1.1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2022 года N 219 утверждено Положение о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - контроль (надзор) в сфере ПОД/ФТ).
Профилактические мероприятия, являясь одним из элементов контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ, позволяют при незначительной регуляторной нагрузке обеспечить эффективное снижение рисков неисполнения обязательных требований.
В этой связи применение профилактики правонарушений становится особенно актуальным в текущих условиях принятия Правительством Российской Федерации мер по обеспечению финансовой стабильности и поддержки бизнеса.
В соответствии с вышеуказанным Положением профилактические мероприятия реализуются посредством:
а. анкетирования (опроса) контролируемого лица;
б. обобщения правоприменительной практики и доведения ее результатов до сведения контролируемых лиц;
в. доведения до контролируемого лица информации о требованиях законодательства, актуальных рисках легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, операциях (сделках), требующих повышенного внимания со стороны контролируемого лица при осуществлении ими внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ);
1.2. Настоящая Программа разработана в целях организации проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу и ее территориальными органами в 2022 году мероприятий по профилактике, направленных на предупреждение нарушений организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, требований, установленных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Субъектами профилактики являются организации, осуществляющие операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели, указанные в статье 5 Федерального закона, N 115-ФЗ, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее - контролируемые лица).
Программа учитывает практику проведения Росфинмониторингом профилактических мероприятий в 2020 - 2021 годах в условиях действия ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), и предусматривает приоритетное использование средств дистанционного взаимодействия, в том числе:
а. проведение совместно с Международным учебно-методическим центром финансового мониторинга (https://mumcfm.ru/) мероприятий по повышению уровня осведомленности контролируемых лиц о требованиях законодательства и актуальных рисках легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (далее - ОД/ФТ) посредством видео-конференц-связи;
б. доведение до контролируемых лиц через функционал Личного кабинета организаций и индивидуальных предпринимателей на сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Личный кабинет) информации об изменениях законодательства в сфере ПОД/ФТ, результатов проведенных опросов (анкетирования), обобщения правоприменительной практики, информационных сообщений и типологий ОД/ФТ;
в. обсуждение сложных вопросов правоприменительной практики, обмен опытом по отдельным аспектам организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ на базе Консультативного совета и Совета комплаенс при Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ, а также его региональных подразделений (https://www.fedsfm.ru/activity/supervisory-sovet).
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
1.2. Целями профилактических мероприятий, осуществляемых Росфинмониторингом, являются:
а. обеспечение осведомленности контролируемых лиц об обязательных требованиях и рисках ОД/ФТ, повышение уровня правовой грамотности и правовой культуры руководителей и должностных лиц;
б. стимулирование добровольного сотрудничества и механизмов частно-государственного партнерства в сфере ПОД/ФТ;
в. реализация риск-ориентированного подхода, обеспечение оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов при осуществлении государственного контроля (надзора);
г. снижение административной нагрузки на контролируемых лиц, в том числе посредством предупреждения нарушений обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований и др.
1.3. Планирование и осуществление профилактических мероприятий Росфинмониторингом и его территориальными органами осуществляется на основе программно-целевого подхода и следующих принципов:
а) понятности - представление информации об обязательных требованиях законодательства о ПОД/ФТ в простой, понятной, исчерпывающей форме (описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов, их содержащих, и разъяснение административных последствий за нарушение обязательных требований);
б) информационной открытости - доступность сведений о проводимых Росфинмониторингом профилактических мероприятиях. Информация о планируемых к проведению мероприятиях доводится до контролируемых лиц заблаговременно и адресно (с учетом территориальной привязки) через функционал Личного кабинета;
в) вовлеченности и полноты охвата - обеспечение включения максимально возможного числа контролируемых лиц в профилактические мероприятия и учет их потребностей в конкретных видах профилактических мероприятий;
г) оценки результативности - результативность профилактических мероприятий оценивается посредством анализа изменения характера исполнения контролируемыми лицами обязательных требований, а также поступающей от них обратной связи. В 2022 году запланирована реализация технической возможности предоставления оценки (по 5-балльной шкале) контролируемыми лицами проведенных Росфинмониторингом и его территориальными органами профилактических мероприятий, а также направления предложений и замечаний по ним через функционал Личного кабинета;
д) принцип обязательности - профилактические мероприятия проводятся на постоянной основе в соответствии с утверждаемой программой профилактических мероприятий, публикуемой на официальном сайте Росфинмониторинга и в справочно-информационных системах.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей