III. Порядок и сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий

III. Порядок и сроки проведения

контрольных (надзорных) мероприятий

20. При осуществлении государственного пожарного надзора проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:

1) инспекционный визит;

2) рейдовый осмотр;

3) выездная проверка;

4) документарная проверка;

5) выборочный контроль.

21. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, является:

1) наличие у подразделения государственного пожарного надзора сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

5) истечение срока исполнения решения подразделения государственного пожарного надзора об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

22. Проведение подразделением государственного пожарного надзора плановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью:

1) для категории значительного риска - выездная проверка один раз в 3 года;

2) для категории среднего риска - инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 5 лет.

23. В отношении объектов надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

24. Основанием для включения планового контрольного (надзорного) мероприятия в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий является истечение в году проведения контрольного (надзорного) мероприятия периодичности, установленной пунктом 22 настоящего Порядка, с даты:

1) ввода объекта надзора в эксплуатацию;

2) окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия.

25. План проведения контрольных (надзорных) мероприятий утверждается директором СВР России или заместителем директора - начальником Службы обеспечения деятельности СВР России.

26. В случаях предоставления контролируемым лицом информации о невозможности его присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в связи с временной нетрудоспособностью на дату проведения контрольного (надзорного) мероприятия и (или) наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, эпидемия), подтвержденных доказательствами, контрольные (надзорные) мероприятия решением начальника подразделения переносятся на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для обращения, если оценка соблюдения требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия не может быть проведена без присутствия контролируемого лица.

27. В случае представления в подразделение государственного пожарного надзора расчета по оценке пожарного риска в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия проверяется:

1) соответствие исходных данных, а также параметров и характеристики объекта надзора, которые учитываются в расчете по оценке пожарного риска, фактическим данным, полученным в ходе его обследования;

2) соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2020 г. N 1084 <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 30, ст. 4940.

28. В случае выявления в ходе контрольного (надзорного) мероприятия несоответствия расчета по оценке пожарного риска предъявляемым требованиям, а равно несоблюдение требований пожарной безопасности, включенных в перечень мер, разработанных по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта надзора требованиям пожарной безопасности, контрольное (надзорное) мероприятие продолжается с установлением (оценкой) выполнения требований пожарной безопасности, определенных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

29. Инспекционный визит проводится путем взаимодействия с контролируемым лицом по месту осуществления деятельности (нахождения его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.

30. В ходе проведения инспекционного визита могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);

2) опрос;

3) получение письменных объяснений;

4) инструментальное обследование;

5) истребование документов, которые в соответствии с требованиями пожарной безопасности должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.

31. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.

32. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте надзора не может превышать один рабочий день.

33. Рейдовый осмотр проводится путем взаимодействия с несколькими контролируемыми лицами, осуществляющими владение, пользование или управление объектом надзора.

К рейдовому осмотру могут привлекаться экспертные организации, эксперты и специалисты.

34. В ходе проведения рейдового осмотра могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);

2) опрос;

3) получение письменных объяснений;

4) истребование документов;

5) отбор проб (образцов);

6) инструментальное обследование;

7) испытание;

8) экспертиза.

35. Срок проведения рейдового осмотра не может превышать десять рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.

36. Выездная проверка проводится посредством взаимодействия с контролируемым лицом, владеющим объектом надзора и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений подразделения государственного пожарного надзора.

Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.

37. В ходе проведения выездной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);

2) опрос;

3) получение письменных объяснений;

4) истребование документов;

5) отбор проб (образцов);

6) инструментальное обследование;

7) испытание;

8) экспертиза.

38. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется подразделением государственного пожарного надзора не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала, посредством заблаговременного направления копии решения начальника подразделения о проведении выездной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование вручения.

39. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.

40. Внеплановый инспекционный визит, рейдовый осмотр, выездная проверка могут проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением:

1) поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

2) требования прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

3) истечения срока исполнения решения подразделения государственного пожарного надзора об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

4) если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Подразделение государственного пожарного надзора для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта надзора.

41. Документарная проверка проводится по месту нахождения подразделения государственного пожарного надзора.

42. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений подразделения государственного пожарного надзора.

