4.3.9. Острые психологические реакции на стресс

4.3.9. Острые психологические реакции на стресс.

К ним относятся:

плач;

истероидная реакция (истерика);

агрессивная реакция;

страх;

апатия.

До оказания первой помощи необходимо оценить обстановку, свое состояние, силы и готовность помочь пострадавшему, обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи.

При плаче:

не оставлять пострадавшего одного, позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился (например, близкий или знакомый человек);

выражать свое сочувствие и поддержку пострадавшему (например, словами, сесть рядом, держать его за руку);

дать возможность пострадавшему говорить о своих чувствах, при этом воздержаться от советов;

отвлечь пострадавшего от затянувшегося состояния сменой темы разговора, несложной деятельностью, сконцентрировав его внимание на глубоком и ровном дыхании.

При истерике:

отвести пострадавшего от окружающих и сконцентрировать его внимание на себе;

при невозможности отвести пострадавшего от окружающих, внимательно слушать его, оказывать поддержку и выражать свое согласие с ним;

сохранять спокойствие, не демонстрировать пострадавшему сильных эмоций;

говорить простыми словами, уверенно;

не потакать желаниям пострадавшего, не вступать в активный диалог по поводу его высказываний;

переключить внимание пострадавшего (например, назвать его по имени и задать неожиданный вопрос на отвлеченную тему, требующий развернутого ответа);

передать пострадавшего специалистам или близким людям.

При агрессивной реакции:

сохранять спокойствие, не демонстрировать пострадавшему сильных эмоций;

воздержаться от эмоциональной реакции на поведение пострадавшего;

говорить спокойно, неторопливо, постепенно снижая темп и громкость своей речи;

не вступать с пострадавшим в спор, демонстрировать благожелательность;

при необходимости отойти с пострадавшим от окружающих, дать ему возможность выговориться;

вовлечь пострадавшего в активную деятельность, связанную с физической нагрузкой;

объяснить пострадавшему негативный исход подобного поведения (по возможности);

привлечь внимание специалистов правоохранительных органов к пострадавшему.

При страхе:

находиться рядом с пострадавшим, дать ему ощущение безопасности;

сконцентрировать внимание пострадавшего на спокойном медленном дыхании;

осуществить простое интеллектуальное действие (например, предложить посчитать до пяти);

при улучшении состояния пострадавшего предложить поговорить о его страхах, не нагнетая эмоций;

сориентировать пострадавшего полезной информацией о происходящем вокруг, успокоить его.

При апатии:

создать для пострадавшего условия, в которых он будет чувствовать себя комфортно (например, проводить до места отдыха), при отсутствии такой возможности помочь выйти из данного состояния (например, предложить ему сделать самомассаж активных биологических зон: мочек ушей и пальцев рук);

разговаривать с пострадавшим мягко, спокойно, медленно, постепенно повышая темп и громкость своей речи;

задать пострадавшему вопросы, на которые он сможет ответить развернуто;

предложить пострадавшему пройтись пешком или сделать несколько простых физических упражнений;

вовлечь пострадавшего в совместную деятельность (например, оказать посильную помощь другим пострадавшим, принести чай, воду).

(пп. 4.3.9 введен распоряжением ОАО "РЖД" от 17.09.2024 N 2270/р)