I. Общие положения

1. Федеральный государственный геологический контроль (надзор) на объектах, подведомственных ФСБ России (далее - государственный геологический надзор), осуществляет подразделение службы технических инспекций и пожарного надзора Службы обеспечения деятельности ФСБ России, на которое возложены организация и осуществление государственного геологического надзора (далее - надзорный орган).

2. Предметом государственного геологического надзора в отношении участков недр, за исключением участков недр местного значения, является соблюдение лицами, указанными в пункте 16 настоящего Порядка (далее - контролируемые лица), обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" <1> (далее - Закон "О недрах"), Водным кодексом Российской Федерации <2> (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации <3> (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами (далее - обязательные требования).

--------------------------------

<1> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 24, ст. 4188.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; 2022, N 1, ст. 39.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; Российская газета, 2022, 11 марта, N 52.

3. Государственный геологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, за исключением требований, являющихся предметом федерального государственного горного надзора в соответствии со статьей 38 Закона "О недрах" <1>, в том числе по следующим вопросам:

--------------------------------

<1> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 24, ст. 4188.

а) наличие утвержденной проектной документации, предусмотренной статьями 23.2 и 36.1 Закона "О недрах" <2>;

--------------------------------

<2> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 18, ст. 3067.

б) соблюдение требований проектной документации, предусмотренной статьями 23.2 и 36.1 Закона "О недрах", недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;

в) ведение геологической и иной документации при осуществлении видов пользования недрами, предусмотренных статьей 6 Закона "О недрах" <3>, обеспечение ее сохранности;

--------------------------------

<3> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 18, ст. 3067.

г) соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр;

д) достоверность содержания геологической и иной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;

е) соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды;

ж) своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами;

з) выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами или соглашением о разделе продукции;

и) сохранность находящихся на участке недр горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и (или) в иных целях;

к) сохранность образцов горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и иных материальных носителей первичной геологической информации о недрах, полученных при осуществлении пользования недрами на участке недр;

л) предотвращение самовольного пользования недрами;

м) предотвращение самовольной застройки земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов и находящихся на площадях залегания полезных ископаемых, а также размещения за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений;

н) достоверность данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, включаемых в государственную отчетность организациями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу;

о) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;

п) исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;

р) ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.

4. К разрешительным документам, содержащим требования, оценка соблюдения которых проводится в рамках государственного геологического надзора, относятся:

а) проектная документация, предусмотренная статьей 23.2 Закона "О недрах";

б) проектная документация, предусмотренная статьей 36.1 Закона "О недрах";

в) документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предусмотренные статьей 7 Закона "О недрах" <1>;

--------------------------------

<1> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 24, ст. 4188.

г) план и (или) схема развития горных работ, предусмотренные статьей 24 Закона "О недрах" <2>;

--------------------------------

<2> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 24, ст. 4188.

д) разрешение на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, предусмотренное статьей 25 Закона "О недрах" <3>;

--------------------------------

<3> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5135.

е) решение о согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (за исключением питьевых и технических), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, предусмотренной статьей 23.2 Закона "О недрах", оформленное в соответствии с порядком, предусмотренным абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации <4>.

--------------------------------

<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2020, N 12, ст. 1657.

5. Объектами государственного геологического надзора являются деятельность контролируемых лиц в области использования и охраны недр, участки недр, предоставленные в пользование, а также неиспользуемые части недр на объектах, подведомственных ФСБ России (далее - объекты надзора).

6. При осуществлении государственного геологического надзора применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, предполагающая отнесение объектов надзора к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска) и определяющая интенсивность профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

7. Отнесение объектов надзора к определенной категории риска осуществляется решением руководителя (заместителя руководителя) надзорного органа на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов надзора к категориям риска согласно приложению к настоящему Порядку.

8. Учет объектов надзора осуществляется:

а) при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

б) при сборе, обработке, анализе и учете информации об объектах надзора, представляемой надзорному органу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации, в том числе сведений, содержащихся в государственном реестре работ по геологическому изучению недр, государственном реестре участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами.