3.5. Требования охраны труда при техническом обслуживании воздушных линий СЦБ
3.5.1. Работы на воздушных сигнальных линиях автоблокировки в местах повышенной опасности электромеханик/электромонтер должен выполнять по наряду-допуску под руководством специально назначенного лица в должности не ниже старшего электромеханика, который обязан лично присутствовать на месте работ, руководить работами и обеспечивать выполнение требований охраны труда.
К местам повышенной опасности относятся:
опоры с совместной подвеской проводов воздушных линий (ВЛ) 6 - 10 кВ и с напряжением до 1000 В при расстоянии между ними менее 2 м;
участки пересечения воздушными линиями железнодорожных путей и шоссейных дорог;
места демонтажа проводов на воздушных линиях, подверженных влиянию электрифицированных железных дорог переменного тока.
3.5.2. Не допускается производить работы на воздушных сигнальных линиях автоблокировки при изменении погодных условий с ухудшением видимости, при грозе, гололеде, сильном ветре, снегопаде.
Работа по ликвидации аварий должна выполняться не менее, чем двумя работниками.
3.5.3. Места повышенной опасности следует ограждать предупреждающими знаками и плакатами.
Перед подъемом на опоры необходимо проверить состояние железобетонных опор, их элементов, железобетонных приставок; проверить степень загнивания деталей деревянных опор.
Подниматься на опору и работать на ней разрешается только в случаях, когда имеется уверенность в достаточной устойчивости и прочности опоры. Необходимость и способы укрепления опоры, прочность которой вызывает сомнения (недостаточность заглубления, вспучивание грунта, загнивание древесины, трещины в бетоне и т.д.), определяются на месте производителем или руководителем работ.
Работы по усилению опоры с помощью растяжек следует выполнять без подъема на опору, т.е. с телескопической вышки или другого механизма для подъема людей, с установленной рядом опоры, либо применять для этого специальные раскрепляющие устройства, для навески которых не требуется подниматься по опоре. Подниматься по опоре разрешается только после ее укрепления.
При работе с телескопической вышки необходимо закрепить строп страховочной привязи к ограждению.
Работы по демонтажу опор и проводов ВЛ, а также по замене элементов опор должны производиться в присутствии руководителя работ.
3.5.4. Все работы на опорах независимо от высоты подъема электромеханик и электромонтер должны производить только после закрепления на опоре при помощи средств защиты от падения с высоты и укрепления когтей или лазов в устойчивом положении. Запрещается работать на опоре стоя на одном когте, без когтей и СИЗ отпадения с высоты, подниматься на опору и работать на когтях, не прикрепленных прочно к ногам стяжными ремнями и запятниками.
При работе с телескопической вышки необходимо закрепить строп страховочной привязи к ограждению.
3.5.5. При работе когти или лазы необходимо устанавливать так, чтобы они были нагружены равномерно. Если когти или лазы являются единственным средством подъема на опору, то в бригаде их должно быть не менее двух комплектов. Когти и лазы должны выдерживать статическую нагрузку 1765 Н (180 кгс) без остаточной деформации.
3.5.6. Приставные лестницы должны обеспечивать возможность производства работ стоя на ступеньке, находящейся на расстоянии не менее 1 м от верхнего конца лестницы, длина лестницы не должна превышать 5 м.
3.5.7. Перед подъемом на опору необходимо убедиться в ее прочности. Если опора укреплена приставкой, следует также убедиться в надежности ее крепления к приставке; при необходимости опору следует укрепить.
Запрещается работать на одной опоре двум работникам одновременно.
3.5.8. Осмотр СИЗ от падения с высоты (страховочной привязи, касок и других необходимых СИЗ) должен проводиться до и после каждого использования.
3.5.9. Все работы на опорах, независимо от высоты подъема, электромеханик и электромонтер СЦБ должны производить только после закрепления на опоре при помощи СИЗ от падения с высоты и укрепления когтей или лазов в устойчивом положении. Запрещается работать на опоре, стоя на одном когте, без когтей и СИЗ от падения с высоты, подниматься на опору и работать на когтях, не прикрепленных прочно к ногам стяжными ремнями и запятниками.
