Письмом Минпросвещения России от 04.04.2023 N 07-1780 направлены доработанные Методические рекомендации.

Параграф 2.1. Принципы контроля органа опеки и попечительства

Из содержания статей 26, 28 и 37 ГК РФ не вытекает право ООиП произвольно запрещать сделки по отчуждению имущества несовершеннолетних детей, совершаемые или одобряемые их родителями, усыновителями, опекунами и попечителями.

При решении вопроса о предоставлении или отказе в предоставлении предварительного разрешения ООиП в соответствии с общими принципами права и требованиями статей 2, 17 и 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации, органы опеки и попечительства, являющиеся правоприменительными органами, исходят из добросовестности родителей, выступающих в качестве законных представителей своих несовершеннолетних детей, а также добросовестности усыновителей, опекунов/попечителей. Это согласуется с ратифицированной Российской Федерацией Конвенцией о правах ребенка, в соответствии со статьей 5 которой государства-участники признают и уважают права и обязанности родителей, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных данной Конвенцией прав.

В имущественных отношениях, затрагивающих права несовершеннолетних, требования о необходимости получения предварительного разрешения ООиП одинаково распространяются как на родителей, так и на усыновителей, приемных (патронатных) родителей, опекунов/попечителей. Ситуации со злоупотреблениями могут возникать как при действиях родителей, так и усыновителей, опекунов/попечителей, именно поэтому предусмотренный законодательством Российской Федерации контроль со стороны ООиП равным образом касается защиты имущественных прав детей, имеющих попечение родителей, и детей, оставшихся без такого попечения.

Родители несовершеннолетних детей согласно статье 64 СК РФ являются их законными представителями и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами (пункт 1). Вместе с тем родители не вправе представлять интересы своих несовершеннолетних детей, если ООиП установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия (пункт 2).

В силу пункта 3 статьи 60 СК РФ при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 ГК РФ). В свою очередь, согласно статье 37 ГК РФ порядок управления имуществом подопечного определяется ФЗ "Об опеке и попечительстве".

Таким образом, в части управления имуществом детей и получения предварительного разрешения ООиП общий порядок, установленный ГК РФ, и специальное правовое регулирование об опеке и попечительстве распространяются равным образом на родителей, усыновителей, опекунов/попечителей (включая приемных и патронатных родителей, организации для детей-сирот).

Специальный порядок совершения (одобрения) родителями, усыновителями, опекунами/попечителями как законными представителями своих несовершеннолетних детей сделок с принадлежащим детям имуществом, закрепленный положениями гражданского, семейного законодательства и законодательства в сфере опеки и попечительства в их взаимосвязи, направлен на защиту прав и интересов несовершеннолетних и соответствует статье 35 (часть 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, и статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина в целях защиты прав и законных интересов других лиц.

Проверка того, вступают ли конкретные действия родителей (усыновителей, опекунов/попечителей) как законных представителей несовершеннолетнего в противоречие с интересами самого несовершеннолетнего, должна находить отражение в обоснованном решении ООиП. При этом решение ООиП, отказавшего в даче разрешения на отчуждение принадлежащего несовершеннолетнему имущества, может быть оспорено в судах общей юрисдикции, которые с учетом фактических обстоятельств дела должны обеспечивать правильное применение закона.

Решение ООиП не должно быть ни произвольным, ни дискриминационным. Российское законодательство наделяет государственные органы опеки и попечительства дискреционными полномочиями в вопросе дачи согласия или отказа в таком согласии для совершения сделки, затрагивающей имущественные права ребенка.

При этом родители, усыновители, опекуны/попечители должны предвидеть правовые последствия своих решений, в том числе когда наделяют подопечных имуществом, на распоряжение которым законодательством установлены ограничения и запреты.