Приложение N 2

к приказу Минэкономразвития России

от 18.03.2022 N 136

ПОРЯДОК

ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ, ПРЕТЕНДУЮЩЕЙ НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ

В 2022 ГОДУ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ (ВКЛЮЧАЯ АНАЛИЗ

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ ЛИЦ, В КОТОРУЮ

ВХОДИТ СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРИ НАЛИЧИИ ТАКОЙ

ГРУППЫ ЛИЦ), НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМОВ И СРОКОВ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 29.09.2022 N 522)

1. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности организации, включенной в отраслевые перечни системообразующих организаций российской экономики, одобренные решением подкомиссии по повышению устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей экономики Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций (далее соответственно - Подкомиссия, анализ деятельности), в том числе состав показателей деятельности системообразующей организации, в отношении которых проводится анализ, требования к порядку их определения, порядок расчетов и обоснования объемов и сроков предоставления в 2022 году мер государственной поддержки, предусмотренных пунктом 2 Правил отбора организаций, включенных в отраслевые перечни системообразующих организаций российской экономики, претендующих на предоставление в 2022 году мер государственной поддержки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2020 г. N 651 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 20, ст. 3175; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2022, 15 марта, N 0001202203150005; далее соответственно - показатели анализа, меры государственной поддержки, Правила отбора, постановление N 651) (включая анализ финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта или хозяйствующих субъектов, являющихся коммерческими организациями и входящими по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3434; 2015, N 41, ст. 5629; далее - Закон N 135-ФЗ), в группу лиц, в которую входит системообразующая организация, при наличии такой группы лиц) (далее - связанные лица), а также требования к оформлению результатов анализа деятельности.

2. Анализ деятельности проводится системообразующей организацией в целях определения и обоснования объемов и сроков предоставления мер государственной поддержки, информация о которых указывается в заявлении системообразующей организации об их предоставлении в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 Правил отбора, в отношении каждой из форм их предоставления, предусмотренной пунктом 2 Правил отбора.

Системообразующая организация, претендующая на предоставление в 2022 году мер государственной поддержки, предоставляет расчет влияния в 2022 году экономических санкций в отношении Российской Федерации на показатели, предусмотренные пунктами 4 и 6 настоящего Порядка, а также исчерпывающий перечень и предполагаемые результаты реализуемых и планируемых к реализации в 2022 году мероприятий по адаптации (программу адаптации) системообразующей организации к условиям ухудшения ситуации в связи с совершением иностранными государствами недружественных действий и введением экономических санкций, учтенные при таком расчете и являющиеся составной частью программы оптимизации. Указанный расчет является неотъемлемой частью анализа финансово-хозяйственной деятельности.

3. Системообразующая организация, претендующая на предоставление в 2022 году мер государственной поддержки, для расчета и обоснования объемов и сроков их предоставления в отношении каждой из форм их предоставления, предусмотренных пунктом 2 Правил отбора, предоставляет фактические значения за 2021 г. и I квартал 2022 г., и прогнозирует значения на II - IV кварталы 2022 г. следующих показателей деятельности системообразующей организации (далее - показатели анализа) или, если вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности определяется как группа - консолидировано по данной группе:

а) объемы реализованной продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг;

б) средняя цена реализации единицы продукции, выполняемой работы, оказываемой услуги;

в) общий объем доходов системообразующей организации, в том числе:

объемы доходов, связанных непосредственно с производством и реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг;

объемы доходов, не связанных с производством и реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг;

г) объемы расходов системообразующей организации, зависящие от изменений объемов производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;

д) объемы расходов системообразующей организации, на которые не влияют изменения объемов производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, включая в том числе расходы, связанные с оплатой труда работников системообразующей организации и перечислением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, и иные расходы;

е) изменения показателей оборотных активов, включая:

изменения показателей объемов дебиторской задолженности перед системообразующей организацией;

изменения показателей объемов кредиторской задолженности системообразующей организации;

изменения показателей объемов товарно-материальных запасов системообразующей организации;

ж) показатели текущих расходов системообразующей организации, включая:

показатели объемов расходов на обслуживание основных средств системообразующей организации (к которым для целей анализа деятельности относятся расходы, связанные с эксплуатацией основных средств системообразующей организации, используемых при производстве и (или) реализации продукции, выполнении работ, оказании услуг, необходимые для обеспечения требований безопасности продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленных законодательством Российской Федерации);

