раз в три года;

рейдовый осмотр - один раз в три года;

выборочный контроль - один раз в три года;

4) для категории среднего риска:

выездная проверка - один раз в четыре года;

документарная проверка - один раз в четыре года;

инспекционный визит - один раз в четыре года;

выборочный контроль - один раз в четыре года;

5) для категории умеренного риска:

выездная проверка - один раз в шесть лет;

документарная проверка - один раз в шесть лет;

инспекционный визит - один раз в шесть лет;

выборочный контроль - один раз в шесть лет;

6) для категории низкого риска плановые проверки не проводятся.

13. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов надзора, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, проводятся со следующей периодичностью:

1) в отношении деятельности по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе в лагерях с дневным пребыванием, и деятельности по организации общественного питания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, уходу и присмотру за детьми, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг, - два раза в год;

2) в отношении деятельности детских лагерей во время каникул - один раз перед началом каникул и один раз во время каникул.

14. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов надзора, указанных в подпункте 2 пункта 4 Порядка, проводятся в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью:

1) для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в год;

2) для категории высокого риска - один раз в два года;

3) для категории значительного риска - один раз в три года.

15. В отношении объектов надзора, указанных в подпунктах 1 и 3 пункта 4 Порядка, проводятся следующие внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:

1) выборочный контроль;

2) инспекционный визит;

3) рейдовый осмотр;

4) выездная проверка;

5) выездное обследование;

6) документарная проверка;

7) наблюдение за соблюдением обязательных требований.

16. В отношении объектов надзора, указанных в подпункте 2 пункта 4 Порядка, проводятся следующие внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:

1) мониторинговая закупка;

2) выборочный контроль;

3) выездная проверка.

17. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются следующие сведения:

1) дата, время и место принятия решения;

2) кем принято решение;

3) основание проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

4) вид контроля;

5) фамилия, имя, отчество (при наличии), должность уполномоченного должностного лица (уполномоченных должностных лиц, в том числе руководителя), а также специалистов, экспертов, привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, или наименование экспертной организации, привлекаемой к проведению такого мероприятия;

6) объект контроля, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие;

7) адрес места осуществления контролируемым лицом деятельности или адрес нахождения иных объектов контроля, в отношении которых проводится контрольное (надзорное) мероприятие (может не указываться в отношении рейдового осмотра);

8) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина или наименование организации, адрес организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), ответственных за соответствие обязательным требованиям объекта контроля, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие (может не указываться в отношении рейдового осмотра);

9) вид контрольного (надзорного) мероприятия;

10) перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках контрольного (надзорного) мероприятия;

11) предмет контрольного (надзорного) мероприятия;

12) проверочные листы, если их применение является обязательным;

13) дата проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом (может не указываться в отношении рейдового осмотра в части, касающейся срока непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом);

14) перечень документов, представление которых гражданином, организацией необходимо для оценки соблюдения обязательных требований (в случае, если в рамках контрольного (надзорного) мероприятия предусмотрено представление контролируемым лицом документов в целях оценки соблюдения обязательных требований).

18. В решение о проведении мониторинговой закупки включаются сведения о товарах (работах, услугах), подлежащих приобретению в ходе ее проведения, способах их закупки и оплаты.

19. Для фиксации уполномоченными должностными лицами и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий (далее - специалисты), доказательств нарушений обязательных требований может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств в случае проведения:

1) мониторинговой закупки;

2) выборочного контроля;

3) инспекционного визита;

4) рейдового осмотра;

5) выездной проверки;

6) наблюдения за соблюдением обязательных требований;

7) выездного обследования.

20. При проведении выборочного контроля отбор проб (образцов) продукции (товаров) осуществляется с обязательным применением видеозаписи в случае отсутствия контролируемого лица или его представителя.

21. В ходе мониторинговой закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) опрос;

3) инструментальное обследование;

4) истребование документов;

5) испытание;

6) экспертиза.

22. Мониторинговая закупка проводится способами, применяемыми потребителями при приобретении товаров (работ, услуг) и совершении соответствующих сделок с контролируемыми лицами, осуществляющими продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг потребителям.

