IV. Организация и проведение контрольных (надзорных) мероприятий

IV. Организация и проведение контрольных

(надзорных) мероприятий

12. Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на плановой и внеплановой основе.

13. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана контрольных (надзорных) мероприятий на год, подготавливаемого подразделением ГПН.

Основанием для включения контрольного (надзорного) мероприятия в план контрольных (надзорных) мероприятий является истечение периодичности проведения контрольных (надзорных) мероприятий, установленной пунктом 41 Положения <1>, с даты:

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 17, ст. 1964; 2021, N 50, ст. 8557.

ввода объекта надзора в эксплуатацию (получения подразделением ГПН сведений об объектах надзора);

окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия.

Проведение контрольных (надзорных) мероприятий планируется в отношении всех объектов надзора, которыми контролируемое лицо владеет и (или) пользуется, а в случае если объекты надзора находятся на территориях нескольких субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), проведение контрольных (надзорных) мероприятий может быть запланировано отдельно в отношении каждого такого объекта надзора.

14. В отношении объектов надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

15. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в виде выездной проверки.

16. Основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия является:

1) истечение срока исполнения решения государственного инспектора ФСБ России по пожарному надзору об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) наличие у подразделения ГПН подтвержденных сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

3) поручение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

4) требование прокурора о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц.

17. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в виде выездной или документарной проверки.

Внеплановая выездная проверка проводится, если не представляется возможным оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов надзора обязательным требованиям, а также оценить исполнение решений государственного инспектора ФСБ России по пожарному надзору об устранении нарушений обязательных требований без выезда на место нахождения объектов надзора путем совершения контрольных (надзорных) действий, которые могут совершаться в ходе документарной проверки.

18. Выездная проверка (плановая, внеплановая) проводится по месту нахождения объекта надзора в целях оценки соответствия деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов надзора обязательным требованиям, а также оценки исполнения решений государственного инспектора ФСБ России по пожарному надзору об устранении нарушений обязательных требований.

Срок проведения выездной проверки (плановой, внеплановой) не может превышать десять рабочих дней.

При установлении срока выездной проверки учитываются количество, площадь и территориальное расположение объектов надзора, природно-климатические и географические условия субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), а также количество государственных инспекторов ФСБ России по пожарному надзору, уполномоченных на ее проведение.

19. В ходе проведения выездной проверки (плановой, внеплановой) могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) опрос;

3) получение письменных объяснений;

4) истребование документов;

5) отбор проб (образцов);

6) инструментальное обследование;

7) испытание;

8) экспертиза.

20. Документарная проверка проводится по месту нахождения подразделения ГПН путем рассмотрения имеющихся в его распоряжении документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанных с исполнением ими обязательных требований, результатов предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалов рассмотрения дел об административных правонарушениях и иных документов о результатах осуществленного в отношении этих контролируемых лиц федерального государственного пожарного надзора.

В ходе проведения документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

получение письменных объяснений;

истребование документов.

В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении подразделения ГПН, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, подразделение ГПН направляет в адрес контролируемого лица требование представить в срок, установленный пунктом 25 настоящего Порядка, иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.

В случае, если в ходе проведения документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у подразделения ГПН документах и (или) полученным при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период со дня направления подразделением ГПН контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения документы либо пояснения до дня их представления в подразделение ГПН.

21. Период проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия с целью оценки исполнения решений государственного инспектора ФСБ России по пожарному надзору об устранении нарушений обязательных требований определяется с учетом установленных сроков устранения указанных нарушений.

22. Осмотр осуществляется посредством проведения визуального обследования территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, иных предметов без вскрытия помещений (отсеков), транспортных средств, без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами. Осмотр не осуществляется в отношении жилых помещений.

По результатам осмотра государственным инспектором ФСБ России по пожарному надзору составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений, а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.

23. Опрос заключается в получении устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией.

Результаты опроса фиксируются в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений.

24. Получение письменных объяснений предусматривает запрос письменных свидетельств, имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями.

Письменные объяснения оформляются путем составления письменного документа в свободной форме.