показатели объемов налоговых платежей и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации с выделением объемов платежей в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации;

показатели совокупных объемов выплат системообразующей организацией займодавцам, кредиторам процентов за пользование займами по договорам займа, за пользование денежными средствами по кредитным договорам;

показатели совокупных объемов выплат, осуществляемых системообразующей организацией в 2021 и 2022 годах, необходимых для возврата системообразующей организацией сумм займа по договорам займа, предоставленных кредитов по кредитным договорам, уменьшенных на поступившие в 2021 году и ожидаемые к поступлению в 2022 году совокупные объемы денежных средств по договорам займа и кредитным договорам, за исключением поступлений денежных средств по договорам займа и кредитным договорам, заключенным системообразующей организацией для целей финансирования приобретения, создания, модернизации, реконструкции и подготовки к использованию внеоборотных активов;

показатели совокупных выплат, осуществляемых системообразующей организацией в качестве арендатора, лизингополучателя соответственно по договорам аренды и лизинга;

з) оценка воздействия на объемы доходов и расходов системообразующей организации мер государственного регулирования, принятых в отношении системообразующей организации на дату подачи заявления о предоставлении мер поддержки в соответствии с пунктом 4 Правил отбора (определяется только в части фактических значений показателей деятельности), включая:

предоставленные системообразующей организации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах отсрочки, рассрочки по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также инвестиционные налоговые кредиты;

предоставленные системообразующей организации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на безвозвратной и (или) на безвозмездной основе;

иные меры поддержки российской экономики, установленные законодательством Российской Федерации и распространяющиеся на системообразующую организацию в соответствии с нормативными правовыми актами и (или) решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не предусмотренные абзацами вторым и третьим настоящего подпункта;

и) объемы выплат акционерам и иным участникам системообразующей организации, связанные с владением такими участниками акциями (долями в уставном капитале) системообразующих организаций и возвратом таким участникам акционерных займов;

к) критерии оценки финансового состояния системообразующей организации, определяемые по состоянию на конец 2021 и конец 2022 года, включая:

величину чистого долга, которая определяется как суммарное значение всех сумм займа по договорам займа и кредитов по кредитным договорам, за исключением сумм займа и кредитов, обеспеченных государственными гарантиями, ранее предоставленными в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Правил отбора, а также без учета досрочного погашения сумм займа и кредитов за счет мер государственной поддержки, предусмотренных абзацами третьим - четвертым подпункта "з" настоящего пункта, уменьшенное на величину денежных средств и их эквивалентов, находящихся в распоряжении системообразующей организации по состоянию на 31 декабря 2021 г.;

прибыль системообразующей организации до налогообложения, увеличенную на сумму значений всех показателей анализа, предусмотренных абзацем четвертым подпункта "ж" настоящего пункта;

прибыль системообразующей организации до налогообложения, увеличенную на сумму значений всех показателей анализа, предусмотренных абзацем четвертым подпункта "ж" настоящего пункта, и амортизационные отчисления;

показатель разницы между значениями показателей, предусмотренных подпунктами "в" и "г" настоящего пункта;

л) показатели совокупных объемов ликвидных активов по состоянию на 31 декабря 2021 г., в состав которых для целей проведения анализа деятельности включаются объемы денежных средств, эквивалентов денежных средств и краткосрочных финансовых вложений (определяется в отношении фактических значений за 2021 год).

4. Прогнозирование значений показателей анализа осуществляется системообразующей организацией поквартально на период осуществления анализа деятельности начиная с 1 апреля по 31 декабря 2022 г. (за исключением показателей анализа, предусмотренных подпунктом "к" пункта 3 настоящего Порядка, которые прогнозируются по состоянию на 31 декабря 2022 г. без поквартальной разбивки). При этом фактические значения показателей анализа, определенные на I квартал 2022 г., учитываются в общих расчетах, предусмотренных настоящим Порядком, для целей прогнозирования показателей анализа на 2022 год.

В случае если системообразующая организация по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 Закона N 135-ФЗ, входит в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами, являющимися коммерческими организациями, прогнозирование значений показателей анализа проводится системообразующей организацией в отношении показателей анализа всех таких хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц, в которую входит системообразующая организация.