23. Мониторинговая закупка может проводиться способами, которые исключают непосредственный контакт работников (представителей) контролируемого лица и его работников (представителей) с потребителем при совершении сделки, в том числе с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, включая информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов.

24. В случае если мониторинговая закупка проводится с осуществлением расчета наличными денежными средствами, уполномоченному должностному лицу выдаются денежные средства, которые подлежат описи с указанием номеров банкнот.

25. Продукция (товары) по результатам мониторинговой закупки может направляться эксперту и (или) в экспертную организацию для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы объектов контроля.

26. Отбор проб (образцов), удостоверение и представление их на экспертизу могут осуществляться с привлечением экспертов и (или) экспертных организаций.

27. После объявления контролируемому лицу о проведении мониторинговой закупки уполномоченное должностное лицо на месте составляет протокол о проведении мониторинговой закупки и направлении продукции (товаров) на инструментальное обследование, испытание или экспертизу (далее - протокол мониторинговой закупки).

В протоколе мониторинговой закупки указываются вопросы, поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией, а также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта и (или) экспертной организации.

Протокол мониторинговой закупки составляется в двух экземплярах, подписывается всеми лицами, принимающими участие в мониторинговой закупке, и приобщается к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

В случае отказа контролируемого лица от подписания протокола мониторинговой закупки уполномоченным должностным лицом делается отметка об этом в протоколе мониторинговой закупки.

28. Экспертиза по результатам мониторинговой закупки проводится в следующем порядке:

1) отбор проб (образцов) продукции;

2) проведение исследования (испытаний) и измерений (необходимость их проведения устанавливается экспертом и (или) экспертной организацией);

3) проведение экспертизы отобранной пробы (образца) продукции;

4) оформление результатов проведения экспертизы и подписание экспертного заключения (в трех экземплярах) экспертом и (или) экспертной организацией.

Экспертное заключение приобщается к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

Место осуществления экспертизы определяется уполномоченным должностным лицом, которое проводит контрольное (надзорное) мероприятие.

29. Продукция (товары) направляется для проведения исследований и испытаний в количестве, не превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами.

30. Эксперт и (или) экспертная организация дают заключение, в котором указывается, кем и на каком основании проводились исследования, проведенные в рамках мониторинговой закупки, и их содержание, даются обоснованные ответы на поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией вопросы и делаются выводы.

31. В ходе выборочного контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) получение письменных объяснений;

3) истребование документов;

4) отбор проб (образцов);

5) инструментальное обследование;

6) испытание;

7) экспертиза.

32. Основаниями проведения выборочного контроля являются:

1) наличие сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

3) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

33. Отбор проб (образцов) в рамках выборочного контроля для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы осуществляется, если отсутствует возможность оценки соблюдения обязательных требований иными способами, без отбора проб (образцов).

Отбор проб (образцов) продукции (товаров) для проведения инструментального обследования, экспертизы осуществляется в количестве и объеме, которые не превышают нормы, установленные документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений.

С целью оценки соблюдения обязательных требований в ходе инструментального обследования при проведении контрольного (надзорного) мероприятия могут применяться оборудование, государственные и иные информационные системы, программные средства, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязательные к использованию контролируемым лицом, а также иные средства доступа к информации.

34. Отбор проб (образцов), удостоверение и представление их на экспертизу могут осуществляться с привлечением экспертов и (или) экспертных организаций.

35. Инструментальное обследование проводится уполномоченным должностным лицом или специалистом, имеющим допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов, по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо по месту нахождения производственного объекта с использованием специального оборудования и (или) технических приборов для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, а также для подтверждения соответствия продукции (товаров) обязательным требованиям, в соответствии со статьей 82 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 24, ст. 4188.

36. Испытание осуществляется специалистом, имеющим допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов.

37. По результатам испытания специалистом составляется протокол испытания, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы специалиста, составившего протокол испытания, сведения о контролируемом лице, предмет испытания, используемое специальное оборудование и (или) технические приборы, применяемые методики испытания, результаты испытания, нормируемое значение показателей, подлежащих контролю при проведении испытания, и выводы о соответствии этих показателей установленным нормам, иные сведения, имеющие значение для проведения оценки результатов испытаний.