Государственный инспектор ФСБ России по пожарному надзору вправе собственноручно составить объяснения со слов должностных лиц или военнослужащих (работников), представителей контролируемого лица, свидетелей. В этом случае указанные лица знакомятся с объяснениями, при необходимости дополняют текст, делают отметку о том, что с их слов записано верно, и подписывают документ, указывая дату его составления.

25. Истребование документов заключается в предъявлении (направлении) контролируемому лицу требования о представлении в установленный в нем срок необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также носителей информации.

Устанавливаемый государственным инспектором ФСБ России по пожарному надзору срок представления контролируемым лицом необходимых документов не может быть меньше:

при выездной проверке - одного рабочего дня;

при документарной проверке - десяти рабочих дней.

В случае представления заверенных копий истребуемых документов государственный инспектор ФСБ России по пожарному надзору вправе ознакомиться с подлинниками документов.

В случае, если контролируемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного в требовании срока, оно обязано незамедлительно ходатайством в письменной форме уведомить государственного инспектора ФСБ России по пожарному надзору о невозможности представления документов в установленный срок с указанием причин и срока, в течение которого контролируемое лицо может представить истребуемые документы. В течение двадцати четырех часов со дня получения такого ходатайства государственный инспектор ФСБ России по пожарному надзору продлевает срок представления документов или отказывает в продлении срока, о чем информирует контролируемое лицо любым доступным способом.

26. Отбор проб (образцов) заключается в изъятии (выборке) проб (образцов) предметов и материалов для проведения инструментального обследования, испытания и (или) направления указанных проб (образцов) на экспертизу в подразделение ГПН и (или) экспертную организацию в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Отбор проб (образцов) осуществляется в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, испытания и (или) экспертизы.

По результатам отбора проб (образцов) составляется протокол отбора проб (образцов).

27. Инструментальное обследование заключается в совершении по месту нахождения объекта надзора действий с использованием специального оборудования и (или) технических приборов для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

К специальному оборудованию и (или) техническим приборам, используемым при совершении инструментального обследования, относятся измерительные, испытательные приборы и инструменты, мини-лаборатории и переносные аппараты, утвержденные в качестве применяемого испытательного оборудования, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие в случае необходимости метрологическую поверку, а также государственные и иные информационные системы, программные средства, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Инструментальное обследование осуществляется государственным инспектором ФСБ России по пожарному надзору или специалистом, имеющими допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов.

По результатам инструментального обследования составляется протокол инструментального обследования.

28. Испытание заключается в совершении действий с использованием специального оборудования и (или) технических приборов, предусмотренных абзацем вторым пункта 27 настоящего Порядка, для исследования проб (образцов), иных предметов и материалов по вопросам, имеющим значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Испытание осуществляется государственным инспектором ФСБ России по пожарному надзору или специалистом, имеющими допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов.

По результатам испытания составляется протокол испытания.

29. Экспертиза заключается в проведении исследований по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в различных областях науки, техники и которые поставлены перед экспертом или экспертной организацией государственным инспектором ФСБ России по пожарному надзору в рамках контрольного (надзорного) мероприятия в целях оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Конкретное экспертное задание может включать одну или несколько из следующих задач экспертизы:

установление фактов, обстоятельств;

установление тождества или различия;

установление объективных свойств и состояний имеющихся в наличии образцов;

проведение оценки образца на соответствие заданным критериям;

установление соответствия образца существующим принципам и нормам права;

установление соответствия образца заданной системе нормативно-технических требований;

установление последствий изменения образца по заданной программе его развития.

Отбор, удостоверение и представление на экспертизу образцов осуществляются государственным инспектором ФСБ России по пожарному надзору, проводящим контрольное (надзорное) мероприятие, либо привлеченным к его проведению специалистом или экспертом.

Экспертиза может осуществляться как по месту нахождения объекта надзора непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, так и по месту осуществления деятельности эксперта или экспертной организации.

Время осуществления экспертизы зависит от вида экспертизы и устанавливается индивидуально в каждом конкретном случае по соглашению между подразделением ГПН и экспертом или экспертной организацией.

При невозможности транспортировки образца исследования к месту работы эксперта подразделение ГПН и контролируемое лицо обеспечивают ему беспрепятственный доступ к образцу и необходимые условия для исследования.

Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением.