3.5.10. При работе когти или лазы необходимо устанавливать так, чтобы они были нагружены равномерно. Если когти или лазы являются единственным средством подъема на опору, то в бригаде их должно быть не менее двух комплектов. Когти и лазы должны выдерживать статическую нагрузку 1765 Н (180 кгс) без остаточной деформации.
3.5.11. Приставные лестницы должны обеспечивать возможность производства работ стоя на ступеньке, находящейся на расстоянии не менее 1 м от верхнего конца лестницы, длина лестницы не должна превышать 5 м.
3.5.12. Перед подъемом на опору необходимо убедиться в ее прочности. Если опора укреплена приставкой, следует также убедиться в надежности ее крепления к приставке; при необходимости опору следует укрепить.
Запрещается работать на одной опоре двум работникам одновременно.
3.5.13. Электромеханик и электромонтер СЦБ, обслуживающие воздушные сигнальные линии автоблокировки, должны знать по каким цепям передается электропитание устройств СЦБ, а также должны знать местонахождение на профиле и номера цепей, работа на которых разрешается при снятом напряжении питания устройств СЦБ.
3.5.14. Поднимать на опору арматуру или провода следует при помощи веревки после того, как работник устойчиво и надежно укрепится на опоре (закрепить страховочный строп страховочной привязи к анкерной точке, учитывая факторы падения и маятника). Запрещается класть инструмент на траверсы и подвешивать его на провода.
3.5.15. При работе на деревянных опорах, пропитанных масляными антисептиками, электромеханик и электромонтер СЦБ должны использовать брезентовый или специальный защитный костюм от антисептиков и брезентовые рукавицы.
3.5.16. На угловой опоре с крюковым профилем или кронштейнами следует работать с внешней стороны угла, образованного проводами.
При работе на угловой опоре с траверсным профилем следует располагаться с внешней стороны по отношению к проводам, на которых производится работа. Перед началом работы необходимо проверить прочность насадки изоляторов у проводов, по отношению к которым работающий будет находиться с внутренней стороны угла.
Заменять битые и треснувшие изоляторы, снимать их с крюков и штырей следует только в рукавицах.
3.5.17. При погрузке опор на транспортные средства и их выгрузке необходимо под колеса транспортных средств подложить упоры.
Выгружать опоры с транспортных средств следует на деревянные брусья и укладывать их в штабеля ровными рядами через прокладки, которые следует подклинить у крайних опор. В штабеле должно быть не более шести рядов.
3.5.18. Переносить деревянные опоры следует при помощи специальных приспособлений (клещей). При отсутствии приспособлений переносить опору следует, находясь по одну сторону. Поднимать и сбрасывать опоры следует только одновременно и по команде руководителя работ.
3.5.19. Установку деревянных опор следует производить, как правило, механизированным способом.
Подъем легких одностоечных деревянных опор без применения средств механизации следует производить с использованием багров и ухватов. При этом следует использовать не менее трех багров. Работники должны находиться с разных сторон опоры.
Запрещается применять вместо багров и ухватов лопаты, колья и другие случайные приспособления, а также упирать концы ухватов или багров в грудь или живот.
3.5.20. Сложные А - образные опоры и опоры длиной более 10 м необходимо во время подъема удерживать канатами, прикрепленными к их вершинам.
Прекращать поддержку поднятой опоры ухватами и баграми, подниматься на опору и снимать оттяжки с поднятой опоры можно только по разрешению руководителя работ после того, как опора будет надежно закреплена в грунте (в фундаменте); при этом котлован должен быть засыпан и грунт утрамбован.
3.5.21. Железобетонные опоры следует перемещать только механизированным способом. Устанавливать железобетонные опоры необходимо только краном с применением троса, закрепленного на опоре около монтажной скобы или на расстоянии не более 1/5 ее длины, считая от вершины.
Запрещается переносить и устанавливать железобетонные опоры вручную.
3.5.22. Работы по демонтажу проводов воздушных сигнальных линий автоблокировки на участках железных дорог с электрической тягой переменного тока допускается производить только при отключенной и, кроме того, заземленной на месте производства работ контактной сети и линий электропередачи, в присутствии работника ЭЧ.
Демонтируемые провода необходимо заземлять через каждые 100 м.
Работы должны выполняться бригадой, состоящей не менее, чем из двух работников, один из которых должен иметь группу по электробезопасности не ниже IV, а второй - не ниже III с использованием СИЗ указанных в пункте 3.4.1 Инструкции.
