Одним из приоритетов в надзорной деятельности Росфинмониторинга является развитие дистанционных форм контроля, а также внедрение в практику элементов консультативного надзора.
В 2021 году территориальными органами Росфинмониторинга возобновлено проведение проверок, приостановленных в 2020 году решением Правительства Российской Федерации в связи со сложной эпидемиологической обстановкой <4>. В 2021 году доля документарных проверок впервые превалировала над выездными.
--------------------------------
<4> Во исполнение Поручения Правительства Российской Федерации от 18.03.2020 N ММ-П36-1945 проводимые территориальными органами Росфинмониторинга проверки сначала были приостановлены, а в связи с последующим введением постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 моратория, проверки были отменены до конца 2020 года.
Оценка исполнения контролируемыми лицами требований законодательства о ПОД/ФТ осуществляется Росфинмониторингом с использованием автоматизированной системы дистанционного мониторинга (АСДМ), позволяющей определить уровень риска в целях выбора форм и периодичности проведения мероприятий государственного контроля, включая контрольные мероприятия.
Рис. 2. Динамика количества проверок, проведенных территориальными органами Росфинмониторинга
При оценке рисков в деятельности контролируемых лиц Росфинмониторинг учитывает комплекс факторов. Помимо критериев, характеризующих выполнение обязательных требований (полнота, качество, соблюдение установленных сроков, в том числе по представлению сведений и др.), в моделе оценки рисков учитываются так называемые присущие риски, т.е. факторы, определяющие подверженность рискам конкретного субъекта исходя из результатов национальной и секторальной оценок рисков, вида осуществляемой деятельности, его региональной привязки, а также актуальных рисков и типологий противоправной деятельности.
При этом в качестве отдельного критерия учитывается уровень сотрудничества контролируемых лиц с Росфинмониторингом (участие в опросах, информирование о подозрительных операциях (сделках) и др.).
В деятельности 99,6% проверенных в 2021 году контролируемых лиц были выявлены нарушения обязательных требований. По результатам контрольных мероприятий были возбуждены дела об административных правонарушениях.
Помимо территориальных органов Росфинмониторинга проверки соблюдения обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ в отношении контролируемых лиц также проводят органы прокуратуры. МРУ Росфинмониторинга рассмотрено более 250 материалов дел об административных правонарушениях, возбужденных органами прокуратуры в отношении контролируемых лиц, с последующим вынесением по результатам рассмотрения соответствующих постановлений.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях должностными лицами территориальных органов Росфинмониторинга оценивалась, в том числе существенность допущенных субъектами нарушений законодательства о ПОД/ФТ и принятие ими мер, направленных на устранение таких нарушений. При этом, как и в 2020 году, учитывались последствия, связанные с COVID-19 и вынужденным изменением условий работы проверенных субъектов.
Несмотря на снижение в последние годы количества нарушений законодательства о ПОД/ФТ, связанных с проведением идентификации клиентов, это нарушение продолжает оставаться одним из наиболее часто выявляемых по результатам проверок.
Последствия данного нарушения отражаются и на исполнении иных обязательных требований, в том числе порядка и (или) периодичности проведения мероприятий по проверке наличия или отсутствия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также информирования Росфинмониторинга о результатах таких проверок.
Наиболее существенным нарушением законодательства о ПОД/ФТ (выявлено в 30% проверок контролируемых лиц) является несоблюдение:
- порядка и сроков представления в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю;
- порядка выявления и фиксирования операций, соответствующих критериям и признакам необычных сделок, и при наличии оснований информирования Росфинмониторинга о подозрительных операциях (сведения по коду 6001).
В результате неисполнения требований законодательства о ПОД/ФТ, которые влекут непредставление вышеуказанных сведений, возникают препятствия к осуществлению должного анализа информации о таких операциях (сделках) для выявления рисков ОД/ФТ и оперативному принятию мер, направленных на их снижение.
Именно поэтому непредставление сведений в Росфинмониторинг влечет за собой более строгие административные наказания (на должностное лицо - штраф до 50 тыс. руб., на юридическое лицо - штраф до 300 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток), установленные частью 2 статьи 15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Как показал анализ дел об административных правонарушениях, причинами допускаемых контролируемыми лицами нарушений в 2021 году являлось несвоевременное прохождение обучения в сфере ПОД/ФТ, а также несвоевременное ознакомление с вступившими в силу нормами законодательства о ПОД/ФТ, что также повлекло за собой невнесение соответствующих изменений во внутренние документы, разрабатываемые в целях ПОД/ФТ, а также сами процедуры внутреннего контроля.
По итогам 2021 года доля обжалованных в судебном порядке контролируемыми лицами постановлений о назначении административных наказаний, вынесенных уполномоченными должностными лицами территориальных органов Росфинмониторинга, составила около 3% <5>. При этом около 80% обжалуемых в судебных органах постановлений территориальных органов Росфинмониторинга оставлены либо полностью в силе (жалобы без удовлетворения), либо частично - штраф заменен на предупреждение, изменен размер санкции.
--------------------------------
<5> Вступившие в силу постановления, вынесенные по результатам проверок, проведенных в 2021 году.
Примеры соответствующих судебных разбирательств приведены в Приложении N 3.
Основными доводами при оспаривании постановлений о назначении административных наказаний в анализируемом периоде стали следующие <6>:
--------------------------------
<6> Аналогично доводам, приведенным в 2019 - 2021 гг.
- заявитель в связи с неправильным пониманием положений нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ и (или) несвоевременным ознакомлением с вступившими в силу изменениями не исполняет обязательные требования либо исполняет их с нарушением действующих порядка и сроков;
- заявитель не согласен с назначенным наказанием в виде административного штрафа (цель обжалования - снижение суммы штрафа или его замена на предупреждение).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей