См. Обзор за 2022 год.

Лизинговые компании

1.

Нарушение порядка и сроков предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю; нарушение порядка выявления необычных операций (сделок) и информирования Росфинмониторинга о подозрительных операциях

В соответствии с абз. 4 пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ обязательному контролю подлежит операция по предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга), если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. руб., либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб., или превышает ее.

Основанием для предоставления или получения имущества в лизинг является договор финансовой аренды (лизинга). Документом, подтверждающим факт передачи имущества в лизинг, является передаточный документ.

Следовательно, непосредственно передаточный документ, подтверждающий факт предоставления имущества по договору финансовой аренды (лизинга), является основанием для направления в Росфинмониторинг необходимой информации, поскольку становятся известны необходимые сведения: вид операции и основания ее совершения (номер и дата договора финансовой аренды (лизинга), номер и дата передаточного акта), дата совершения операции, сумма, на которую она совершается и т.д.

Обязанность лизинговой компании по предоставлению соответствующей информации в Росфинмониторинг возникает с даты, указанной в передаточном документе, и должна быть исполнена в установленный Федеральным законом N 115-ФЗ срок.

Выявлены случаи представления сведений по сделкам с лизинговым имуществом по коду 5009, ранее даты передачи данного имущества лизингополучателю и на суммы, не соответствующие передаточному документу (по факту заключения договора лизинга).

1.

Невыполнение требований по идентификации клиентов (их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев)

Согласно п. 26 Требований к идентификации клиентов, утвержденных приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366, организации/ИП обязаны обновлять сведения, полученные в результате идентификации клиентов (их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев), в срок, установленный абз. 1 пп. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, за исключением случаев, определенных пунктом 28 указанных Требований.

В ходе проверки организацией представлены анкеты, в которых фиксируются сведения о клиентах (их представителях, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах).

В результате анализа анкет установлено, что организацией в нарушение пп. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ и положений программы идентификации ПВК организации не проводилось обновление сведений о своих клиентах.

В частности, организацией заключены договоры лизинга с лизингополучателем, бенефициарными владельцами которого являются Иванов И.И. (с 15.02.2019 года) и Петров П.П. (с 01.03.2020).

Проверкой установлено, что организацией в графе "Бенефициарные владельцы клиента" анкеты указан только Иванов И.И., а графа "Обоснование принятого решения о признании физ. лица бенефициарным владельцем" - не заполнена. Дата составления анкеты - 15.01.2020, дата обновления - 12.04.2021.

Непроведения организацией обновления сведений о клиенте, привело к тому, что с 01.03.2020 второй бенефициарный владелец клиента не был установлен, как следствие, меры по его идентификации не принимались.