38. Протокол испытаний направляется уполномоченному должностному лицу в течение одного рабочего дня с даты подписания.

39. Результаты испытания фиксируются также в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

40. Экспертиза может осуществляться как по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, так и по месту осуществления деятельности эксперта или экспертной организации.

41. Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением.

42. В случае если полученные при совершении контрольных (надзорных) действий сведения имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия и подтверждают отсутствие (наличие) нарушений обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то такие сведения фиксируются уполномоченным должностным лицом в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

43. В протоколе о проведении выборочного контроля и направлении проб (образцов) для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы указываются вопросы, поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией, а также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта и (или) экспертной организации.

44. Эксперт и (или) экспертная организация дают заключение, в котором указывается, кем и на каком основании проводились исследования в рамках выборочного контроля, их содержание, даются обоснованные ответы на поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией вопросы и делаются выводы.

45. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) опрос;

3) получение письменных объяснений;

4) инструментальное обследование;

5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны иметься в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

46. Внеплановый инспекционный визит проводится в целях оценки соблюдения обязательных требований, проверки информации, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <1>, выполнения поручений и требования, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <2>, а также в целях оценки исполнения решения, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <3>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 24, ст. 4188.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 24, ст. 4188.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 24, ст. 4188.

47. Проведение инструментального обследования в рамках инспекционного визита осуществляется уполномоченным должностным лицом либо экспертом и (или) экспертной организацией.

48. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) досмотр;

3) опрос;

4) получение письменных объяснений;

5) истребование документов;

6) отбор проб (образцов);

7) инструментальное обследование;

8) испытание;

9) экспертиза.

49. Рейдовый осмотр проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 24, ст. 4188.

50. При направлении проб (образцов) для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы указываются вопросы, поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией, а также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта и (или) экспертной организации.

51. Отбор проб (образцов), удостоверение и представление их на экспертизу могут осуществляться с привлечением экспертов и (или) экспертных организаций.

52. Эксперт и (или) экспертная организация дают заключение, в котором указывается, кем и на каком основании проводились исследования в рамках рейдового осмотра, их содержание, даются обоснованные ответы на поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией вопросы и делаются выводы.

53. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) получение письменных объяснений;

2) истребование документов;

3) экспертиза.

54. Документарная проверка, предметом которой являются сведения, составляющие государственную тайну, проводится в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

55. При направлении материалов для экспертизы указываются вопросы, поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией, а также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта и (или) экспертной организации.

56. Эксперт и (или) экспертная организация дают заключение, в котором указывается, кем и на каком основании проводилась экспертиза, ее содержание, а также даются обоснованные ответы на поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией вопросы и делаются выводы.

57. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) досмотр;

3) опрос;

4) получение письменных объяснений;

5) истребование документов;

6) отбор проб (образцов);

7) инструментальное обследование;

8) испытание;

9) экспертиза.

58. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в целях оценки соблюдения обязательных требований, а также оценки выполнения предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

59. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) осуществляется уполномоченным должностным лицом путем анализа данных об объектах контроля, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

60. При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не возлагаются обязанности, не установленные обязательными требованиями.

61. Выездное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту нахождения объекта контроля.

62. В ходе выездного обследования могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) отбор проб (образцов);

3) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);

4) испытание;

5) экспертиза.

63. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.

64. Ключевыми показателями государственного контроля (надзора), отражающими уровень минимизации вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, и (или) уровень устранения риска его причинения, являются:

1) количество людей, заболевших инфекционными болезнями, за исключением хронических гепатитов, укусов, ослюнения животными, туберкулеза, сифилиса, гонококковой инфекции, ВИЧ-инфекции, острой респираторной вирусной инфекции, гриппа, пневмоний, на 100 тысяч населения;

2) количество людей, заболевших паразитарными болезнями, на 100 тысяч населения;

3) количество людей, пострадавших при пищевых отравлениях, за исключением бытовых пищевых отравлений, на 100 тысяч населения.