30. О проведении контрольного (надзорного) мероприятия контролируемое лицо уведомляется подразделением ГПН посредством почтовой или иной связи не позднее чем за двадцать четыре часа до начала его проведения.

31. Проведение контрольного (надзорного) мероприятия в виде выездной проверки, а также совершение в ходе него контрольных (надзорных) действий (за исключением экспертизы) осуществляется в присутствии представителя контролируемого лица.

32. В случаях представления контролируемым лицом информации о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих проведению контрольного (надзорного) мероприятия (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, эпидемия), подтвержденных доказательствами, контрольные (надзорные) мероприятия переносятся на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для обращения, если оценка соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия не может быть проведена без присутствия представителя контролируемого лица.

33. Контрольные (надзорные) мероприятия (плановые, внеплановые) проводятся на основании распоряжения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, которое подготавливается в одном экземпляре, подписывается главным государственным инспектором ФСБ России по пожарному надзору или его заместителем, регистрируется и заверяется печатью.

Учет распоряжений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в журнале учета контрольных (надзорных) мероприятий.

Распоряжение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия (планового, внепланового), предусматривающего командирование государственного инспектора ФСБ России по пожарному надзору, подготавливается на основании планов (решений), являющихся основанием для командирования, утвержденных (принятых) соответствующими должностными лицами.

Распоряжение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, не предусматривающего командирование государственного инспектора ФСБ России по пожарному надзору, подготавливается на основании решения начальника службы технических инспекций и пожарного надзора Службы обеспечения деятельности ФСБ России.

34. Контрольное (надзорное) мероприятие может проводиться как одним государственным инспектором ФСБ России по пожарному надзору, так и группой государственных инспекторов ФСБ России по пожарному надзору.

Контрольное (надзорное) мероприятие проводится только тем государственным инспектором ФСБ России по пожарному надзору, который указан в распоряжении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

35. Контрольное (надзорное) мероприятие начинается с ознакомления под роспись руководителя, начальника или иного уполномоченного должностного лица контролируемого лица с распоряжением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

36. В случае представления в подразделение ГПН расчета по оценке пожарного риска в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия проверяется соответствие исходных данных, а также параметров и характеристик объекта надзора, которые учитываются в расчете по оценке пожарного риска, фактическим данным, а также соответствие расчета требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2020 г. N 1084 <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 30, ст. 4940.

В случае выявления в ходе контрольного (надзорного) мероприятия несоответствия расчета по оценке пожарного риска предъявляемым требованиям, а равно несоблюдения обязательных требований, включенных в перечень мер, разработанных по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта надзора обязательным требованиям, контрольное (надзорное) мероприятие продолжается с установлением (оценкой) выполнения требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом N 123-ФЗ.

При несоответствии расчета по оценке пожарного риска в акте контрольного (надзорного) мероприятия указываются причины несоответствия расчета по оценке пожарного риска предъявляемым требованиям и (или) указываются невыполненные меры, разработанные по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта надзора обязательным требованиям.

37. В случае установления в ходе контрольного (надзорного) мероприятия факта нарушения порядка оценки соответствия требованиям пожарной безопасности при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) в акте контрольного (надзорного) мероприятия указываются невыполненные меры, разработанные по результатам проведенной независимой оценки пожарного риска и (или) расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта надзора обязательным требованиям и (или) требованиям противопожарного режима.

38. Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий принимается государственными инспекторами ФСБ России по пожарному надзору самостоятельно. В обязательном порядке фото- или видеофиксация доказательств нарушений обязательных требований осуществляется в следующих случаях:

при проведении контрольного (надзорного) мероприятия на объекте надзора, правообладателем которого создавались (создаются) препятствия в проведении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий;

если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия усматривается состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено административное приостановление деятельности;

при отборе проб (образцов).

Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы имеющиеся в распоряжении подразделения ГПН либо представленные ему контролируемым лицом технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи.

Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.

Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений.

Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи прилагаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны, а также с учетом требований, предъявляемых к эксплуатации взрывопожароопасных помещений.

39. Межведомственное информационное взаимодействие подразделения ГПН с государственными органами по вопросам предоставления сведений, необходимых для осуществления федерального государственного пожарного надзора, осуществляется посредством направления запросов (при необходимости).