Решение Верховного Суда РФ от 27.01.2003 N ГКПИ02-1399 <Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконными пункта 31, абз. 5 пп. 2 пункта 45 "Типового Положения о дошкольном образовательном учреждении", утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 667, а также абз. 5 пункта 53 и пункта 54 "Типового Положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста", утв. Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 N 1204>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 27 января 2003 г. N ГКПИ 02-1399

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи

Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,

при секретаре Чумариной Ю.В.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Растимешина Д.В. о признании незаконными пункта 31, абз. 5 пп. 2 пункта 45 "Типового положения о дошкольном образовательном учреждении", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 667 (с изменениями от 14 февраля 1997 г.), а также абз. 5 пункта 53 и пункта 54 "Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204,

установил:

Растимешин Д.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемые пункты названных Типовых положений не соответствуют требованиям ст. 43 Конституции РФ, ст. ст. 9, 12 и 17 Закона РФ "Об образовании", а также нормам других федеральных законов и нарушают права детей и их родителей на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в муниципальных и государственных образовательных учреждениях.

В судебном заседании Растимешин Д.В. заявленное требование поддержал в полном объеме.

Представитель Правительства РФ Мурванидзе Г.И. с жалобой не согласился и просил об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемые пункты положений действующему законодательству РФ не противоречат и охраняемых законом прав заявителя не нарушают.

Выслушав объяснения заявителя, представителя Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными (незаконными).

Как установлено судом, Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677 (с изменениями от 14 февраля 1997 г.) было утверждено "Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении", в пункте 31 которого предусмотрено, что взимание платы с родителей за содержание детей в дошкольном образовательном учреждении производится в соответствии с законодательством РФ, а в абз. 5 пп. 2 пункта 45 этого же Положения указано на то, что источниками формирования имущества и финансовых ресурсов дошкольного образовательного учреждения являются также и средства родителей (законных представителей).

Позднее Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204 было утверждено "Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста", в абз. 5 пункта 53 и пункте 54 которого содержатся такие же правила, что и в указанных выше пунктах "Типового положения о дошкольном образовательном учреждении".

По утверждению представителя Правительства РФ, указанные пункты Типовых положений Конституции РФ и федеральным законам не противоречат.

Данные положения соответствуют Постановлению Верховного Совета РФ N 2464-1 от 6 марта 1992 г. "Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений", которым установлена предельная величина размера оплаты родителями стоимости содержания детей в указанных учреждениях - не более 20 процентов от всех затрат.

Взимание платы с родителей за содержание детей в государственном или муниципальном дошкольном образовательном учреждении не означает, что ребенок не получает бесплатного дошкольного образования, поскольку плата в данном случае взимается лишь за содержание детей в таких учреждениях, а не за дошкольное образование.

Эти утверждения представителя Правительства РФ материалами дела не опровергнуты.

Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение, кроме субъективных выводов общего характера, и самим заявителем.

Анализ содержания оспариваемых пунктов названных Типовых положений также свидетельствует о их соответствии требованиям действующего законодательства РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предусмотренных ст. 13 Гражданского кодекса РФ оснований для признания оспариваемых пунктов указанных Типовых положений незаконными не имеется.

Довод заявителя Растимешина Д.В. о том, что оспариваемые пункты Типовых положений, предусматривающие взимание платы с родителей за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, фактически устанавливают и плату за получение детьми образования в этих учреждениях, не может быть принят во внимание, поскольку он ничем не подтвержден и основан лишь на личных выводах самого заявителя.

Кроме того, данный довод опровергается объяснениями представителя Правительства РФ и содержанием Постановления Верховного Совета РФ от 6 марта 1992 г. N 2464-1, из которого следует, что с родителей подлежит взиманию плата только за содержание детей в дошкольных учреждениях.

Данное Постановление Верховного Совета РФ никем не отменено, продолжает действовать и как нормативный правовой акт более высокого уровня обязателен к исполнению Правительством РФ, что им и было сделано при утверждении названных Типовых положений.

Требование о необходимости внесения платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях (детских садах) вытекает и из содержания п. 9 ст. 50 Закона РФ "Об образовании", согласно которому на основе полного государственного обеспечения осуществляется содержание в дошкольных образовательных учреждениях только детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

Из приведенной нормы Закона следует, что родители (законные представители) не освобождены от уплаты расходов, связанных с содержанием их детей в дошкольных образовательных учреждениях.

При разрешении жалобы заявителя суд принимает во внимание также и то обстоятельство, что оспариваемыми пунктами Типовых положений плата за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях фактически не устанавливается, а лишь обозначается, что одним из источников финансирования дошкольных учреждений является оплата родителями содержания в них своих детей, взимание которой производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, что действующему законодательству РФ не противоречит и прав заявителя не нарушает.

Другие доводы, на которые заявитель ссылался в судебном заседании, также не могут служить основанием к удовлетворению жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

жалобу Растимешина Д.В. о признании незаконными пункта 31, абз. 5 пп. 2 пункта 45 "Типового положения о дошкольном образовательном учреждении", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677 (с изменениями от 14 февраля 1997 г.), а также абз. 5 пункта 53 и пункта 54 "Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.