Прогнозирование значений показателей анализа должно осуществляться с учетом содержания разработанной программы мероприятий по снижению (оптимизации) расходов системообразующей организации, которая формируется системообразующей организацией в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил отбора (далее - программа оптимизации). При этом значения показателей кредитной нагрузки, предусмотренные программой оптимизации, должны соответствовать сумме значений показателей, предусмотренных абзацами четвертым и пятым подпункта "ж" пункта 3 настоящего Порядка, определенных на соответствующий период.

Прогнозирование значений показателей анализа в отношении показателей, предусмотренных подпунктами "а", "б", абзацем вторым подпункта "в", подпунктами "г" и "д" (за исключением расходов, связанных с оплатой труда работников системообразующей организации) пункта 3 настоящего Порядка, осуществляется с их распределением по группам, сформированным по отдельным видам реализованной продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, объемы производства которых являются, по мнению системообразующей организации, существенными при осуществлении ее хозяйственной деятельности, а также по общей группе прочих видов реализованной продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом такое распределение должно быть единообразным при прогнозировании значений всех перечисленных показателей анализа.

Прогнозирование значений показателей анализа, предусмотренных подпунктами "в" "д" и "ж" пункта 3 настоящего Порядка, осуществляется без учета доходов от переоценки нематериальных активов, основных средств, долгосрочных финансовых вложений, товарно-материальных ценностей и прочих статей активов, обязательств и капитала, сумм восстановления ранее созданных резервов под обесценение товарно-материальных ценностей, резервов по сомнительным долгам и прочих резервов, доходов от восстановления ранее списанных активов, доходов от списания кредиторской задолженности и прочих обязательств, доходов (расходов) от признания доходов (расходов) будущих периодов, доходов (расходов), возникающих по курсовым разницам по кредитам и займам, начисленной амортизации, изменения стоимости нематериальных активов, основных средств, долгосрочных финансовых вложений, товарно-материальных ценностей и прочих активов в результате переоценки, создания резервов под обесценение товарно-материальных ценностей, резервов по сомнительным долгам и прочих резервов, снижения балансовой стоимости активов при их списании (реализации), прочих неденежных доходов и расходов, включая корректировки прошлых периодов.

Показатель анализа, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Порядка, определяется как прогнозируемый средневзвешенный объем реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг по итогам 2021 года в соответствующем квартале 2022 года.

Показатель анализа, предусмотренный подпунктом "б" пункта 3 настоящего Порядка, определяется как прогнозируемая средневзвешенная цена реализации единицы продукции, работы, услуги по итогам 2021 года в соответствующем квартале 2022 года.

Показатель анализа, предусмотренный абзацем вторым подпункта "в" пункта 3 настоящего Порядка, определяется как произведение значений показателей, предусмотренных подпунктами "а" и "б" указанного пункта, на соответствующий период и для соответствующей группы, по которой проведено распределение в соответствии с абзацем пятым настоящего пункта.

Прогнозирование значений показателя анализа, предусмотренного подпунктом "д" пункта 4 настоящего Порядка, осуществляется с учетом требований абзаца пятого настоящего пункта, а в части расходов, связанных с оплатой труда работников системообразующей организации, с их распределением по расходам, связанным с оплатой труда лиц, указанных в абзаце втором подпункта "б" пункта 5 Правил отбора, и прочих работников системообразующей организации. Прогнозирование значений данного показателя анализа должно осуществляться с учетом обязательств системообразующей организации по отказу от принятия решений, связанных с увеличением фонда оплаты труда и (или) поощрительных выплат, которые предусмотрены данным абзацем, и исходя из сохранения занятости и численности работников системообразующей организации в соответствующем периоде.

Прогнозирование значений на соответствующий период показателя анализа, предусмотренного абзацем первым подпункта "е" пункта 3 настоящего Порядка, осуществляется путем суммирования значений показателей, предусмотренных абзацами вторым и четвертым указанного подпункта, и вычитания из получившейся суммы значения показателя, предусмотренного абзацем третьим указанного подпункта, определенных на соответствующий период.

Прогнозирование значений на соответствующий период показателя анализа, предусмотренного абзацем первым подпункта "ж" пункта 3 настоящего Порядка, осуществляется путем суммирования значений показателей, предусмотренных абзацами вторым - шестым подпункта "ж" пункта 3 настоящего Порядка, определенных на соответствующий период.