Сведения, содержащие информацию, составляющую государственную или иную охраняемую законом тайну, представляются в подразделение государственного пожарного надзора с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

43. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами подразделения государственного пожарного надзора рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в его распоряжении, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах контрольных (надзорных) мероприятий, осуществленных в отношении этих контролируемых лиц.

44. В ходе проведения документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) получение письменных объяснений;

2) истребование документов.

45. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении подразделения государственного пожарного надзора, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, подразделение государственного пожарного надзора направляет в адрес контролируемого лица требование представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку.

В течение десяти рабочих дней со дня получения требования контролируемое лицо обязано направить в подразделение государственного пожарного надзора указанные в требовании документы.

46. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениях, содержащимся в имеющихся у подразделения государственного пожарного надзора документах и (или) полученным при осуществлении государственного пожарного надзора, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения.

Контролируемое лицо, представляющее в подразделение государственного пожарного надзора пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, указанных в настоящем пункте, вправе дополнительно представить документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

47. Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления подразделением государственного пожарного надзора контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов, а также период с момента направления контролируемому лицу информации о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в подразделение государственного пожарного надзора.

48. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.

49. Предметом выборочного контроля является соблюдение контролируемыми лицами требований в отношении продукции, установленных техническими регламентами.

50. В ходе проведения выборочного контроля могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) получение письменных объяснений;

3) истребование документов;

4) отбор проб (образцов);

5) инструментальное обследование;

6) испытание;

7) экспертиза.

51. При осуществлении контрольных (надзорных) действий в форме отбора проб (образцов), инструментального обследования, испытания и (или) экспертизы в ходе выборочного контроля используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5140; 2021, N 27, ст. 5179.

Отбор проб (образцов) может быть осуществлен в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, испытания и (или) экспертизы.

Отбор проб (образцов) оформляется соответствующим протоколом. Протокол отбора проб образцов является приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

52. Отбор проб (образцов) продукции (товаров) в ходе проведения выборочного контроля может осуществляться исключительно при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательных требований иными способами, без отбора проб (образцов) продукции (товаров). Отбор проб (образцов) продукции (товаров) осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.

53. Срок проведения выборочного контроля определяется периодом времени, в течение которого обычно проводятся изъятие проб (образцов) соответствующей продукции (товаров) и необходимые экспертизы.

54. О проведении выборочного контроля контролируемые лица не уведомляются.

55. Результатом проведения контрольных (надзорных) мероприятий является оформление по месту нахождения подразделения государственного пожарного надзора акта по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 г. N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" (зарегистрирован Минюстом России 31 мая 2021 г., регистрационный N 63710) <1> (далее - приказ Минэкономразвития России от 31 марта 2021 г. N 151).

--------------------------------

<1> С изменениями, внесенными приказом Минэкономразвития России от 27 октября 2021 г. N 651 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2021 г., регистрационный N 66372).

В случае выявления фактов нарушений обязательных требований составляется предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее - предписание) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящему Порядку), которое прилагается к акту. Указанные документы составляются в двух экземплярах.

56. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

57. Должностными лицами, ответственными за оформление акта, являются должностные лица подразделения государственного пожарного надзора, проводившие контрольное (надзорное) мероприятие.

58. В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.

59. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.

60. В случае несоответствия результатов расчета по оценке пожарного риска должностным лицом подразделения государственного пожарного надзора в акте указываются причины несоответствия расчета по оценке пожарного риска предъявляемым требованиям и (или) указываются невыполненные меры, разработанные по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности.

61. В случае установления в ходе контрольного (надзорного) мероприятия факта нарушений порядка оценки соответствия требованиям пожарной безопасности при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) в акте указываются невыполненные меры, разработанные по результатам проведенной независимой оценки пожарного риска и (или) расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта надзора требованиям пожарной безопасности и (или) противопожарного режима.

62. Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

63. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте делается соответствующая отметка.

64. В случае если решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия было принято по согласованию с органом прокуратуры, то копия акта направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, непосредственно после его оформления.

65. Контролируемое лицо, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте, в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения акта вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном пунктами 82 - 85 настоящего Порядка.