3.5.23. При валке опоры тяговые тросы и оттяжки следует крепить в верхней части опоры до начала работ по освобождению ее основания.
Опоры, имеющие загнивание, следует крепить оттяжками и тросами телескопической вышки.
Приступать к освобождению основания демонтируемой опоры разрешается только после того, как опора надежно предохранена от падения оттяжками.
Ослабление троса при валке опоры должно выполняться равномерно во избежание его обрыва.
3.5.24. При смене подгнивших опор развязку проводов следует проводить сверху вниз. Работы по развязке проводов должны выполняться с телескопической вышки или с опоры, предварительно усиленной накладками или вспомогательной стойкой.
3.5.25. При ремонте, установке и валке опор запрещается:
при смене приставок П- и АП-образных опор как одинарных, так и сдвоенных, откапывать сразу две ноги опоры;
при вытаскивании заменяемой приставки из котлована или опускании новой находиться кому-либо в котловане.
3.5.26. Промежуточные деревянные опоры можно заменять вдвоем, с применением ручной лебедки.
Ручную лебедку необходимо надежно укрепить на опоре. Канат или трос, удерживающий блок, следует прочно закрепить на расстоянии 0,5 - 1,5 м от вершины опоры. Подвешивать блок на крюк траверсы и подкосы запрещается.
3.5.27. После установки новой опоры ее вершину и вершину старой опоры следует временно скрепить хомутом. При спиливании старой опоры следует предварительно укрепить ее временными боковыми оттяжками.
3.5.28. При замене угловой опоры следует ослабить вязки проводов на опорах, смежных с угловой. Заменяемую опору можно откапывать и убирать только после того, как провода будут переложены на новую опору.
3.5.29. На линиях, проходящих в гористой (холмистой) местности, ямы для установки опор должны быть вырыты ступенями к вершине склона.
3.5.30. При рытье ям лопатой в слабом грунте стенки ямы должны быть укреплены досками толщиной не менее 10 мм и бревнами (распорами), начиная с глубины 1 м - в насыпных, песчаных и крупнообломочных грунтах; 1,25 м - в супесях; 1,5 м - в суглинках и глинах.
3.5.31. После установки опоры распоры крепления следует снимать постепенно, начиная снизу, и через каждые 20 - 30 см засыпанную в яму землю утрамбовывать.
При плывунах и мокрых грунтах, когда распоры крепления вынимать опасно из-за возможности обвала грунта, ямы следует засыпать без разборки креплений.
3.5.32. При обнаружении во время рытья ям неизвестного трубопровода или кабеля электромеханик/электромонтер должен прекратить работу и сообщить об этом старшему электромеханику (ответственному руководителю работ).
3.5.33. Переносить провода на вновь устанавливаемую опору можно только после того, как эта опора будет окончательно укреплена.
В тех случаях, когда работнику, работающему на угловой опоре, трудно самостоятельно переложить провода, эти провода должны блоками оттягивать с земли другие работники бригады, предварительно ослабив вязки проводов на смежных опорах.
3.5.34. Раскатывать проволоку и трос следует только в спецодежде и рукавицах, а при необходимости применять брезентовые наплечники.
При ручной раскатке опоясываться концом проволоки или троса, надевать заделанный петлей конец на руку или плечо запрещается.
3.5.35. При наложении бухты проволоки на тамбур внутренний конец проволоки должен быть заделан так, чтобы исключалась возможность выскакивания его во время вращения тамбура при раскатке.
Затормаживать вращающийся тамбур необходимо тормозными приспособлениями. Торможение путем нажима на вращающуюся бухту проволоки или части тамбура руками или ногой запрещается.
3.5.36. Перед началом работ на мостовых кронштейнах, укрепленных на фермах железнодорожного или шоссейного моста и оборудованных специальными площадками, необходимо перед выходом на площадку надеть СИЗ от падения с высоты, указанные в пункте 3.4 Инструкции.
3.5.37. При отсутствии площадки электромеханик (электромонтер) СЦБ должен надежно закрепить себя страховочным канатом к ферме моста, и только после этого выходить к кронштейну и влезать на него. Длина страховочного каната должна позволять монтеру свободное перемещение по кронштейну снизу вверх. Помимо страховочного каната работающий должен закрепиться страховочной привязью за мостовой кронштейн.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей