III. Порядок и сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий

III. Порядок и сроки проведения

контрольных (надзорных) мероприятий

16. Контрольные (надзорные) мероприятия должностными лицами подразделений ГПН проводятся с учетом Положения о федеральном государственном пожарном надзоре.

17. Плановое контрольное (надзорное) мероприятие может проводиться в виде:

выездной проверки;

инспекционного визита;

рейдового осмотра.

18. Внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие может проводиться в виде:

выездной проверки;

документарной проверки;

инспекционного визита;

рейдового осмотра;

выборочного контроля.

19. В ходе проведения инспекционного визита могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);

опрос;

получение письменных объяснений;

инструментальное обследование;

истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.

20. В ходе проведения рейдового осмотра и выездной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

отбор проб (образцов);

инструментальное обследование;

экспертиза.

21. В ходе проведения внеплановой документарной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

получение письменных объяснений;

истребование документов.

22. Предметом выборочного контроля является исключительно соблюдение контролируемыми лицами требований в отношении продукции, установленных техническими регламентами.

23. В ходе проведения выборочного контроля могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

отбор проб (образцов);

инструментальное обследование;

испытание;

экспертиза.

24. Результатами осуществления государственного надзора являются:

оформление акта контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт);

принятие решений по результатам контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Положением о федеральном государственном пожарном надзоре.

25. Срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия не может превышать 10 рабочих дней.

26. План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год (далее - ежегодный план) формируется на основе перечня объектов государственного надзора в соответствии с периодичностью проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, установленной Положением о федеральном государственном пожарном надзоре для категорий риска, к которым отнесены объекты государственного надзора <*>, и утверждается начальником Главного управления.

--------------------------------

<*> Пункт 41 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 17, ст. 1964; 2021, N 50, ст. 8557).

27. В ежегодный план подлежат включению контрольные (надзорные) мероприятия в отношении контролируемых лиц, для которых в году реализации указанного плана истекает установленный Положением о федеральном государственном пожарном надзоре период времени с даты:

ввода объекта государственного надзора в эксплуатацию;

окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия <**>.

--------------------------------

<**> Пункт 42 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 17, ст. 1964; 2021, N 50, ст. 8557).

28. В проект ежегодного плана включаются сведения о плановых контрольных (надзорных) мероприятиях, в том числе:

наименование подразделения ГПН, осуществляющего контрольное (надзорное) мероприятие;

вид, предмет и сроки проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

основания включения контрольного (надзорного) мероприятия в план проверок;

объекты государственного надзора, включая адреса мест осуществления деятельности контролируемыми лицами или адреса нахождения иных объектов государственного надзора, в отношении которых проводятся контрольные (надзорные) мероприятия, категории риска, к которым они отнесены;

сведения о контролируемых лицах, включая основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика, фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина, полное или сокращенное (при наличии) наименование, адрес места нахождения организации (ее филиалов, обособленных структурных подразделений).

29. В ежегодный план не включаются объекты государственного надзора, относящиеся к категории низкого риска.

30. Исключение контрольного (надзорного) мероприятия из ежегодного плана производится в следующих случаях:

в связи с ликвидацией организации, прекращением гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, влекущими невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

в связи с прекращением контролируемым лицом вида деятельности, в отношении которого было запланировано контрольное (надзорное) мероприятие;

в связи с изменением категории риска, к которой отнесен объект государственного надзора, если такое изменение влечет уменьшение частоты или отказ от проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;

в связи с исключением объекта государственного надзора из перечня объектов государственного надзора;

в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы;

в связи с принятием начальником Главного управления решения об исключении планового контрольного (надзорного) мероприятия из ежегодного плана на основании актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих запрет (ограничение) на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в связи с принятием начальником Главного управления решения об исключении плановой проверки из ежегодного плана на основании мотивированного представления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

31. Основанием для проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия является наступление сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия, включенного в ежегодный план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

32. Основаниями для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются:

наличие у подразделения ГПН сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе его причинения охраняемым законом ценностям;

поручение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

истечение срока исполнения предписания подразделения ГПН об устранении выявленного нарушения обязательных требований, вынесенного по результатам ранее проведенного контрольного (надзорного) мероприятия.

33. Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании решения руководителя (заместителя руководителя) подразделения ГПН.

34. Контрольные (надзорные) мероприятия подлежат проведению с учетом внутренних правил контролируемых лиц, режима работы объекта государственного надзора.

35. О проведении контрольного (надзорного) мероприятия контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия не позднее чем за 24 часа до его начала посредством направления заказного почтового отправления и (или) электронного документа по информационной системе "Система электронного документооборота Министерства обороны Российской Федерации" (далее - СЭД) (при ее наличии у контролируемого лица) либо по адресу электронной почты контролируемого лица, если такой адрес содержится в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен в подразделение ГПН, или иным способом, обеспечивающим фиксирование вручения.

36. В случае если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, подразделение ГПН для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение 24 часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта государственного надзора посредством направления в тот же срок копии решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для его проведения.

37. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений контролируемым лицом обязательных требований должностное лицо подразделения ГПН в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации:

выдает после оформления акта контролируемому лицу предписание об устранении нарушений обязательных требований (далее - предписание) с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

принимает меры по контролю за устранением выявленных нарушений, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью людей, окружающей среде, охраняемым законом ценностям, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

38. В предписании указываются:

наименование и место нахождения объекта государственного надзора, информация об организациях и о гражданах, являющихся собственниками (правообладателями) объектов государственного надзора;

перечень выявленных нарушений и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены;

сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием контролируемого лица или его уполномоченного представителя;

подписи должностных лиц подразделения ГПН, проводивших проверку.

39. Сроки устранения выявленных нарушений обязательных требований устанавливаются должностным лицом подразделения ГПН с учетом характера нарушений, организационных, технических, материальных факторов, влияющих на их устранение.

Дата (период) проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в целях контроля выполнения предписания устанавливается должностным лицом подразделения ГПН с учетом сроков устранения нарушений, указанных в предписании.

40. При выявлении в ходе проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований и наличии на объекте государственного надзора неисполненного предписания должностным лицом подразделения ГПН выдается новое предписание, в котором:

устанавливаются новые сроки устранения не устраненных к установленному ранее выданным предписанием сроку нарушений обязательных требований;

переносятся из предписания, исполнение которого проверяется, ранее выявленные нарушения, срок устранения которых не истек, при этом сохраняются ранее установленные и неистекшие сроки.