Прогнозирование значений на соответствующий период показателя анализа, предусмотренного абзацем первым подпункта "з" пункта 3 настоящего Порядка, осуществляется путем суммирования значений показателей, предусмотренных абзацами третьим - пятым указанного подпункта, и вычитания из получившейся суммы значения показателя, предусмотренного абзацем вторым указанного подпункта, определенных на соответствующий период.

Значения показателей анализа определяются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, а также пунктом 3 настоящего Порядка.

Результаты прогнозирования значений показателей анализа указываются в таблице (рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящему Порядку; далее - таблица). К таблице прилагаются материалы и расчеты, обосновывающие значения содержащихся в ней показателей, которые должны соответствовать требованиям, установленным соглашением между Минэкономразвития России и уполномоченной организацией, которая осуществляет предварительную оценку достоверности и обоснованности заявления системообразующей организации о предоставлении мер поддержки в соответствии с абзацем вторым пункта 9 Правил отбора. В состав материалов и расчетов, прилагаемых к таблице, в обязательном порядке включается перечень всех связанных лиц и сведения о них, включая их полные и (если имеются) сокращенные наименования, основные государственные регистрационные номера, индивидуальные номера налогоплательщиков, места их нахождения и адреса, если прогнозирование значений показателей анализа проводилось системообразующей организацией в отношении значений показателей анализа всех связанных лиц.

Значения показателей анализа, предусмотренных подпунктами "а" - "д", абзацами вторым - четвертым и шестым подпункта "ж", абзацами третьим - четвертым подпункта "з" и подпунктом "и" пункта 3 настоящего Порядка, указываются в таблице в виде значений натуральных чисел и не могут приобретать отрицательного значения, а значения показателей анализа, предусмотренных подпунктом "е", абзацами первым и пятым подпункта "ж", абзацами первым и вторым подпункта "з" и подпунктом "к" указанного пункта, в виде значений целых чисел и могут приобретать как положительное, так и отрицательное значение.

Значение показателя, предусмотренного абзацем пятым подпункта "к" пункта 3 настоящего Порядка, за 2022 год не может быть ниже значения данного показателя за 2021 год, умноженного на соотношение значений показателя, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящего Порядка, за 2022 и 2021 годы соответственно.

5. Расчет предельных объемов предоставления мер государственной поддержки производится системообразующей организацией на основании информации, указанной в таблице.

Для расчета объемов предоставления мер государственной поддержки в 2022 году определяется значение совокупного объема дефицита денежных средств в 2022 году.

С целью установления совокупного объема дефицита денежных средств определяется поквартальный объем дефицита денежных средств в 2022 году, рассчитываемый как сумма значений показателей, предусмотренных подпунктами "в", "л" и "з" пункта 3 настоящего Порядка, за вычетом суммы значений показателей, предусмотренных подпунктами "г", "д", абзацами первым - четвертым, шестым подпункта "ж" пункта 3 настоящего Порядка, на соответствующие кварталы 2022 года (для показателей, предусмотренных подпунктами "л" и "з" пункта 3 настоящего Порядка, для расчета принимаются значения показателей анализа соответственно за 2021 год и I квартал 2022 года).

Совокупный объем дефицита денежных средств определяется путем суммирования поквартальных объемов дефицита денежных средств, определенных на I - IV кварталы 2022 года.

В случае если совокупный объем дефицита денежных средств больше или равен нулю, объемы предоставления мер государственной поддержки, предусмотренных пунктом 2 Правил отбора, определению не подлежат в связи с отсутствием обоснования необходимости их предоставления.

В случае если совокупный объем дефицита денежных средств меньше нуля, системообразующая организация прибавляет к нему значения показателя анализа, предусмотренного подпунктом "и" пункта 3 настоящего Порядка, определенные на период прогнозирования.

В случае если в результате операции, указанной в абзаце шестом настоящего пункта, значение совокупного объема дефицита денежных средств больше или равно нулю, объемы предоставления мер государственной поддержки, предусмотренные пунктом 2 Правил отбора, определению не подлежат в связи с отсутствием обоснования необходимости их предоставления.

В случае если в результате операции, указанной в абзаце шестом настоящего пункта, значение совокупного объема дефицита денежных средств по-прежнему меньше нуля, системообразующая организация относится к высокой группе риска. При этом объемы предоставления системообразующей организации мер государственной поддержки, предусмотренных пунктом 2 Правил отбора, определяются и обосновываются в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка.

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 29.09.2022 N 522)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. - Приказ Минэкономразвития России от 29.09.2022 N 522.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае, предусмотренном абзацем восьмым пункта 5 настоящего Порядка, системообразующая организация определяет предельные объемы предоставления меры государственной поддержки, предусмотренной подпунктом "а" пункта 2 Правил отбора (Гп1), по следующей формуле:

00000001.wmz

где:

P22 - минимальное значение из суммы значений показателей, предусмотренных подпунктом "д" и абзацами вторым - четвертым и шестым подпункта "ж" пункта 3 настоящего Порядка за все кварталы 2022 года, и суммы значений данных показателей за 2021 год, умноженной на коэффициент 1,2;

Bпер21 - значение показателя, предусмотренного абзацем пятым подпункта "к" пункта 3 настоящего Порядка, за 2021 год;

О22i и О21i - объемы реализованной продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг (i) за все кварталы 2022 года и в 2021 году соответственно, предусмотренные подпунктом "а" пункта 3 настоящего Порядка, согласно таблице;

Ц21i - цена реализованной продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг (i) в 2021 году, предусмотренная подпунктом "б" пункта 3 настоящего Порядка, согласно таблице.

В случае если величина предельных объемов предоставления мер государственной поддержки, предусмотренной подпунктом "а" пункта 2 Правил отбора (Гп1), определенная в порядке, установленном настоящим пунктом, больше значения совокупного объема дефицита денежных средств, определенного в соответствии с абзацем восьмым пункта 5 настоящего Порядка, такая величина принимается равной значению указанного совокупного объема дефицита денежных средств.

В случае, предусмотренном абзацем восьмым пункта 5 настоящего Порядка, а также в случае, если сумма значений совокупного объема дефицита денежных средств, определенного в соответствии с абзацем восьмым пункта 5 настоящего Порядка, и предельных объемов предоставления меры государственной поддержки, предусмотренной подпунктом "а" пункта 2 Правил отбора (Гп1), больше или равна нулю, и при наличии письменного мотивированного отказа кредитной организации в реструктуризации кредитной задолженности системообразующей организации, срок погашения которой наступает в 2022 году, системообразующая организация рассчитывает объемы предоставления мер государственной поддержки, предусмотренной подпунктом "в" пункта 2 Правил отбора. При этом величина такого объема определяется как разница между совокупным объемом дефицита денежных средств, определенного в соответствии с абзацем восьмым пункта 6 настоящего Порядка, и значения показателя, предусмотренного абзацем пятым подпункта "ж" пункта 3 настоящего Порядка.

Системообразующая организация вправе принять решение об определении объемов предоставления мер государственной поддержки по всем формам их предоставления или по отдельным из них в размере меньшем, чем обоснованный в соответствии с настоящим пунктом.

7. Необходимые сроки предоставления объемов государственной поддержки в 2022 году, которые системообразующая организация рассчитывает в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Порядка, определяются системообразующей организацией самостоятельно с учетом необходимости предупредить возникновение дефицита денежных средств и обеспечить ее устойчивое функционирование, а в случае, если системообразующая организация претендует на предоставление меры государственной поддержки, предусмотренной подпунктом "в" пункта 2 Правил отбора, - с учетом необходимости своевременных выплат в 2022 году по договорам займа, кредитным договорам. При этом системообразующая организация основывает свои выводы на сведениях о расходах системообразующей организации, учтенных при формировании таблицы, в соответствии с приложенными к ней материалами. Обоснования необходимых сроков предоставления мер государственной поддержки прикладываются системообразующей организацией к таблице.

Системообразующая организация вправе принять решение об определении сроков предоставления мер государственной поддержки позднее сроков, обоснованных в соответствии с настоящим пунктом. Такие сроки признаются обоснованными и достаточными для выхода системообразующей организации из высокой группы риска.

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 29.09.2022 N 522)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Расчеты и обоснования (включая таблицу) объемов и сроков предоставления мер государственной поддержки, произведенные в соответствии с пунктами 5 - 7 настоящего Порядка, являются результатами анализа деятельности.

Виды расходов, подлежащие компенсации за счет предоставления мер государственной поддержки, предусмотренные результатами анализа деятельности, включая таблицу, а также перечень связанных лиц, указанный в абзаце четырнадцатом пункта 4 настоящего Порядка, используются для определения целевого использования предоставляемых средств при предоставлении мер государственной поддержки в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации к их целевому использованию.